Опять об уходе Путина и приходе Белого всадника. А. Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино» (отзыв на книгу)

Буратино как очередная инкарнация Белого Всадника в конспирологической литературе
Ранее я уже рассказывал о том, что Нео из культовой кинотрилогии «Матрица» воплощает образ Белого Всадника. Но этот архетип проявляется не только там. Человека, не погружённого в тему, может удивить, насколько часто этот символ встречается в литературе. Более того, речь идёт не только о мифах и эзотерических трактатах, но и о произведениях, знакомых каждому.
Одним из таких примеров является Буратино – главный герой «Золотого ключика» Алексея Толстого. Сегодня я предлагаю разобрать этот сюжет и показать, почему он вписывается в конспирологическую традицию. Заодно мы коснёмся ряда других книг, которые содержат скрытые философские смыслы, но для большинства читателей остаются просто сказками.
«Золотой ключик» как скрытое послание
На первый взгляд, «Золотой ключик» – детская сказка, однако её композиция указывает на глубокий философский подтекст. Исследователи, в том числе Бузиновские в книге «Тайна Воланда», утверждают, что текст связан с эзотерическим обществом «Диск» и теориями Роберта Бартини.
Любопытен даже выбор имени главного героя. «Буратино» звучит созвучно фамилии Бартини. Случайность? Возможно. Но стоит учитывать, что Бартини и его окружение активно интересовались гностическими учениями и противостояли ложному творцу – Демиургу, которому поклоняются и, так называемые, «православные люди».
Буратино: Белый Всадник и новый Гермес
Как только Буратино попадает в театр Карабаса-Барабаса, куклы моментально его узнают и восклицают: «Это же Буратино!». Но как такое возможно, если Папа Карло вырезал его всего день назад? В этом явно прослеживается мотив пророчества о приходе Белого Всадника, что характерно для множества текстов, включая апокрифические писания.
Так же как и Нео в «Матрице», Буратино не является обычным человеком – он искусственно создан, что напрямую перекликается с герметическими представлениями о сущности богов:
«Люди – смертные боги, боги – бессмертные люди».
В «Матрице» программные сущности (Архитектор, Смит, Пифия) выполняют роль богов. Буратино тоже несёт эту функцию: он не просто герой, а проводник знания, трикстер, подобный Гермесу. Такие персонажи обладают особыми знаниями и нарушают границы иллюзорного мира, обнажая его ложную природу.
Буратино действует не прямолинейно, а с хитростью, что сближает его с Гермесом – богом плутовства. Его миссия заключается в разоблачении театра Карабаса-Барабаса (мира Демиурга) и открытии прохода в настоящую реальность.
Карабас-Барабас: Демиург, правитель иллюзий
Карабас-Барабас олицетворяет собой Демиурга – ложного создателя, владыку иллюзий. Он управляет кукольным театром, внутри которого марионетки живут, не осознавая своей настоящей природы. Он не творец, а узурпатор, удерживающий кукол в подчинении.
Сам театр символизирует Матрицу, а Карабас-Барабас – её Архитектора, стремящегося любой ценой сохранить систему. Недаром Шекспир писал:
«Весь мир – театр».
Но даже у Карабаса-Барабаса есть слабое место – страх перед Золотым ключиком. Этот артефакт даёт доступ к высшему знанию и способен разрушить систему его власти.
Тортилла – София, хранительница Гносиса
Старейшая черепаха Тортилла передаёт Буратино Золотой ключик, но не вмешивается в дальнейшую борьбу. Её роль напоминает архетип Софии – носительницы Гносиса (истинного знания), которая не может открыто действовать в мире Демиурга.
В гностических текстах София находится под контролем Демиурга и вынуждена передавать знание скрыто. Аналогично, Тринити в «Матрице» действует в тени, маскируясь под обычного человека. Тортилла исполняет ту же функцию – она даёт ключ к свободе, но пройти путь к освобождению герой должен самостоятельно.
Мальвина и Артемон: Гавриил (Сатана) и Азазель
Мальвина, ранее принадлежавшая театру Карабаса-Барабаса, помогает Буратино, но при этом ведёт себя властно. В театре она была примой, что делало её фактически правой рукой Карабаса.
Этот образ перекликается с фигурой Сатаны, который после поражения в восстании против Демиурга стал Архангелом Гавриилом, но тайно продолжил борьбу.
Мальвина стремится навязать строгий порядок, воспитывает Пьеро в духе дисциплины, но в то же время не полностью лояльна системе. Она занимает промежуточную позицию, находясь между восстанием и подчинением.
А её верный спутник – чёрный пудель Артемон – напрямую ассоциируется со смертью. В булгаковском «Мастере и Маргарите» Воланд носит трость с головой чёрного пуделя, а в «Фаусте» Гёте Мефистофель появляется именно в этом обличии.
Артемон символизирует Азазеля – ангела смерти и знамёносца Люцифера. В апокрифах он представлен как одна из ключевых фигур борьбы с Демиургом. Вспомним также роман «Час Быка» Ивана Ефремова: там с инфернальной системой Торманса покончили именно «Серые Ангелы».
Итог
«Золотой ключик» – это не просто детская сказка, а закодированный эзотерический текст, связанный с тайными обществами и гностическими теориями.
В этой истории скрыта концепция борьбы с ложным богом:
• Буратино – Белый Всадник, Гермес, носитель высшего знания.
• Карабас-Барабас – Демиург, создатель иллюзорного мира.
• Тортилла – София, источник сакрального знания.
• Мальвина – Гавриил-Сатана, амбивалентный персонаж, одновременно слуга и противник системы.
• Артемон – Азазель, воин-инсургент, балансирующая третья сила.
Как и в «Матрице», главной силой противостояния становится знание – Золотой ключик, способный открыть дверь в настоящий мир, лежащий за пределами иллюзии.
Ознакомительный фрагмент моей книги «Белый всадник» доступен здесь.
Купить книгу можно здесь.
Ничего себе поворот! Никогда бы не задумывалась так глубоко...
Даже на ум бы не пришла параллель Буратино и Белого Всадника!
Мне бы тоже, это Бузиновские "Тайна Воланда".
Интересная версия. Всё может быть! А вообще, это одна из самых моих любимых книг была в детстве. Много раз её перечитывала.
Скажу честно, мне она, в детстве, почему-то, не нравилась.
никогда бы не посмотрела на эту книгу с такой стороны!
Жизнь умеет удивить. Я бы тоже не посмотрел, "Тайна Воланда" Бузиновских подсказала.
Читала в школе 😁 книгу
Я перечитал, как прочёл Бузиновских "Тайну Воланда".
Андрей Козлович, "Незнайка на Луне" - книга всех времён и народов идущих к ноосфере ! 🤔
Да, Носов тоже член тайного общества "Диск", и я это понял ещё до выхода книги Бузиновских, и называл эту книгу "Час Быка" для детей. Кстати, думаю написать отзыв и о ней. Там роль Белого всадника сыграл Незнайка, его отличительная черта люди держат его до поры даже не за дурака, а за дурачка. Впрочем, это известно ещё со времён сказки "По щучьему велению".
Спасибо за отзыв, интересно
И Вам спасибо!