Английская «Туманность Андромеды» 20-х годов ХХ века

Любопытно, что самой известной книгой о коммунистическом будущем стала именно «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова – она наделала много шума и фактически породила в СССР феномен «красной утопии» в научной фантастике.
Это неудивительно: роман начал публиковаться в 1957 году, в год запуска первого спутника, и прекрасно вписался в атмосферу эпохи, став символом вместе с полётом Гагарина. При этом власти в СССР так и не заметили (или сделали вид, что не заметили), что общество, описанное в книге, к классическому коммунизму имеет весьма отдалённое отношение.
Между тем, если внимательно читать «Туманность Андромеды», становится очевидно, что это во многом калька с романа Герберта Уэллса «Люди как боги», написанного в 1923 году. Даже временные рамки совпадают. Но Уэллс честно указал, что описанное им общество не является коммунистическим – в отличие от трактовки Ефремова. Интересно, что еще раньше, в 1922 году, вышел роман «Страна Гонгури» Вивиана Итина – первая в мире фантастическая книга, основанная на идеях Бартини о параллельных вселенных. О ней я тоже планирую написать отдельно.
Что касается Уэллса, многие (включая супругов Бузиновских) считали его лидером тайного общества «Диск» на Западе, и книга «Люди как боги» это как нельзя лучше иллюстрирует. Именно Уэллс одним из первых в фантастике обратился к идее параллельных миров, начиная с рассказа «Дверь в стене» (1906). А в «Людях как боги» он развил эту тему, подчеркнув, что параллельные миры порождаются временем – хотя и не называл время трёхмерным, как у Бартини.
В «Людях как боги» ученые Арден и Гринлейк (фактически муж и жена, хотя в их мире отсутствует институт брака) экспериментируют с установлением связи между параллельными вселенными и гибнут. В их мир попадают несколько англичан из 1921 года, среди которых выделяется журналист Барнстейпл – именно он становится главным героем и рассказчиком. Его поражает этот мир Утопии, где почти достигнут коммунизм (хотя деньги там еще существуют, пусть и в символическом виде). Он в восторге, но остальные земляне – элита, священники, капиталисты – относятся к Утопии враждебно, обвиняя её чуть ли не в «свальном грехе».
Уэллс показывает, что в основе общества Утопии лежит вовсе не марксизм, а научное государство, где главная сила – наука и глубокое понимание психологии человека. Барнстейпл переживает личную эволюцию и приходит к выводу, что надежда на социальную справедливость снова возвращается к социализму, но уже в иной, гуманистической форме, а не в виде диктатуры.
Уэллс прямо пишет:
«Социализм в узких марксистских рамках теряет кротость и свежесть, жертвует созидательной энергией ради воинствующей активности... Их ошибочная уверенность в материальных причинах заставила их пренебречь воспитанием и критикой...»
Таким образом, «Люди как боги» не просто предвосхищает «Туманность Андромеды», но и показывает альтернативную модель будущего, где не классовая война, а знания и гуманизм становятся движущей силой прогресса. И хотя Ефремов создавал «свой» коммунистический космос, по сути, он шагал по дорожке, проложенной Уэллсом.
Отдельно стоит сказать, что в Утопии почти исчезли болезни, но с прибытием землян туда попадают и патогены, что вызывает эпидемию. И тут английская элита показывает свое истинное лицо: они решают воспользоваться эпидемией для захвата Утопии. Начинается война, и лишь Барнстейпл пытается остановить катастрофу.
Любопытно, что именно у Ефремова (в «Часе Быка») появляется общество Эры Встретившихся Рук, которое почти копирует уэллсовскую модель. Так что преемственность очевидна.
Всё это – лишь часть того, о чём хочется рассказать. В следующем отзыве, вероятно, расскажу о «Стране Гонгури», где идея параллельных миров впервые была воплощена в фантастике.
Подробнее ознакомится с моими отзывами на книги и фильмы можно на Айри, здесь.
Благодарю за Вашу интересную публикацию.
И Вам спасибо!
Интересная публикация, плавно переходит к Ефремову
Спасибо!
Доброе утро однако ж! Ознакомился
Неплохо.
Здравствуйте! Спасибо!
Интересно
Рад Вашему интересу!
Спасибо за статью.
И Вам спасибо!