После того как предрейсовые осмотры работников стали проводить дистанционно, произошел "резкий скачок заболеваемости гипертензией".
Немного о автоматизации и цифровизации. А также о медицинской удалёнке. Такая существует и уже не первый год.
После того как предрейсовые осмотры работников стали проводить дистанционно, с применением автоматизированных средств, произошел "резкий всплеск заболеваемости артериальной гипертензией" (а точней - выросло количество выявленных заболеваний) среди представителей этой группы пациентов. Например, в Центральной клинической медсанчасти Магнитогорска число работников с давлением выше 140/90 увеличилось более чем в три раза. И это, как говорится не предел.
Артериальная гипертензия (или проще говоря гипертония) - заболевание, которое характеризуется повышенным артериальным давлением. Она вызывает головные боли, одышку, боли в области сердца, нарушение сна и т.д. Болезнь может привести к более тяжёлым последствиям, поэтому её необходимо лечить. Для этого нужно обратиться к кардиологу.
Артериальную гипертензию с натяжкой, но можно отнести к профессиональной болезни водителей (так что не удивительно, что она встречается часто среди этой группы населения).
Но продолжим о дистанционной проверке. Всего в медсанчасти выполняется свыше 1,3 млн предрейсовых осмотров в год, и раньше имел место человеческий фактор - именно это и скрывало такое количество больных от Минздрава.
«Женщина-фельдшер измеряла давление, видела высокие показания и говорила: Васенька, я знаю твою семью, я прекрасно понимаю, что тебе надо идти работать, поэтому я тебе напишу давление не 190, а 120», — рассказал эксперт. — Сейчас давление измеряет автоматическая система, а данные сразу передаются в МИС».
«По итогам перевода предрейсовых осмотров в автоматический формат оказалось, что из 45 тыс. работников гипертензия есть примерно у трети (12—15 тыс. человек. Лишь треть из них знали о своем диагнозе. Из этой трети примерно треть реально получают адекватную терапию. Еще треть лечатся неправильно» - заметил он.
Соответственно, есть категория пациентов, которая не считает нужным контролировать свое давление - а это важно в случае выявления гипертензии. Вести дневник давления и контролировать эффект от лекарств (если они выписаны) - очень важны для лечения и улучшения качества жизни. В медсанчасти настоятельно рекомендуют им обратиться к кардиологу и получить рецепт: фельдшер напоминает им об этом при каждом визите, пока в системе МИС не появится соответствующая отметка. Но данная работа показала, насколько многие работники не хотят лечится и как сложно уговорить их проконсультироваться со специалистом. Хотя тут может и сказываться нехватка узких специалистов - таких как кардиолог и невролог. И более "широких" - таких как терапевт и врач общей практики. Мол - сколько можно ловить талончики или ехать в больницы, которые находятся достаточно далеко от районной поликлиники?
Аналогичный резкий рост заболеваемости произошел по всей стране, следует из доклада на площадке «ИТМ Петербург» заместителя директора Департамента цифрового развития и информационных технологий Минздрава России Олии Артемовой. Она затронула проблему невысокой приверженности терапии среди гипертоников, находящихся в программах дистанционного мониторинга (через несколько недель они устают передавать данные своего давления и просто начинают игнорировать эти требования). По ее словам, разработчикам стоило бы задуматься над созданием отечественных умных носимых устройств, которые бы передавали данные автоматически, без участия пациента, и имели статус медицинского изделия. Правда такие устройства на самом деле есть - это всякие умные смарт-часы, которые могут измерять давление и пульс. Но об их точности врачи спорят до сих пор. Ну и да, не всем подобные устройства по карману, плюс они передают данные как правило на мобильный телефон, а не куда-то ещё.
Вряд ли Минздрав или организация, где необходимы предрейсовые осмотры будут закупать подобные вещи. А значит, больные так и будут игнорировать требования врачей.