«Капитанская дочка» Пушкина должна была называться «История Пугачёва», а главным героем мог стать предатель

Но я хочу поговорить не столько о нём и его стихах, сколько о том единственном его труде, который можно назвать настоящей художественной прозой - романе (или повести?) «Капитанская дочка», написанном в 1836 голу
Первый исторический роман

Время и место действия книги - Россия, вторая половина 1770-х годов.
Это произведение стало одним из первых исторических романов, которые вышли из-под пера русских классиков.
Иными словами, Пушкин писал не о современниках, не о том, что видел своими глазами и слышал своими ушами, а о том, что происходило за 2,5 десятилетия до его рождения.
Во времена, когда не то что интернета, а лаже газетных архивов не было, написать такое произведение и не переврать историю, не насочинять небылиц было равносильно титаническому труду!
И мэтр с этим справился.
Почему пугачевщина?
Написать исторический роман Пушкин решил под влиянием творчества Вальтера Скотта. Такая идея возникла у автора ещё в начале 1830-х годов. По первоначальной задумке роман назывался «История Пугачёва». Но в ходе работы над книгой автор многое переосмыслил. И эта история получила два самостоятельных произведения.
Тема пугачёвщины в тот период звучала особенно остро и отвечала злободневности:
- по Европе прокатилась волна революций, что привело к падению династии Бурбонов во Франции и независимости Бельгии;
- восстание в Польше не могло не сказаться на настроении в Российской империи.
В то же время и в самой России то там, то здесь вспыхивали недовольства и бунты. Во всех слоях общества заговорили об угрозе новой крестьянской войны...
В своей книге Пушкин обращается к недалёкому, но важному для страны прошлому: пугачевскому восстанию. И мастерски изображает судьбы отдельно взятых людей дворянского сословия, оказавшихся впутанными в гражданскую войну.
Сложный выбор между служением законной императрице и собственным благополучием под крылышком бунтовщика разводит недавних приятелей по разные стороны баррикады и делает их врагами. Тем не менее, герои Пушкина не карточные, и каждый из них, словно алмаз, огранённый умелой рукой, покажет читателю все грани своей души. Такой сюжет наверняка найдёт отклик и у современного читателя, увлекающегося историческими романами.
Как Пушкин собирал информацию о восстании

О планах Пушкина создать исторический роман о Пугачевщине был осведомлён император Николай I. Государь разрешил поэту доступ к архивам, где он смог почерпнуть достаточно сведений об интересующем его периоде истории своей страны. А в феврале 1832 года Пушкин получил от императора сборник государственных актов, содержащих серьёзный свод документов петровской эпохи.
В архивах Пушкин встретил имя предателя и государственного преступника Михаила Шванвича, которого и решил изначально сделать главный героем своего повествования. Но позднее передумал, посчитав, что Шванчичу останется роль антагониста. Именно он в итоге, собрав еще несколько судеб воедино, станет Швабриным в романе.
Линия Маши Мироновой появляется в повествовании после того, как Пушкин нашёл историю семей двух комендантов приграничных крепостей: Веловского и Харлова.
Чтобы погрузиться в атмосферу событий своего романа, 17 августа 1833 года Пушкин выехал в Казань, где смог походить по местам Пугачёвщины.
Здесь, со слов историка, писатель узнал о том, что у Пугачёва была отличная память на лица и он помнил добро, сделанное ему человеком. Так, мотив благодарности бунтаря и разбойника и его способность оценить доброту человека понравились Пушкину, он использовал их в будущем романе через сюжет с заячьим тулупом.
В Оренбурге поэт встретился в очевидцами пугачевского бунта. Беседы с Ариной Бунтовой, Мариной Дехтяревой, Иваном Киселёвым и другими свидетелями дали Пушкину те важные детали, которых так не хватало его будущему произведению.
В 1834 году выкристаллизовалось новое видение романа и изменилась его идейная составляющая.
Вместо перехода дворянина в стан восставших, которую саму по себе было крайне сложно объяснить без дополнительных деталей биографии, Пушкин преподнёс нам процесс нравственного становления героя, сдающего «экзамен на человека и дворянина», как выражаются пушкиноведы.
Так в 1934 году появилось отдельное документальное произведение «Истории пугачёвского бунта», а двумя годами позднее – та самая «Капитанская дочка», которая и сегодня входит в курс школьной литературы. Произведение, написанное на основе реальной биографии отставного поручика Алексея Гринёва.
Вместо заключения
Роман был рассчитана на начитанных современников Пушкина, которым интересно было бы не только заглянуть в души людей, годившихся им в деды, но и проследить за тем, как развиваются персонажи в схожих условиях. Автор использует параллелизма – художественный приём, который помогает показать, как в схожих сложных условиях один человек прогибается под обстоятельства и теряет свою суть, а другой остаётся верным собственной чести, слову и долгу перед отечеством.
А вы читали его в школе или профилонили?
Картинки:
Интересная информация. Спасибо большое.
Спасибо за обзор.
Извините, но А. С. Пушкин писал о смыслах, которые не стареют, среди нет плохих ии главных. К факту -сколько людей столько и мнений. Смысловая литература, поэзия, журналстика исчезли
Очень жаль, что вы так думаете. В корне не согласна.
И роман читала и фильм смотрела с Ией Арепиной, Вячеславом Шалевичем и Олегом Стриженовым.
Читала