Невозвратное образование

В своё время была одна весьма интересная категория дел – это возврат денежных средств в связи с реализацией права на отказ от отказываемой услуги в порядке ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Да, есть такая норма, позволяющая потребителю отказаться от исполнения договора об оказании услуг, выполнении работ и прочих необходимых в быту вещей. Вроде бы и закреплены последствия такого отказа – обязанность компенсировать исполнителю фактические затраты на оказание услуг, выполнение работ и прочих.
Если в абсолютном большинстве случаев проблем при представлении интересов потребителя это не вызывает, то при работе с исполнителем приходится изрядно потрудиться. Но именно в этой категории дел есть одна противная подкатегория – это возврат денег от хозяйствующих субъектов, оказывающих образовательные услуги.
До недавнего времени это были так называемые «болты», то есть заведомо проигрышные дела. Дело в том, что договоры с образовательными организациями составлялись таким образом, что затраты исполнителя заранее определялись в определённую сумму, составляющую около 80-90% от суммы договора. Либо при оказании образовательных услуг в виде предоставления доступа к некой базе знаний, которую потребитель просматривал шаг за шагом, делалась оговорка о том, что услуги считаются оказанными в полном объёме с момента предоставления исполнителем доступа к порталу. Самое парадоксальное, что несмотря на явное противоречие требованиям ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» суды поддерживали такую позицию. Вот и существовала до недавнего времени эта фактически «невозвратная» категория дел.
Недавно одно из подобных дел дошло до Верховного Суда РФ. В Определении по делу № 5-КГ25-18-К2 именно этот суд обратил внимание на то, что необходимо устанавливать объём оказанных услуг и исходя именно из этого определять сумму денежных средств подлежащую возврату. Самый парадокс в том, что нижестоящие суды установили факт оказания услуг не в полном объёме, но при этом… отказывали в возврате излишне уплаченных денежных средств. Именно этим они ущемили права и законные интересы потребителя. Исходя из текста указанного судебного акта можно сделать вполне обоснованное предположение о пресловутом «пятиминутном» правосудии когда решение было известно заранее. Ведь доводы и о ненадлежащем качестве услуг судами не были даже рассмотрены. Именно поэтому дело было направлено на новое рассмотрение для устранения недостатков.
В такой категории дел необходимо особое внимание уделить фиксации доказательств: какой объём услуг потребитель получил, какой состав материалов. Помните, что никто не застрахован от того, что с помощью полномочий администратора возможно сделать так, что из системы будет видно, что потребитель освоил весь курс. Потому, перед написанием заявления о расторжении договора необходимо фиксировать прогресс в получении услуг либо скриншотами, либо, в идеальном варианте, с помощью удостоверения копии интернет-страницы нотариусом. А дальше всё стандартно: претензия-иск-ходатайство о принятии обеспечительных мер-судебное разбирательство. «Болт» стал вполне решаемым делом, но к разбирательству по которому надо готовиться. Причём в век цифровых технологий особенно тщательно. Ведь прав не тот кто прав, а тот, кто сумел это доказать.
А Вы сталкивались с необходимостью возврата денежных средств от образовательной организации?
Стартовое изображение - из базы 9111
Народ, необразованное стадо. Таких определений ВС РФ будет еще огромное количество. Жаль только, что кроме верховного суда больше ничего не работает.
Прошу прощения,автоматом нажала нет как ответ на поставленный вопрос(-1). Статья понравилась.Интересная тема.
Благодарю за Вашу интересную публикацию, спасибо.
Да, сталкивалась с подобным. И сейчас есть в производстве аналогичные дела. Ответчик ранее даже не удосуживался участвовать в делах. Но теперь аж землю роет, доказывая, что подобные иски не подходят под закон "О защите прав потребителей", а также надлежащее качество и полноту оказанных услуг.
Сталкивалась, но даже и не пыталась возвращать