Банк не предотвратил кражу денег со счета пенсионерки — и теперь вернет ей 1 млн рублей
Про мошенников сегодня рассказывают из каждого утюга. Но люди продолжают становиться жертвами их уловок — особенно часто страдают пенсионеры. К счастью, в 2025 году попасться на уловки злоумышленников не всегда означает потерю денег: суды все чаще возлагают обязанность по компенсации на банки. Вот совсем свежий пример.
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
Что случилось?
В августе прошлого года неизвестный позвонил пенсионерке Б. и представился следователем особого отдела по расследованию киберпреступлений Следственного комитета.
«Следователь» сообщил пожилой женщине, что на ее банковский счет уже «положили глаз» мошенники — и вот-вот похитят деньги. Спасти сбережения и помочь поймать преступников можно, но нужно оказать содействие следствию — перевести все средства на специальный «безопасный» счет.
Под руководством звонившего Б. так и сделала — перевела почти миллион рублей на счет незнакомого мужчины.
Как можно догадаться, пенсионерка стала жертвой классического телефонного мошенничества. Почти сразу она это осознала и позвонила в банк по горячей линии.
Реакция банка была, мягко говоря, не идеальной — Б. заблокировали все переводы и личный кабинет. Но деньги уже были выведены: всего через пару часов мошенник обналичил их в банкомате.
Тогда Б. подала иск к банку, требуя вернуть похищенную сумму.
Что решили суды?
В иске Б. указала, что сразу после осознания обмана обратилась в банк, как того требуют его инструкции. Но банк не предпринял всех необходимых мер и допустил хищение средств — значит, должен их возместить.
Банк, в свою очередь, заявил, что действовал по стандартным протоколам безопасности. И вообще, виноват не он, а мошенник — вот пусть он и возвращает деньги.
Суд с этим не согласился. По мнению суда, банк должен был заподозрить мошенничество еще на этапе перевода: перечисление всей суммы со счета пенсионерки незнакомому лицу — это нетипичная операция, которая должна была вызвать подозрения. Однако банк этого не заметил.
Кроме того, даже после обращения клиентки банк не принял достаточных мер, чтобы остановить хищение. В итоге суд обязал банк вернуть пенсионерке всю сумму перевода — почти миллион рублей (Решение Фроловского городского суда Волгоградской области по делу N 2-285/2025).
Да, это только первая инстанция, и банк, скорее всего, будет обжаловать решение. Но общий подход уже вырисовался: начиная с 2022 года Верховный суд продвигает такой подход — если банк должен был распознать признаки мошенничества, но не принял своевременных мер, он и несет ответственность за украденные деньги.
**********
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
**********

Источник фото freepik.com
Эт в каком банке физикам по ляму за раз можно переводить?И камеры в банкоматах опять"случайно не работали"?И на чью карты выводили-тоже неизвестно?Сейчас ведь дропов вылавливают,как соучастников,или я неправ?
При активном соучастии, в преступлении, сотрудников банка, всё возможно!!!
Полностью согласна, пусть служба безопасности работает с персоналом банка в первую очередь
Было бы не плохо если б все суды так добросовестно относились к подобным случаям. Самое интересное, что банки зачастую очень «переживают» за копеечные движения по счету, а миллион тут же выдают. Интересно , всем ли? Мужу предприятие перечислило зарплату на его карту , заплатило налоги (все со счета), но зарплата пришла только через 2 дня. В банке сказали , что проверяли «правильность» платежа. Уж явно не мошеннические действия. А в статье хватило 2 часа на перевод, зачисление и снятие. Просто «сказочные» бывают банки
Видимо, кто-то и сотрудников банка был в доле!!!
Новый хороший вариант мошенничества: пенсионерка сговорилась с мошенниками, перевела им деньги, а потом получила от банка такую же сумму. Пора мошенникам взять на вооружение такой метод заработка.
Ну у вас и фантазии)
"...начиная с 2022 года Верховный суд продвигает такой подход — если банк должен был распознать признаки мошенничества, но не принял своевременных мер, он и несет ответственность за украденные деньги."
Это только вектор, надо разрешить запрещать физлицу все, все, все- любые
"электронные" кредиты , т. е. физлицо должно иметь право потребовать запретить себе любые банковские кредиты без личного присутствия в банке.
А может лучше наоборот?
Изначально всё запретить, а кто хочет кредиты и т.п., пусть оформляет разрешение. Через Госуслуги или лично с подлинниками документов.
В этом случае вряд ли мошенники из Украины или зоны смогут оформить разрешение.
То, что сделано сейчас, сделано для мошенников
Любые кредиты, даже мелкие - только лично, с подлинниками документов.
С 1 марта 2025 года можно в МФЦ оформить запрет на кредиты, и многие уже этим правом воспользовались.
Прочитайте внимательно эту норму закона, нельзя себе сделать запрет на "дистанционные" ипотеку, микрозаймы и... Т. е. - с 1 марта 2025 нельзя сделать запрет на любые "дистанционные" кредиты, читайте закон и комментарии.
И вот после таких случаев потом блокируют любую операцию нафиг … сегодня пыталась оплатить на 45к заказ , ага хренушки , операцию заморозили . 10 минут на всякие вопросы отвечала и слушала лекции о мошенничестве , и потом только удалось повторно уже успешно оплатить .