Суд заставил жильца извиниться перед управляющей компанией за жалобы — но вмешался Верховный суд
Иногда жалобы на управляющую компанию могут обернуться неожиданным образом — вплоть до судов, один из которых даже заставит жалобщика извиняться. Один из таких случаев дошел до Верховного суда, где разбирали, можно ли привлекать жильца к ответственности за жалобы в надзорные органы.
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
Что случилось?
Гражданин Б. был уверен, что его управляющая компания работает крайне плохо: сотрудники пьют, имущество дома не обслуживают, а директор присваивает деньги жильцов.
Б. неоднократно писал жалобы в различные инстанции, включая прокуратуру и жилинспекцию, но добиться реальных мер против УК не удавалось — ее работа не становилась лучше.
В итоге Б. направил жалобу губернатору. Однако жалобу снова перенаправили в прокуратуру и жилинспекцию, где снова прошли проверки, но ни один из доводов Б. не подтвердился.
Тогда директор управляющей компании, затаив обиду, подал в суд на Б. с требованием опровергнуть порочащие сведения, изложенные в жалобах. В частности, директор хотел, чтобы Б. письменно извинился и разместил опровержение на информационных стендах в доме.
Что решили суды?
Суд первой инстанции встал на сторону Б., указав, что в жалобах содержались лишь личные оценочные суждения жильца обслуживаемого дома, а не объективные факты.
Апелляция же решила иначе: судебная коллегия признала, что сведения, изложенные Б., не соответствуют действительности, порочат деловую репутацию УК и даже повлияли на отношения с жителями других домов, которые собирались сменить компанию.
В итоге Б. обязали принести письменные извинения и разместить опровержение на стендах.
И тут уже Б. пошел обжаловать.
Что сказал Верховный суд?
Граждане и организации вправе требовать в суде опровержения порочащих честь и репутацию сведений, если автор не может доказать их достоверность. Но важно также помнить, что граждане, обращающиеся в надзорные органы, реализуют свое конституционное право на подачу жалоб.
Привлекать их к ответственности за такие обращения нельзя — даже если изложенные сведения не подтвердились. Исключение — когда в суде будет доказано, что жалоба подана исключительно с целью нанести вред репутации компании или гражданина, а не с целью защиты нарушенных прав.
В данном же деле таких обстоятельств не было установлено. Следовательно, Б. не должен нести ответственность за свои жалобы (Определение Верховного Суда по делу N 18-КГ19-27).
Поэтому после пересмотра дела управляющей компании отказали в иске (Определение Краснодарского краевого суда по делу N 33-13489/2021).
**********
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
**********

Источник фото freepik.com
Молодец гражданин Б! Если бы так каждый делал, по другому бы относились. А УК (не считая рабочих, работающих за копейки)это кормушка для чиновников всех мастей, творят что вздумается
Не каждый сможет дойти до Верховного Суда!
У нас дворники получают от 40 до 60 тыс рублей, вы считаете что это копейки, но качество уборки оставляет желать лучшего. Вы не понимаете о чём пишите и не знаете как обстоят дела на самом деле.
А что тут думать - превратили Россию в страну жалобщиков, никто и ни за что не отвечает. Стоит только предъявить какую-нибудь претензию тут же тебе показывают на дврь и говорят совершенно цинично - идите и жалуйтесь выше. бесстрашная власть у нас, ничего и нигде не боится.
Это точно! Вот так и МосОблЕИРЦ поступает сколько на него не жаловались а ему как с "гуся" вода!
Надо же было так измыслиться судебной коллегии! А Б., что пошел дальше
Это не первый случай. ВС РФ также возвращал дела на новое рассмотрение.