Педагог довела ученика до слез и осталась без работы. Суд подтвердил: уволили справедливо
Разберем интересное и довольно редкое дело — о нарушении педагогической этики и психологическом насилии в образовательной среде.
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
Что случилось?
Преподаватель гитары Б. с 2009 года работала в детской школе искусств. Все шло своим чередом, пока в марте 2023 года в адрес директора не поступила жалоба от матери одного из учеников.
Мать писала, что из-за поведения преподавателя у ребенка начались серьезные проблемы: он перестал хотеть в школу, чувствовал себя подавленным, у него появилась тревожность. Руководство школы провело служебную проверку. И вот что выяснилось.
Во-первых, в табеле были выставлены оценки «1», «2» и «3». Причем «1» — вообще не предусмотрена программой для учеников его возраста.
Во-вторых, сам ребенок рассказал:
— что педагог часто говорила ему, что он плохо играет и что ему лучше уйти из музыкальной школы;
— что в присутствии других детей его сравнивали и называли слабее остальных;
— что он не понимал, что от него требуют, а объяснений не было;
— что из-за этого он расстраивался, плакал, чувствовал себя хуже всех.
В-третьих, школьный психолог провел обследование: ребенок испытывает депрессию, заниженную самооценку, у него появились ночные кошмары и состояние беспомощности. Причина — постоянное обесценивание и эмоциональное давление со стороны педагога.
После перевода к другому преподавателю ситуация начала меняться: и оценки, и состояние ребенка улучшились.
Руководство школы решило уволить Б. по п. 2 ст. 336 ТК РФ — за применение методов воспитания, связанных с психическим насилием.
Что решили суды?
Б. подала в суд, заявив, что не хотела сделать ребенку ничего плохого. По ее версии, она просто пыталась мотивировать ученика: показать ему и родителям его реальный уровень, чтобы тот начал больше заниматься.
Но суд ее доводы не принял. Было установлено, что речь идет не о методах педагогики, а о систематическом психологическом давлении, приведшем к ухудшению состояния ребенка. То, что называлось «мотивацией», по факту оказалось унижением и обесцениванием.
Иск Б. был отклонен. Апелляция тоже поддержала решение: уволили — законно (Определение Санкт-Петербургского городского суда по делу № 33-10540/2024).
**********
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
**********

Источник фото freepik.com
Учитель сейчас бесправен, он должен сейчас быть хорошим для всех: для учеников, для администрации, для родителей. И при этом должен обеспечивать результат, т.е. повышать знания, умения, навыки. А как это сделать, если в настоящее время образование - это услуга?! И ведут себя дети и их родители соответствующе! Эта статья очень схематична и написана не с позиции учителя. А на его психо-эмоциональное состояние кто-нибудь обращает внимание, если ученик хамит, а учитель сделать ничего не может?!Профессиональная этика!!!Дело уже дошло до того, что наша Государственная Дума рассматривает вопрос о штрафах для учеников в случае их оскорбления учителя. Это уже край! И, пожалуйста, не нужно говорить о мотивации, умении заинтересовать и т.д. Образование - это тяжелая работа для ученика. И чем выше вы хотите результат, тем изнурительнее будет труд. А если вы хотите развлекаться, то будет то, что мы имеем сейчас в образовании. А вообще то в этом вопросе работает такая схема: труд-привычка-понимание-любовь.Мы любим то, в чем разбираемся. В 99% именно так. Для тех, кто с моим мнением не согласится: я преподаватель с советским образованием, элитный вуз, многолетний опыт, профессиональные заслуги подтверждены почетным званием. Из профессии ушла по вышеперечисленным причинам.
Тут тоже есть своя ,правда'.
А может вернётесь? Ведь нам сейчас и не хватает учителей с советским образованием...
Татьяна, я может быть и вернулась бы, но работать в таких условиях просто невозможно. Поверьте, это правда.
А,что делать с такими учениками,если у них нет таланта и нет желания. научится чему нибудь, в данном случае научится играть на гитаре? Их никто не научит, а время и нервы учитель тратит.Лучше бы дети пришли с желанием научится играть, хоть 10 и она бы с ними работала.
Поговорить с родителями и постараться донести до них информацию об отсутствии таланта (с другой стороны мальчика ведь приняли в музыкальную школу, так что об отсутствие способностей речи не идет), а не прессовать ребенка как можно и как нельзя.
Училку уволили за то, что перегнула палку.
Но бывают и исключения.
Вспомним фильм "Легенда 17". Как ни унижал великий тренер А. Тарасов, талантливого игрока В. Харламова, из него все равно сформировался великий игрок ))).
Жизнь,это не художественный фильм,особенно поставленный в 21 веке.Откуда режиссер высосал эту информацию?Как только развалился СССР,начали критиковать тренера Тихонова,как тот издевался над хоккеистами.Только почему то в хоккее мы всегда были первыми в мире.
Не понимаю мать... перешли бы к другому педагогу... или вообще бросили, если не получается...
Они и перешли к другому учителю, и он стал учиться
А педагога зачем терзать, если методы не подошли? На жалобы таких мамаш ответил Цискаридзе в своих интервью. На него жаловались Путину, что он не учит их чадо...
Хренасе, методы. Вы, учитель, всерьез считаете, что систематическое унижение ребенка, это метод обучения?
Если гладить ребенка по голове, никто ничему никогда не научится...особенно мальчики, девочки еще пытаются оправдать ожидания взрослых, мальчики ведут себя по-другому...
Вы, не чувствуете разницу между строгостью, требовательностью и унижением? Особенно унижение перед другими детьми.
А так то все детки разные, кого то надо гладить и этого достаточно, с кем то надо быть предельно строгим, а с кем то позволять немножечко дружеских отношений. На то, Вы, и учитель, что бы к детям подход находит, а не всех без разбору лозиной вдоль хребта.
Не не чувствую, вижу амбициозную маму и неталантливого ребенка...
Это временно. Уже мучились и мучается с такими родителями и учениками. Они заниматься дома не хотят, а виноват во всем учитель, который из кожи вон лезет, чтобы как-то продвинуть ученика вперёд. Ну, если самому ребенку это не интересно, то зачем его мучить? Столько всего в мире детей интересного: спорт, зудожка, танцы... Сколько таких учеников уходило, и нашли себя в другом виде идеально. Согласна, что унижать ребенка нельзя, у него руки опускаются. Но и без унижения куча детей которые никак не реализуют себя в музыке, потому что мама заставляет.
Ну да, мать заставляет, мать подает в суд...ребенок не хочет, ребенок не может, учитель тут причем?
Она же не арифметику преподавала, а гитару! Зачем же использовать какое-то давление и унижение, искусство должно дарить радость в процессе! Это точно у препода какие-то тараканы.
Ольга, тараканы не у препода, а у чиновников от образования.
Правильно, что уволили. Пусть дома своих тараканов строит.