Как банк «потерял» вклад на 3 млн рублей и уверял, что его вообще не было
Представьте ситуацию: вы приходите забирать вклад, который открыли пару лет назад. А в банке вам говорят — никаких денег вы не вносили, никакого вклада вообще не существует, не задерживайте очередь. Звучит как абсурд? Но именно это и произошло с героиней нашей истории.
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
Что случилось?
Несколько лет назад гражданка Б. пришла в известный зеленый банк, чтобы закрыть старый вклад и забрать деньги с процентами. Но сотрудник убедил ее: лучше открыть новый депозит с «выгодными условиями». Она согласилась.
Прошло два года. Б. пришла закрывать вклад — и тут ее ждал сюрприз. В отделении ей сообщили, что никакого вклада на ее имя не открывалось.
По ее расчетам, на счету должно было быть около 3 млн рублей. Но банк настаивал: деньги вкладчице выдали еще тогда, два года назад, и никакого вклада в системе больше нет, нового не открывалось.
Б. пошла в суд.
Что решили суды?
Но дело в том, что единственным документом у нее была справка об открытии вклада. И суд посчитал ее ненадлежащим доказательством — в справке не хватало обязательных реквизитов и имелись ошибки.
Вывод суда: истец не доказал сам факт открытия вклада. В иске отказали.
Апелляция и кассация поддержали банк. Но Б. дошла до Верховного суда.
Что сказал Верховный суд?
Банк сам не смог подтвердить ни факт закрытия вклада, ни факт выдачи денег вкладчице. Срок хранения документов — 5 лет — к тому времени истек, и у банка не осталось подтверждающих бумаг.
В качестве доказательства банк представил лишь скриншоты из внутренней программы, где зафиксировали закрытие вклада и выдачу денег. Но Верховный суд счел это недостаточным доказательством.
Кроме того, судьи отметили: клиент не обязан разбираться в том, какие именно документы ему должны выдать в банке — за это несет ответственность банк, а не клиент.
Акты нижестоящих судов отменили, дело отправили на новое рассмотрение (Определение Верховного суда по делу N 5-КГ21-150-К2).
После этого суд первой инстанции встал на сторону Б. и взыскал со Сбербанка почти 3 млн рублей.
Банк пытался оспаривать, но теперь апелляция и кассация поддержали вкладчицу — деньги нужно выдать (Определение Второго КСОЮ по делу N 8Г-22443/2022).
**********
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
**********

Источник фото freepik.com
Это как так? При открытии вклада банк клиенту выдает на руки документы об этом.
Уже не первый подобный случай публикуют
🤔 !
Спасибо Верховному суду! А всем с серьёзными вкладами- надо сверки ежегодно производить официальным запросом в банк, у кого вклад не отражён в приложении банка в личном кабинете.
И если есть приложение с личным кабинетом кабинетом- хоть раз в год делать распечатки.
Да в такое время технологии все пропадает почему то. Раньше все в архивах находилось, сейчас пропадает. Банк просто либо сам прибрать решил, раз пенсионерка поворчит и затихнет, либо сотрудник провёл аферу и уволился по истечению времени. Нужно пересматривать законодательство в этом направлении чтоб клиент и банк имел чёткую инструкцию доказательств в случае форсмажора
Я, помимо электронного архива, вела на бумажных носителях, журналы готовила как положено (прошито, пронумеровано, скреплено и т.д.) в свободное от основной работы время. Начальник управления как-то недовольно выговорила, мол, зачем время тратить, все в базе есть. А в ноябре 13г. пришли на работу, но сервер грохнут злоумышленниками (ночью выводили деньги из банка, ЦБ молча наблюдал; только когда валюта пошла, тогда заблокировал, но серверу пришел кирдык). И потянулись коллеги ко мне в поисках тех или иных документов. Так что, особой веры электронной базе у меня нет. Так же и с трудовыми книжками в электронном виде: потом фиг докажешь, что ты где-то работал . Выход один: каждый год заказывать в бухгалтерии справку о доходах и 2 НДФЛ, на всякий случай и книжку заводить обычного картонно-бумажного формата. Так надёжней
Полностью согласен с вами. Электроника ненадёжна, и доказать что-либо невозможно. Например, сейчас не прошла оплата, сервер завис, а деньги списались, но у них не отобразились. И вот бегай доказывай. Здесь то же самое.
Фуфло
Так бывает, увы... В начале десятых ввели процедуру банкротства в одном из столичных банков. Коллега открыла там вклад из так называемых гробовых своих родителей (оба ветераны и участники ВОВ, повышенная пенсия) - на 800т.р. Когда обратилась в АСВ за возвратом своих денег - была удивлена, что документов НЕТ! На руках договор есть, а в самом банке нет! 🤬
Арбитражный управляющий помог найти, причём, не в головном офисе, где она открывала вклад, а в допофисе на окраине Москвы! Деньги ей удалось вернуть. А сколько таких, кто не смог ничего доказать... Так что не удивляюсь уже ничему 😢