Рационализация через внешние примеры: когда «а вот у Пушкина» заменяет честный разговор о себе

Мы сталкиваемся со сложной ситуацией — и вместо того, чтобы задуматься о собственных чувствах или обстоятельствах, вынимаем из рукава готовую карту: «Ну, в истории всё было ещё хуже» или «Да и в литературе герои тоже страдали, так что у меня всё нормально».
Это психологический приём называют рационализацией через внешние примеры.
Он работает так: вместо анализа реального «здесь и сейчас» мы отталкиваемся от чужого опыта, исторических катастроф или вымышленных сюжетов.
Что происходит в результате?
личная боль или проблема маскируется;
беседа превращается в «лекцию по культурологии»;
а реального выхода из положения так и не появляется.
Безусловно, литература и история помогают расширить перспективу. Однако, если ими постоянно прикрываться, можно перестать замечать личные потребности.
Лучше сказать честно: «Да, мне сейчас непросто, и я не знаю, что с этим делать», чем рассуждать, как страдал Раскольников или другой литературный персонаж.
Итог: чужие примеры — всего лишь фон. Но решать задачу нужно всё равно своими силами, в своей жизни и в своём настоящем.
Если его убили,где же это нормально и как он мог об этом подумать?
Понимаю Ваше недоумение, но в статье речь не о судьбе автора, а о путях его персонажей. О психологической проекции на примере классиков я писала в другом материале.