Сажин Дмитрий Павлович
Сажин Д.П. Подписчиков: 1944
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.2М

"Сатанизм для интеллигенции": рериховцы vs Кураев

10 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 2,00 рублей за дочитывания
Зарабатывать

"Сатанизм для интеллигенции": рериховцы vs Кураев

Коллаж автора из фото в свободном доступе


В одной из недавних публикаций га канале был сделан краткий обзор прелюбопытной книги, изданной почти 30 лет тому назад —"Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и православии)", но вполне актуальной, несмотря на то, что и рериховское движение вроде бы поутихло, и Андрей Кураев может теперь вызывать злорадное сочувствие своих былых оппонентов, ещё не сошедших в мир иной.

Интересные книги: "Сатанизм для интеллигенции"

Собственно говоря, и сама книга начинается сразу в предисловии с заочной полемики с целой сворой рерихианцев. Но самым главным оппонентом его, к которому он обращается во многих местах книги, это Людмила Васильевна Шапошникова.

Вообще-то изучение религиозной философии само по себе может не быть религией. Когда однажды вице-президент Международного центра Рерихов Л. Шапошникова захотела обвинить меня в невежестве, она написала: "Вся статья (речь идет о моей статье в „Новом мире“ — А. К.) исходит из того, что уникальное философское учение „Живой Этики“ есть новая религия. Я не берусь объяснять диакону, что такое религия и чем она отличается от философии. Полагаю, ему, бывшему аспиранту Института философии, это известно".
(Кураев А. "Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и православии)")

Надо отметить, весьма примечательная личность и весьма влиятельная в рериховском поле — один из основателей и вице-президент Международного Центра Рерихов.

Рерихианка со стажем

"Сатанизм для интеллигенции": рериховцы vs Кураев

Шапошникова Людмила Васильевна. Фото с сайта Международного Центра Рерихов


Рериховское движение в России — нелегальная религиозная секта оккультно-антихристианского характера.
(из предисловия к книге Андрея Кураева "Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и православии)")

Итак, несколько слов в качестве биографической справки. Людмила Васильевна Шапошникова родилась в 1926 году в г. Новочеркасске. То есть во время разгоревшегося заочного диспута ей было около 70 лет против кураевских 30-ти с небольшим, и она, судя по всему, отнюдь не была "старушка Божий одуванчик". В 1941 году их семья переехала в г. Москву, в 1950 Людмила Шапошникова окончила востоковедческое отделение исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1954 году окончила аспирантуру и защитила диссертацию с проходным названием "Борьба рабочего класса Индии за руководящую роль в национально-освободительном движении накануне Второй мировой войны (1934—1939)", получив учётную степень кандидата исторических наук. С 1957 по 1985 работала старшим преподавателем, доцентом кафедры истории Индии Института стран Азии и Африки при МГУ. В 1958 году Шапошникова Л. В. совершила свою первую поездку в Индию. Потом в 1963–1965 и 1970–1972 годах работала в Мадрасе (Южная Индия), в Мадрасском университете, Мадрасском отделении представительства Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. Много путешествовала по стране и по своим впечатлениям написала ряд книг, изданных в 1960-е — 1970-е, это не научные монографии, а скорее путевые заметки с большой долей симпатии ко всему индийскому на грани восторженности. Впрочем, всё в соответствии с функционалом по должности. После знакомства с весьма примечательной личностью, соавтором биографии Рериха Н. К. в серии ЖЗЛ Беликовым П. Ф., Шапошникова Л. В. и начала изучение, а в большей степени и популяризацию "наследия Рерихов". Следующее её ключевое знакомство — сын знаменитого художника Святослав Рерих. Впрочем, есть информация, что знакомство это произошло 4-мя годами раньше, чем с Беликовым П. Ф., а точнее в 1968 году.

— Тогда же возникла идея создания музея имени Николая Рериха?
— Эта идея принадлежит Святославу Николаевичу, его отец оставил в Индии уникальную художественную коллекцию, которую хотелось сделать достоянием русской общественности. Он попросил меня написать концепцию общественного музея, и это оказалось совсем несложно, хоть я никогда подобными вопросами и не занималась. А вот поиск денег на создание музея стал настоящим мучением. Государство вело себя инертно. В 1987 году Святослав Николаевич встретился с Михаилом Горбачевым, и генсек дал добро. Но распоряжение легло под сукно и пролежало там вплоть до ноября 1989 года, когда Совет министров СССР постановил наконец создать в Москве Центр-Музей имени Николая Рериха. В мае 1990 года мы перевезли спецрейсом из Индии в Москву четыре тонны культурного наследия Рерихов. Руководить этим музеем Святослав Николаевич предложил мне, что, видимо, было логическим продолжением уже начатой работы. Нам отдали под музей уникальную усадьбу Лопухиных, это памятник архитектуры XVII—XIX веков.
(из интервью Шапошниковой Л. В. журналу "Новая Эпоха")

Думается, дело здесь не столько в знакомстве учёного и общественного активиста с интересными людьми, сколько в инициации нового адепта синтетического культа Рерихов. Если почитать те публикации, автором которых была Шапошникова Л. В., то научного в них не найдётся почти ничего за исключением наукообразного изложения, да и то далеко не везде. Зато даже заголовки говорят за себя: "Сотрудница Космических Сил" (это про Елену Ивановну Рерих), "Огненное творчество Космической эволюции", "Веления Космоса", "Град Светлый: новое планетарное мышление в России", и т. д., и т. п.

"Сатанизм для интеллигенции": рериховцы vs Кураев

Празднование юбилея Шапошниковой Л. В. Фото с сайта Международного Центра Рерихов


Интересное наблюдение: жена знаменитого художника Рериха Н. К. та самая главный ретранслятор "космических владык" Елена Ивановна в своё время носила свою девичью фамилию Шапошникова. Наверное, просто совпадение. Во второй половине 1970-х Людмила Шапошникова в одиночку прошла маршрутом рериховской Центрально-Азиатской экспедиции Рериха Н. К., находясь уже в 50- летнем возрасте. Вряд ли через полвека таким образом Людмила Васильевна пыталась отыскать следы рериховской экспедиции. А вот на совершение паломничества очень даже похоже. К слову сказать, несмотря на дифирамбы по поводу множества научных трудов Шапошниковой Л. В., автору этой статьи удалось обнаружить при всём обилии опубликованного материала из собственно научного только автореферат вышеупомянутой диссертации, одну 280-страничную монографию 1961 года на схожую тему "К истории рабочего движения в Индии" в соавторстве с неким Хашимовым Ильясом Махкамовичем, опубликованную издательством Академии наук Узбекской ССР; курс лекций 1960 года на почти совпадающую с диссертацией тему "Национально-освободительное движение в Индии в 1934-1939 гг. ".

Борьба вокруг наследства кумира

"Сатанизм для интеллигенции": рериховцы vs Кураев

Рерих Н. К., "Знамя мира". Фото с сайта POSTERHD


17.07.92 №11-557/0
Ознакомились с материалами регистрации Устава международного центра Рерихов, в связи с жалобой председателя Правления Ассоциации рериховских движений Кувшинова Ю.А., считаю неправомерным положение Устава о том, что Международный Центр Рерихов учрежден на базе Советского фонда Рерихов и является его правопреемником. Указанная организация должна рассматриваться как вновь созданное общественное объединение. Вопросы имущественного характера не относятся к уставной деятельности и решаются юридическими лицами в порядке гражданского законодательства.
Предлагаем Вам исключить п. 1.1. из Устава Международного Центра Рерихов и в установленном порядке зарегистрировать изменения в уставе общественного объединения. В случае невыполнения указанного требования, Министерство вынуждено будет аннулировать государственную регистрацию Устава.
В.И. Данишевский, начальник Управления по делам общественных организаций

Вокруг такой вроде бы замечательной деятельности по сохранению "культурного наследия" ещё до публикаций Андрея Кураева разгорелось несколько скандалов. Ещё в 1984 была создана Комиссия по культурно-художественному наследию Н. К. Рериха при Государственном музее Востока, в которую Шапошникова Л. В. вошла с момента основания. В 1989 году постановлением Совмина СССР создан Советский фонд Рерихов и закреплено решение о создании музея имени Н. К. Рериха. В 1991 году на изломе СССР в г. Москве был зарегистрирован Международной Центр Рерихов (МЦР), организация никак не государственная. Однако, вице-президент фонда МЦР Шапошникова Л. В., само собой не в одиночку, настойчиво пробивала тему якобы правопреемства её проекта государственному Советскому фонду Рерихов. И тут одним из наиболее рьяных оппонентов Шапошниковой Л. В. стала вдова Рериха С. Н. индийская гражданка Девика Рани-Рерих. Другая скандальная тема — здание усадьбы Лопухиных, "отжатое" в начале 1990-х под общественный центр-музей им. Рериха Н. К. В качестве финансового обеспечения всех этих направлений замечен Мастер-Банк и его бенефициар Булочник Борис Ильич. После почти 2-х десятилетий скандалов по поводу незаконного обналичивания Центральный банк России отозвал у данной кредитной организации лицензию. Описание в общих чертах любого из этих скандалов потребовало бы отдельной публикации. Интересно, что идейная вдохновительница Рерихов основательница теософского движения Елена Блаватская ссылалась на откровения, открытые ей неким мистическим Master. В общем, в стане тёмных сил всё переплетено: и личные склоки, и жажда славы, и политические дрязги, и стремление нажиться за счёт других, и атеизм во всех проявлениях от мистического до псевдонаучного.

Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка" на площадке Дзен под заголовком "Сатанизм для интеллигенции": рериховцы vs Кураев".

Понравилась публикация?
6 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Бес попутал. Подросток, который пытался изнасиловать 10-летнюю девочку в Екатеринбурге может избежать наказания

Подросток, который в Екатеринбурге пытался изнасиловать 10-летнюю девочку скорее всего избежит наказания. Все произошло 2 декабря этого года в микрорайоне ЖБИ, когда девочка возвращалась домой.
00:55
Поделитесь этим видео