Тихий провал: почему Россия проигрывает гонку образования уже сегодня?
Цифры, которые публикуют официальные лица и ведомства, рисуют тревожную картину: российская система образования стремительно теряет позиции. Речь идет не просто о статистических погрешностях, а о системном кризисе, который ставит под сомнение будущее технологического и экономического суверенитета страны. Пока мир делает ставку на знания и компетенции, Россия, судя по всему, надеется на авось.

Кадровый коллапс: кто будет учить
Внешняя, видимая проблема — это катастрофическая нехватка учителей. Некомплект педагогов в общеобразовательных учреждениях многих регионов РФ превышает 30–40%. Как заявил председатель объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Сергей Вострецов, эта проблема касается не только сельских школ, но и элитных учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга.
Но еще страшнее — вымывание качественных кадров по ключевым для технологического развития дисциплинам. Цифры, озвученные депутатом Госдумы Оксаной Дмитриевой, шокируют: «За последние 20 лет педагогов физики в России стало в два раза меньше. В 2002 году их было 61,1 тысяч человек. А в 2022/23 учебном году... осталось всего 31 тысяча».
Естественным следствием этого стал провал в подготовке будущих инженеров. В 2024 году ЕГЭ по физике сдали 91 095 человек, что покрывает лишь 37% плана зачисления на инженерные специальности. «Кроме того, физика нужна и для физико-математических факультетов университетов и педагогических вузов», — отмечает Дмитриева. Замкнутый круг: некому учить физике -> мало сдающих ЕГЭ -> некому поступать в педвузы -> некому учить физике.
Подмена ценностей: лояльность вместо компетенций
Однако проблема нехватки педагогов — лишь верхушка айсберга. Гораздо страшнее, что у людей пропадает мотивация к учебе, и государство этому активно способствует.
Яркий пример — «мотивирующая» речь мэра Казани Ильсура Метшина на школьной линейке, где он процитировал главу Татарстана: «Из отличников выходят отличники, а из троечников – мэры и руководители регионов». Вместо стимулирования к знаниям школьникам транслируется установка, что успеха можно добиться и без усердия в учебе.
Параллельно происходит идеологизация учебного процесса. Патриотическое воспитание, уроки религии, поднятие флагов и «Разговоры о важном» вытесняют академические часы. Критическое мышление и дискуссии на сложные исторические темы оказываются под запретом. Любое обсуждение исторических параллелей, например, между Германией 1930-х и сталинскими временами, грозит учителю не только увольнением, но и возможно уголовным преследованием. Есть только одна разрешенная трактовка событий, будь то «печенеги и половцы» или новейшая история, которая транслируется с телеэкранов и через официальные методички.
Порочный круг: почему гуманитарии важны для технарей
Такой подход убивает основу для формирования грамотного специалиста любого профиля. Гуманитарное образование, споры и дискуссии - развивают гибкость мышления, творческую индивидуальность, дают знания об этике, экономике, социологии и экологии. Оно позволяет по-новому, более глубоко осмысливать содержание своей профессиональной деятельности и перспектив развития страны.
Без этой базы вырастают «однобокие» инженеры и ученые, не имеющие собственной гражданской позиции, абсолютно не верящие в идеалы, которые им пытались внушить в школе. Но твердо знающие, что за границей их труд оценят выше. Мечтая уехать, они не горят желанием работать внутри страны за 50–70 тысяч рублей, совмещая научную работу с обязательными фотоотчетами на работу об участии в патриотических мероприятиях, заключающихся в мытье памятников героям гражданской войны в свой выходной день в "День народного единства".
Высшая школа: фабрика дипломов и отсрочек
Школьники видят эту перспективу и не стремятся становиться такими специалистами. Отсюда — отсутствие мотивации к саморазвитию. Высшая школа для многих превратилась в фабрику по продаже дипломов и место, где юноши пережидают призывные кампании.
Качество этого образования зачастую не позволяет выпускникам конкурировать с теми, кто сразу пошел получать практический опыт на предприятиях. Виной тому — катастрофически низкие зарплаты преподавателей. В регионах доценты с ученой степенью могут получать 25–30 тысяч рублей, в Москве — 50–70 тысяч. При таких условиях грамотные практики не идут в вузы, и обучение ведут «старички», чьи знания актуальны для экономики времен «Очакова и покорения Крыма».
Система гонится за формальными показателями, требуя от этих же преподавателей публикаций в рейтинговых журналах за свой счет. Результат — тотальный плагиат. По данным сервиса «Антиплагиат», в 2022 году доля заимствований в 15% и более была выявлена в 43% проверенных научных статей.
Стоимость без ценности: мировой контекст
Пока весь мир заинтересован в привлечении талантов, в России высшее образование становится все менее доступным. Стоимость обучения растет.
Пример: Год обучения по специальности «Архитектор» в МАРХИ составляет около 400–450 тысяч рублей. В Миланском политехническом университете (входит в топ-10 архитектурных вузов мира) — около 4000 евро (~380 тыс. руб.) в год, но при этом действует развитая система грантов и стипендий. Чем ниже доход семьи, тем меньше платит студент, что делает элитное образование доступным для талантливых детей из любых слоев.
Фундамент будущего, который мы теряем
Лакмусовой бумажкой состояния образования является читательская активность. Мы привыкли скептически относиться к американской культуре, но факты говорят об обратном:
По данным Pew Research Center, средний американец прочитывает 12 книг в год. По данным ВЦИОМ, средний россиянин — около 4-5 книг.
Доля вообще не читающих книг в США составляет около 23%, в России — около 34%.
Пока в Китае дети учатся по 12 часов в день, готовясь к рывку в будущее, в России обсуждают инициативы по уменьшению учебной нагрузки, отмене домашних заданий и экзаменов. Не потому ли, что преподавателей нет, а государство попросту «умыло руки»?
Образование — это не услуга, а фундамент будущего. И Россия этот фундамент стремительно размывает, проигрывая гонку, исход которой определит место стран в мире завтрашнего дня.
Это сейчас, а давно проиграно, еще со времен начала ЕГЭ. Балы не равно знания и эрудиция.
ЕГЭ имеет свои плюсы. Это экзамен, который даёт талантливым детям из регионов возможность поступить в ведущие вузы страны. Конечно, у него есть и недостатки, но они есть у любого испытания. Если вы посмотрите на демонстрационные версии ЕГЭ, то увидите, что от детей требуется не просто выбрать один из трёх вариантов ответа, как часто думают люди старшего поколения, которые не знакомы с заданиями ЕГЭ. Это комплексные и сложные задания, требующие глубоких и систематических знаний по предмету.
Согласна! Сама прохожу периодически тесты по ЕГЭ по некоторым предметам и они очень не простые.
А ничего, что ЕГЭ применяют во всех развитых странах, включая азиатские Китай, Японию, Южную Корею!? Егэ - инструмент и надо им пользоваться с умом.
Например, в Германии, где племянники уже выучились, при зачислении в вузы засчитывается не только ЕГЭ, но и средний балл аттестата и все самостоятельные работы за 2-3 года учебы в старших классах.
Что ЕГЭ, что Болонская система в высшем образовании используются в развитых странах и это не мешает им оставаться "передовиками производства".
Я полностью согласен с Вами. ЕГЭ действительно является эффективным инструментом для оценки знаний школьников. Разговоры о "поколении ЕГЭ" безосновательны. Это просто проявление советского снобизма и нежелание (неспособность) к переменам.
Разница в том, что это другие страны и другой уровень жизни. РФ - отдельная вселенная, где многое скопировано, но не работает.
Чубайс как-то хвастался, что ему ни в чем положительных результатов не надо, а главное уничтожить всё советское...
Сейчас последователи чубайса стараются делать тоже самое, только уже в головах детей...
Увы, но сейчас политика такая.
С момента развала Союза образование планомерно уничтожается либералами.
Вы хотите сказать, что во главе нашего государства, в совете безопасности и правительстве, то есть на тех должностях, где действительно принимаются стратегические решения, сидят либералы? И главный либерал это Дмитрий Медведев, который советовал учителям идти в бизнес?
А вы разве Грефа не слышали, да и в свое время единственный выступил, надо ограничивать поступления в вышку, даже натплатное образование, это политика сегодняшней власти!!!!!
Вы правы, но для понимания нужно разъяснить следующее. Стремление к «неумному» населению характерно для незрелых, авторитарных политических режимов, которые ставят свою краткосрочную стабильность и личное благополучие, выше долгосрочного развития страны.
По-настоящему сильное и устойчивое государство понимает, что его главный ресурс — это человеческий капитал: образованные, здоровые, критически мыслящие и ответственные граждане. Именно они создают инновационную экономику, богатую культуру и, в конечном счете, являются главной опорой и легитимацией для власти, которая им доверяет. Почему умный человек вызывает опасение у власти?
Критическое мышление - это угроза монополии чиновников на истину. Образованное население, способное анализировать, сравнивать, сомневаться и делать самостоятельные выводы разрушает эту монополию.
Низкая управляемость - образованный и критически настроенный человек склонен задавать вопросы: «Почему я должен это делать?», «Куда идут мои налоги?», «Насколько эффективно это решение?». Это усложняет управление. Гораздо проще управлять тем, кто действует по принципу «приказано — сделано».
Образованное население способно к самоорганизации, созданию горизонтальных связей, формулированию альтернативных политических программ. Это прямая угроза для правящей группы, не желающей делиться властью.
Слабая власть, не видящее стратегические цели перед государством, а только желающая сохранить собственную стабильность, всегда видела в образовании угрозу. Вспомните "Декрет о кухаркиных детях (1887 г.), который предписывал не допускать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей".
Может, открою Америку, но на текущий момент поступление ограничено не только в вышку, но и в 10-й класс. В среднем из 3-4-х девятых формируется один 10-й. Конкурс, как при поступлении в ВУЗ. Для поступления на бюджет в техникум средний балл выше 4,5. Школы объединяют и оптимизируют, оставшиеся учителя разбегаются кто куда. И это планомерная методичная работа по ограничению доступности образования. Полагаю, в ближайшем будущем школу ждет он-лайн формат, когда одного учителя хватит на полстраны, катастрофическое падение качества и платный вариант для состоятельных и несогласных с происходящими переменами граждан . А Греф ещё говорил, зачем стране умные? Ими же трудно управлять. Как-то так...
Система власти, поработить и уничтожить!!!!
Что значит проигрывает?
Наши выигрывают на всех международных олимпиадах, наша наука самая передовая в мире, наше вооружение - аналогов нет.
И всё это из-за плохого образования?
Одних только юристов, бухгалтеров и менеджеров у нас больше на душу населения, чем во всех странах вместе взятых.
Валерий, вы же читали статью. Я не про юристов и бухгалтеров писал, а с упором на технические дисциплины:
1) В 2024 году ЕГЭ по физике сдали 91 095 человек, что покрывает лишь 37% плана зачисления на инженерные специальности.
2) За последние 20-ть лет количество преподавателей физики в школах упало в два раза (2002 году их было 61,1 тысяч человек., а в 2022/23 учебном году - 31 тысяча человек) и т.п.
Я тоже Вас прекрасно понимаю, но зачем молодому человеку учится на какую-нибудь техническую или фундаментальную науку? На ней много не заработаешь, за редким исключением. Лучше податься в бизнес, политику или в силовики. Примеров для молодёжи полно. Никто не хочет умереть в каком-нибудь КБ за 30тыс в месяц. А рабочие специальности быстро угробят твоё здоровье, а до пенсии можно и не дожить.
Многие молодые люди не стремятся к карьере в бизнесе, политике или силовых структурах. Они стремятся к новым знаниям и горизонтам. Человеку нужна поддержка, чтобы выбрать правильное направление. Но эту поддержку сейчас государство не дает.
Когда СССР поставил цель создать ядерное оружие, это потребовало решения сложных задач. Сначала нужно было понять физические процессы, затем создать математические модели и решить их с помощью расчётов. В результате СССР стала лидером в математике. Все ведущие учёные мира знали русский язык, потому что на нём публиковались самые важные научные статьи. Государство задало направление научной и исследовательской работе, изменив систему образования.
Обратный пример влияния государства в области образование на развитие. Почему в России есть проблемы с развитием кибернетики и автоматизации? Это наследие прошлой системы СССР, где идеологические просчеты играли ключевую роль. Роботизация могла бы заменить рабочий класс на машины и роботов, что противоречило бы коммунистической идее, в которой рабочий класс был главной движущей силой общества.
Цель этого текста — показать, что талантливые и креативные люди уезжают из страны, а посредственность идёт в силовики. Они чувствуют себя замечательно, проезжая по дороге на автомобилях с мигалками и забрызгивая грязью младших и старших научных сотрудников, которые получают копейки и в работе которых государство и бизнес не заинтересованы. Эта система - это следствие негативной политики государства, неправильно расставившего приоритет.
Государство задает направление развития общества. Какое направление оно выбрало сейчас? Соответствует ли оно нашим приоритетам? Если вы недовольны тем, что повсюду юристы, бухгалтеры и менеджеры, это результат политики государства, а не того, что молодёжь ленива и не хочет работать.
Государство не заинтересовано в образовании. И поэтому мы проигрываем гонку за будущее.
Ключевая фраза во всём Вашем посте.
///Единственная надежда на тех, кому по-кайфу изучение наук. И сам факт доступа к возможностям изучения чего-либо перевешивает материальную заинтересованность.
Но таких очень мало
А может быть их много и не надо? Гениев не должно быть много, остальное - балласт.
Наука и вооружение - несравнимые вещи однако!
Может мы и можем убивать соседей лучше всех в мире, но в науке мы отстаём : по статистике в научных журналах учёные США и Китая размещают за год по 30% научных статей, Россия -1%!
Мы отстаём в применении роботов, ИИ по сравнению с этими передовыми странами, почти не летаем в космос...
“Главная ошибка советской школы в том, что она растила человека-творца, а задача современной школы в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя”. - (фраза Фурсенко)
Сайт : www.kp.ru
Если исходим из такого посыла, становится всё - на свои места ! Мы общество - потребителей ( к большому сожалению), но уже никак ни общество - созидателей ( прискорбный факт) Мнение личное !