Теплухин Роман Викторович
Теплухин Р.В. Подписчиков: 5
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.1к

Топ 10 катастроф Советского Союза

22 дочитывания
8 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,40 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Люди постоянно сталкиваются с серьёзными природными катаклизмами. Но порой трагические события и даже катастрофы случаются по вине человека. В Советском Союзе иногда трагедии строго засекречивали, а свидетелей заставляли молчать. Детали других дел и вовсе до сих пор неизвестны.

Таинственные взрывы, гибель теплохода, смерть потенциального космонавта и многое другое — в нашей подборке 10 самых грустных и загадочных катастроф в истории СССР, которые так или иначе пытались скрыть.

10-е место. Взрыв на заводе №4Д. Караганда.

В 1942 году, во время Великой Отечественной, в рабочем посёлке Караганды была построена мастерская, в которой производили динамоны — взрывчатые вещества, применяемые в горных работах и в боеприпасах.

Когда война закончилась, мастерская выросла в самый настоящий завод взрывчатых веществ союзного значения.

К 1956 году тут производили уже по 33 тонны взрывчатки в сутки, перевыполняя план. Но 21 июня 1957 года всё пошло далеко не по плану. На заводе разгорелся пожар. В помещении было много бумажной тары, а конструкции были деревянными, из-за чего двухэтажное кирпичное здание моментально заполыхало.

Совсем скоро раздался взрыв. Он был такой силы, что в радиусе 250 метров в домах вышибло стёкла окон. Из-за взрыва и пожара погибло 33 работника завода вместе с директором. Лишь 20 тел были найдены целыми, остальные были разорваны на куски. Их пришлось хоронить в закрытых гробах. Родственникам отказали в прощании с погибшими. 33 гроба выставили в заводском клубе, а потом захоронили в братской могиле.

Расследование катастрофы засекретили. По информации, ставшей известной позже, трагедия произошла из-за нарушений при строительстве завода. Его маленькая площадь, близкое расположение цехов и складов, а также желание перевыполнить план привели к грубым нарушениям производства и техники безопасности. Оборудование, которое работало круглосуточно в замкнутом пространстве, постоянно перегревалось. Это и спровоцировало пожар и взрыв.

Виновными были признаны директор завода и несколько его подчинённых. Выжившие предстали перед судом. А ещё несколько высокопоставленных чиновников лишились работы и получили выговор по партийной линии.

Но никакой подробной информации о результатах уголовного дела СМИ выяснить до сих пор не удалось. Материалы о деле не были найдены ни в архивах областного суда, ни в местной прокуратуре.

9-е место. Таран жилого дома самолётом АН-2 г.Новосибирск.

В 1976 году по Новосибирску стали расползаться слухи: не то о теракте, не то о камикадзе, не то о начале новой войны. Всем попытавшимся снять место трагедии сотрудники КГБ, одетые в штатское, вытаскивали и засвечивали плёнку. О подробностях произошедшего стало известно лишь через 20 лет.

Выяснилось, что в пятиэтажку влетел 23-летний пилот Владимир Серков. Из-за того, что из повреждённого самолёта стало разливаться топливо, на лестнице дома разгорелся пожар. Люди прыгали в окна, пытались спуститься по балконам и даже залезть на крышу. Жители ближайших домов помогали пожарным, растягивали одеяла, чтобы ловить погорельцев. От взрыва и пожара пострадали 30 квартир.

Серков пошёл на таран этого дома не случайно. В нём жили родители его жены. Там же должна была находиться и она. После ссоры с Владимиром женщина уехала к родителям и решила подать на развод. Серков приехал на аэродром. Его встретил знакомый дежурный, который без лишних вопросов дал ему ключи от самолёта. Владимир сел в кукурузник и полетел таранить здание. Он думал, что в это время в квартире будет тесть с тёщей и его жена с двухлетним малышом. Но, к счастью, дома их всё-таки не было.

Но без жертв обойтись, конечно, не могло. Действия ревнивца убили пятерых человек, включая двоих детей 4-х и 6-и лет, которые были в гостях у тёти. Их мать скончалась через неделю от сердечного приступа. Ещё один 4-летний мальчик скончался от полученных ран в больнице. Его мама тоже умерла позже, и из-за этого не вошла в официальный перечень погибших. Жертв могло быть ещё больше, если бы Владимир влетел в дом не в районе подъезда, а там, где были квартиры. Но ему смог помешать растущий у дома тополь.

Теперь о трагедии ничего уже не напоминает. Дом был отремонтирован, а на месте тополя остался лишь пень.

8-е место. Авария на Авиамоторной. Москва.

В 1982 году случилась одна из самых страшных трагедий за всю историю московского метро. Февральским вечером станция стала наполняться спешащими домой рабочими. И вдруг эскалатор под их ногами резко пополз вниз и набрал скорость в два раза быстрее нормальной. Двух минут хватило, чтобы люди начали падать, скатываясь по ступеням и перекрыв проход у нижней площадки. На следующий день в "Вечерней Москве" вышла короткая заметка:

— 17 февраля 1982 года на станции "Авиамоторная" Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются.

Но сарафанное радио передавало чудовищные слухи о сотнях погибших, разорванных механизмами эскалатора, и затопленной кровью станции. Многие стали избегать злополучную "Авиамоторную", боясь ходить по кровавой плитке. На деле пол "Авиамоторной" попросту был вымощен мрамором красноватого оттенка, а механизмы эскалатора никого не перемалывали. Люди пострадали лишь от давки. Пытаясь спастись от нее, некоторые забрались на балюстраду. Конструкция обвалилась, и люди упали на бетон с двухметровой высоты. Количество жертв трагедии стало известно лишь через 9 месяцев на заседании суда.

30 человек были ранены, 8 погибли.

Следователи выяснили, что причиной катастрофы была неисправность тормозов. Одна из ступеней сломалась, разрушив нижнюю гребёнку эскалатора. Аварийный тормоз сработал слишком поздно.

7-е место. Гибель в барокамере. Москва.

Немногим известно, что 24-летний Валентин Бондаренко мог стать одним из первых людей в космосе. Его группа готовилась облететь Землю на корабле "Восток". До полёта оставались всего 3 недели. Валентин проходил подготовку в помещении с низким давлением и высоким уровнем кислорода — сурдобарокамере. В течение 10 дней там проверяли здоровье, состояние психики и реакцию будущих космонавтов.

Роковое событие произошло 23 марта 1961 года. Бондаренко протирал датчики, установленные на теле, смоченным в спирте тампоном и нечаянно уронил его на раскалённую плитку, на которой грелся чайник. Вата сразу вспыхнула. Валентин пытался тушить огонь рукавом, но высокая концентрация кислорода заставила шерстяной комбинезон моментально загореться. Пламя стремительно распространилось по всей камере. Её открыли лишь через полчаса, когда давление внутри выровнялось. 80 % тела космонавта были обожжены. Врачи 8 часов подряд пытались спасти Бондаренко, но так и не смогли.

Но узнать о трагедии мир ни в коем случае не был должен. Космическая гонка была в самом разгаре. Смерть Валентина Бондаренко не просто была скрыта — его стёрли подчистую. Все документы и фотографии отряда были уничтожены. Обстоятельства трагической гибели потенциального космонавта стали известны лишь 25 лет спустя, после того как в 1986 году дело было рассекречено.

6-е место. Катастрофа теплохода "Александр Суворов" в Ульяновске.

Эта катастрофа произошла в 1983 году. В тёплый летний вечер, ближе к полуночи, пассажирский теплоход "Александр Суворов" шёл из Ростова-на-Дону в Москву. Отдыхающие на борту развлекались на верхней палубе и смотрели кино. Казалось бы, ничего не предвещало беды.

На подходе к Ульяновску пассажиры на нижних палубах внезапно услышали сильный гул и металлический скрежет. Судно на полном ходу зашло под низкий пролёт моста через Волгу. Теплоходу, как гильотиной, отрубило кинозал, танцпол, рубку и дымовые трубы. Но на этом беды не закончились. На мосту именно в этот момент проходил грузовой поезд, полный зерна, угля, брёвен. От удара железнодорожное полотно сместилось, и вагоны опрокинулись. А их груз свалился на теплоход. Повезло лишь, что там же не оказалось цистерны с топливом.

Практически все, кто был на верхних палубах, погибли при ударе. Живыми оказались те, кто находился на палубах нижних, и, как ни странно, капитан корабля Владимир Клеймёнов. Он был найден возле опоры моста. Якобы его выбросило за борт в момент столкновения.

Ликвидировать последствия трагедии пришлось пять дней, ведь нужно было разбирать грузовые вагоны. Больницы Ульяновска быстро переполнились. Многие выжившие были серьёзно ранены. Некоторым пришлось ампутировать конечности. Ещё месяц после трагедии тела погибших вымывало на берега Волги.

Неофициально из-за столкновения могли погибнуть более 300 человек. Теплоход шёл с перегрузом. Кроме 330 пассажиров, на борту были ещё 50 членов экипажа и 35 человек обслуживающего персонала. Кроме этого, с ними были ещё их знакомые и родственники. Сначала власти пытались замалчивать трагедию, но спустя два дня всё-таки стали появляться короткие заметки об аварии теплохода с человеческими жертвами. Но подробностей не сообщалось, а въезд в город был ограничен.

Попасть туда могли лишь родственники жертв происшествия. Следствие выяснило, что виновна в трагедии была команда теплохода. Причём сейчас корабль продолжает возить туристов. Через некоторое время после трагедии его восстановили.

5-е место. Куренёвская трагедия. Киев.

Куренёвская трагедия. "Чёрный понедельник" — так прозвали киевляне 13 марта 1961 года. Район Киева Куренёвку затопило из-за прорывов дамбы. В начале 50-х по решению киевского руководства Бабий Яр постановили заполнить отходами Петровских кирпичных заводов. Это должно было помочь очистить карьеры от грунтов и ликвидировать огромный овраг, чтобы в дальнейшем эту территорию можно было благоустроить. Отходы кирпичного производства должны были вывести по трубам, как пульпу — грязевую песчано-глинистую массу. Но работа проводилась с грубыми нарушениями. Притом что было необходимо построить бетонную дамбу, на её месте появилась лишь земляная. Это привело к тому, что с 1957 года вода с песком стала заливать окрестности. Причём на жалобы местных жителей никто не обращал никакого внимания, а закачка пульпы продолжалась. Но 13 марта 1961 года земляную дамбу прорвало. Шестиметровая волна грязи буквально за секунду залила низину. А в месте самого прорыва вал и вовсе достигал высоты 14 метров.

Сель моментально снесла трамваи, дома и деревья. При этом многие рабочие погибли из-за невыключенного в депо электричества. Пульпа продолжала изливаться в течение получаса, заполняя всё вокруг. Люди пытались спастись, вылезая через окна, потому что двери уже были залиты. Грязь разрушила газоснабжение и электричество, заблокировала канализацию. С места трагедии к вечеру удалось вывезти 900 человек. 300 квартир в зоне затопления были признаны непригодными для жизни. Следствие установило, что катастрофа произошла из-за нарушения проектирования и строительства. За решёткой оказались проектировщики из Москвы и руководители строительного управления. Официальное количество погибших было обнародовано лишь через 2 недели. Жертвами оказались 145 человек, ещё 143 человека пострадали. Чтобы замолчать трагедию в Киеве, была отключена междугородняя телефонная связь. Только к концу месяца было опубликовано официальное сообщение о внезапном смещении масс грунта. На могилах некоторых жертв было запрещено ставить точную дату гибели, а подробности случившегося стали рассекречены лишь 30 лет спустя.

4-е место. Взрыв баллистической ракеты. Байконур, Казахстан.

Космическая гонка между СССР и США заставляла скрывать не только гибель отдельных космонавтов, но и куда более серьезные трагедии.

В 1960 году на Байконуре взорвалась баллистическая ракета Р-16. Запустить ракету должны были 23 октября. Но за день до старта пироболты, которые должны были подрываться для отделения секции ракеты, начали подавать ложные сигналы. Чтобы контролировать процесс, наблюдающие разместились максимально близко.

В день запуска с ракетой вновь произошла нештатная ситуация. Несмотря на то, что по правилам старт нужно было перенести на месяц, госкомиссия приказала не останавливать подготовку. Вместе с главным маршалом артиллерии Митрофаном Неделиным на стартовой площадке находилось больше сотни человек.

Дальнейшие события стали развиваться стремительно. Пироболты прорвались и запустили двигатель второй ступени ракеты. Пламя разрушило баки первой ступени, что зажгло все ракетное топливо. В этот момент произошел взрыв страшной силы. Пламя сжигало все вокруг.

Через два часа спасатели смогли начать работу, когда огонь немного ослаб. Но практически все, кто находился в непосредственной близости с ракетой, погибли на месте. В их числе был и маршал Неделин. Пожар убил 74 человека, а ранены были 49. Раны и ожоги, полученные при взрыве, позже убили еще четверых. По другой информации, 126 человек были заживо сожжены или погибли от ожогового шока.

Произошедшее строго засекретили. Гибель маршала объяснили авиакатастрофой. Лишь в 1989 году информация о катастрофе стала общедоступной. Никто из выживших так и не был наказан. Главные виновные — технические специалисты — были убиты взрывом. Конструктор ракеты пережил инфаркт, но все же доработал свое изобретение.

Уже через четыре месяца ракета впервые была удачно запущена, а через полгода встала на вооружение страны.

3-е место. Кыштымская авария. Челябинская область.

Эта авария была первой радиационной ЧС в СССР, а ее последствия уступают только авариям в Чернобыле и Фукусиме.

В 1940-е годы в Челябинской области приступили к строительству завода "Маяк". На нем должны были производить ядерные реакторы, конструировать детали атомных бомб и получать плутоний. Уже к 1949-му радиоактивные отходы начали сбрасывать в соседствующие с заводом водоемы — бессточное озеро Карачай и реку Теча.

Сама авария произошла в 1957 году. На территории завода раздался взрыв силой в десятки тонн в тротиловом эквиваленте. Стекла вышибло на расстоянии 3 км от завода. В атмосфере оказались радиоактивные вещества на 20 миллионов кюри. Их разнесло на 350 км в северо-восточном направлении. Образовалась зона загрязнения размером с Израиль, которая была названа восточно-уральским радиоактивным следом.

Внутри нее находились предприятия завода "Маяк", пожарная часть и военный городок, колония и населенные пункты с 270 тысячами человек.

За первые сутки из зоны поражения были вывезены военные и заключенные. Местных жителей начали эвакуировать лишь через неделю. И то только из тех населенных пунктов, которые сильнее всего пострадали от взрыва. А оставшиеся жители получали облучение, ничего о нем не подозревая. Все случаи лучевой болезни были отмечены лишь как некий неврологический синдром.

Известно о происшествии стало лишь в 1989-м, спустя 32 года.

Её причиной следствие назвало отказ охлаждающей системы, из-за которой перегрелись и взорвались ядерные отходы.

Неофициально сообщалось и о том, что сами рабочие завода могли слить в цистерну отходы, вызвавшие цепную реакцию.

За 40 лет целых 10 тысяч работников "Маяка" заболели профзаболеваниями, а 4 тысячи умерли от лучевой болезни.

На месте радиоактивного следа сегодня находится закрытый заповедник, где по-прежнему наблюдается высокий уровень излучения.

Сейчас на этом месте учёные пытаются понять, как радиация может повлиять на окружающее пространство.

2-е место. Железнодорожная катастрофа под Уфой.

Эта железнодорожная авария стала самой крупной в истории СССР и унесла больше 600 жизней.

Ночью 4 июня 1989 года два поезда с 1300 пассажирами неслись мимо друг друга. И в этот момент раздался взрыв, мощность которого была сопоставима с ударом по Хиросиме.

Взрывная волна выбила стёкла домов даже на расстоянии 12 км. Столб пламени виднелся и вовсе за сотни километров от взрыва.

Оба поезда были серьёзно повреждены. Прямо на месте катастрофы погибли 258 человек, а ещё 800 получили повреждения. Позже 317 человек умерли в больницах.

Трагедия убила почти весь состав юношеской спортивной команды "Трактор-73". В обоих поездах ехали дети, которые даже не учитывались в качестве пассажиров.

На месте трагедии установили мемориал, в котором выбиты имена 675 погибших.

Следствие выяснило, что сдетонировал газ, который вытек из трубопровода, проходившего вдоль железнодорожных путей. Он был уложен неправильно. А полный осмотр трубы прекратили проводить ещё за 2 года до катастрофы.

В результате через разрыв в трубе в низину стёк пожароопасный пропан и бутан. А взрыв смеси могла вызвать искра от поездов или случайно выброшенный окурок.

В 1995 году суд вынес вердикт: виновными были признаны 7 человек. Причём скоро половина из них была амнистирована. Чиновники, которые должны были контролировать состояние труб, сумели уйти от ответственности. Ни один из них так и не был наказан.

1-е место. Авария на Чернобыльской АЭС.

Эта авария стала самой крупной за всю историю мирного атома. Сегодня она окружена огромным количеством различных легенд и слухов. Были ли сотни тысяч облучённых и десятки тысяч погибших на самом деле?

В 1970-м был построен город Припять для обслуживающего персонала Чернобыльской АЭС. Уже в 82-м году произошла первая авария. Но тогда всё обошлось без пострадавших, а её последствия были устранены за 3 месяца.

Ночью 26-го апреля 1986 года случилось страшное. Тогда в смене проводились испытания турбогенератора на 4-м энергоблоке. В ходе работ планировалось остановить реакторы, отключить аварийное охлаждение. В это время работники должны были провести необходимые замеры. Но безопасно остановить реактор не получилось.

В 1 час 23 минуты по московскому времени прогремел взрыв и начался пожар. 200 тысяч квадратных километров были заражены радиацией. При этом людей не начали эвакуировать сразу же после происшествия. Поэтому многие получили смертельную дозу облучения. В первые дни эвакуировали лишь 10-километровую зону. Позже её расширили до 30 км. Из неё были эвакуированы 115 тысяч человек.

Больше полумиллиона человек занимались ликвидацией последствий аварии, а общее количество жертв трагедии, погибших от рака и лейкемии, практически достигает цифры в 4 тысячи человек.

Расследование объявило виновными руководство и персонал АЭС. Первая информация о ЧП появилась только через 2 дня после трагедии. И то только тогда, когда Швеция, зафиксировав радиацию, объявила о желании подать запрос в МАГАТЭ.

Трагедии случаются и сегодня. Но кажется, что теперь замолчать их куда сложнее. Или всё-таки это возможно? Как вы думаете? О каких скрытых катастрофах вы знаете? Нужна ли всем информация о таких происшествиях? Или лучше не рассказывать подробности, чтобы людям было спокойнее?

Пишите, что думаете, в комментарии.

8 комментариев
Понравилась публикация?
6 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 8
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Автор нахватался по верхушкам. Слишком много ошибок.

Но в целом мтатья , как некий инициатор любопытства годна.

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Иссык. Турбаза и окрестные аулы смыты, точнее затоплены селем. по разным данным, от нескольких сотен до одной тысячи человек были погребены под многометровым слоем земли и камней.

Г. Северо Курильск. Смыт цунами.

0
картой
Ответить

Для начала тысяч там быть не могло. Во вторых разгильдяи после первого вала селя придя в себя вернулись обратно загорать на противоположной стороне озера Иссык.

Вот они и погибли, а кто с гор не спустились остались живы. В самом поселке Иссык люди были предупреждены, пионер лагеря успели эвакуировать Время было. Я жил в то время в тех краях и видел озеро до селя и после его.

0
Ответить

Виктор АлександровичПишет 17.10.2025 в 20:13
тысяч там быть не могло.

От нескольких сотен, до тысячи.

В аулах сколько народа погибло никто толком не считал.

0
Ответить

Может те кого не смогли предупредить и смыло, но это десятки. Основные погибшие были на самом озере. Второй вал селя размыл перемычку которая и образовывало озеро, и оно начало вытекать как морена. Сели в тех краях явление частое. Когда селевая масса стала заполнять озеро уровень поднялся и размыл перемычка которая организовало озеро это усилило разрушение, но пока сель дошел до поселка все были предупреждены. Люди в страхе убегали от реки . Так что все что говорят о трагедии на озере Иссык это прилипшие к этому случюаю легенды. Трагедия была, но не столь масштабная.

0
Ответить

По официальным данным, погибших было от 150 до 200 человек.

Еще был город смыт в ущелье. Где то в средней азии.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Я жил не далеко от Иссыка в Талгаре. И помню этот день летом 1963 года. День солнечный но над ущельем Иссыка висела дымка. Мы ездили купаться на карьеры табак совхоза. Ваши цифры всего погибших наверно более близки к истине. Были еще туристы которые ходили в поход по ущелью, были чабаны которые пасли овец выше озера.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Астроном Юрий
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 6.9М
19.10.2025, 18:42
Киров

10 за 50 лет да за последние 10 лет больше

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Трагедия в Нижегородской области: 11-летний мальчик перебегал дорогу, и его дважды переехали автомобили, за рулём которых были женщины.

Сначала его сбила Kia Carnival, а потом на него уже лежачего наехала Kia Soul и протащила под днищем несколько десятков метров.
00:23
Поделитесь этим видео

Взрыв «устроила» собака

В одном из домов Новосибирска 28 ноября раздался "странный" взрыв. Ссылка на фото и источник: https://ngs.ru/text/incidents/2025/11/30/76147726/ МЧС Новосибирской области выдвигает версию о том,...

Экс-супруга Эдуарда Успенского возмущена заявлением депутата о том, что Чебурашка еврей

С изнурительны постоянством из Государственной Думы приходят сенсационные новости, которые повергают в шок умы простых россиян. Фантастический полёт мысли народных избранников непредсказуем и не всегда понятен,...
01:00
Поделитесь этим видео