Алексеенко Нина Александровна
Алексеенко Н.А. Подписчиков: 418
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 9.3М

Верховный Суд защитил наследников: банки больше не могут взыскивать кредиты, если есть страховка

429 дочитываний
22 комментария
Эта публикация уже заработала 49,70 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В последние годы всё чаще граждане сталкиваются с ситуацией, когда после смерти близкого человека к ним обращаются банки с требованием погасить его кредиты. При этом при оформлении займа заёмщику почти всегда «настойчиво рекомендуют» оформить страховку - якобы для спокойствия наследников. Однако на практике страховые компании нередко отказывают в выплате, а банки упорно требуют деньги с родственников.

Но ситуация начала меняться. Важный правовой ориентир установил Верховный Суд Российской Федерации в своём Определении от 10 октября 2022 года № 78-КГ22-43-КЗ. Это решение стало настоящим прорывом в защите прав наследников и установило чёткое правило: если у умершего заёмщика был действующий договор страхования, покрывающий риск смерти, банк обязан сначала обратиться за возмещением к страховой компании, а не к наследникам.

Что произошло на деле?

Гражданин оформил несколько кредитов и одновременно присоединился к программе добровольного коллективного страхования жизни и здоровья через банк. Через год он погиб. Его супруга вступила в наследство и тут же получила иск от банка на сумму свыше 300 тысяч рублей.

Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону кредитора, посчитав, что долг переходит к наследникам в рамках наследственной массы (ст. 1175 ГК РФ). Однако Верховный Суд иначе оценил ситуацию.

Позиция Верховного Суда: банк обязан действовать добросовестно.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала: если банк, будучи выгодоприобретателем по страховому договору, умышленно не обращается за страховым возмещением, это свидетельствует о недобросовестном поведении.

Согласно ст. 931 ГК РФ, выгодоприобретателем по договору страхования может быть третье лицо - в данном случае именно банк. Это означает, что страховая выплата направлена на погашение обязательств перед кредитором, а не на обогащение наследников.

Поэтому, если страховой случай наступил (например, смерть застрахованного), а полис был действителен на момент смерти, обязанность банка - в первую очередь требовать выплату от страховщика. Только если страховая откажет обоснованно (например, случай не входит в перечень застрахованных), можно рассматривать вопрос о привлечении наследников к ответственности — и то в пределах стоимости перешедшего имущества (ст. 1175 ГК РФ).

Что это значит для обычных граждан?

1. Не спешите платить по чужим долгам. Если умерший родственник был застрахован - уточните, был ли страховой случай признан, и обращался ли банк к страховщику.

2. Требуйте от банка доказательств. В суде вы вправе ходатайствовать об истребовании информации о наличии страхового договора и действиях банка по получению возмещения.

3. Ссылайтесь на позицию ВС РФ. Определение № 78-КГ22-43-КЗ теперь является обязательным прецедентом для всех судов. Его можно и нужно использовать в аналогичных делах.

Важное уточнение

Решение ВС РФ не отменяет ответственность наследников полностью, но устанавливает очерёдность действий банка. Если страховка есть, банк должен сначала исчерпать этот путь. Если страховки нет или страховой случай не наступил (например, смерть произошла в результате самоубийства, что часто исключено из покрытия), тогда долг может быть взыскан с наследников, но только в пределах стоимости полученного наследства.

Заключение.

Верховный Суд в очередной раз напомнил: право - это не только буква закона, но и принцип добросовестности. Банки не вправе «игнорировать» страховку, чтобы быстрее взыскать долг с наследников. Теперь у граждан есть надёжный правовой инструмент для защиты своих интересов.

Если вы столкнулись с подобной ситуацией - не откладывайте консультацию. Анализ страхового полиса, условий кредита и позиции банка может кардинально изменить исход дела.

Верховный Суд защитил наследников: банки больше не могут взыскивать кредиты, если есть страховка

22 комментария
Понравилась публикация?
64 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, адвокат Алексеенко Нина Александровна
Комментарии: 22
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

а) Решение ВС РФ не отменяет ответственность наследников полностью

б) Верховный Суд в очередной раз напомнил: право, что банки не вправе

«игнорировать» страховку, чтобы быстрее взыскать долг с наследников.

Вот здесь я не понимаю решение Верховного суда.

Если заёмщик взял в банке кредит и умер, то умерли и все его долги. Никакие наследники за него не расплачиваются и никто не отвечают за этот долг. Это нарушение прав человека. Откуда кому знать зачем он взял кредит и куда он их дел? Согласовал он с кем-то или в тайне решил свои интересы. Это неизвестно. Смерть человека всё списывает.

Короче, так не честно. И не надо жадничать, Или мы, что на эти деньги совершаем туристический разгул, покупаем бренды и ходим по ресторанам. Нечего решать долг за смерть умершего. Нечего.

(критика в мой адрес разрешается)

+16 / -2
картой
Ответить

Все зависит от условий договора страхования, что является страховым случаем. Заемщик за страховку платит деньги, почему же его семья должна платить банку фактически второй раз, если Заемщик умер и не смог полностью погасить кредит. Верховный суд абсолютно прав.

+7 / 0
Ответить

Насколько я поняла, Геннадий считает, что смерть заемщика должна списывать его кредиты, даже незастрахованные.

+8 / 0
Ответить

А почему их нужно списывать? Наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя и ранее это никем не оспаривалось.

+4 / 0
Ответить

а почему наследники должны за кредиты отдуваться? Человек взял в банке кредит и улетел на Канары, содержал любовницу... и т.п. Потому умер. Наследник тут при чем? Или кто-то уведомляет наследников при взятии кредитов? Точно также как и муж/жена берёт кредит, не уведомив жену/мужа...и т.д. А потом при невыплате кредита ПОЧЕМУ-ТО отдувается жена/муж.

Ответ на поверхности: хапужничество и беспредел банков.

+5 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

При вступлении в права наследования наследник должен знать о долгах наследодателя и решить стоит ли ему принимать наследство или отказаться от него.

+3 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Полностью согласна!

Мало ли что человек делал на свой кредит: любовницу содержал, на Канары катался и прочее. Почему за это родственники отдуваться должны?

ответ очевиден: хапугам мало денег. При всем при том что банки налоги не платят.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
31.10.2025, 11:14
Санкт-Петербург

очередность действий банка очевидна и лежит на поверхности: легче и быстрей вернуть заем через страховщика, чем наследника. Поэтому мне непонятны причины обратного. Не освящено.

+6 / 0
картой
Ответить

РашидПишет 31.10.2025 в 11:14
причины обратного

Вы правы. Мне тоже не понятны действия банков. И, что значит - принцип добросовестности. Есть буква закона, так исполняйте. Ибо это будет считаться мошенничество в корыстных целях.

+6 / 0
Ответить

ГеннадийПишет 31.10.2025 в 13:31
что значит - принцип добросовестности.

А когда у нас банки были добросовестными? Сразу приходит мысль, как нас всех кинули с проворовавшимся Пробизнесбанком в 2015, когда у него 15 августа отобрали лицензию. АСВ... иуда, ждал почти три года, и тихой сапой штамповал иски, а когда осталось месяц-два быстренька стал рассылать по судам эти иски и СИД выдержал и сам неплохо нагрел руки. Где тут добросовестность?

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

РашидПишет 31.10.2025 в 11:14
легче и быстрей вернуть заем через страховщика, чем наследника. Поэтому мне непонятны причины обратного.

А зачем со страховщика? Ведь проценты -то капают, пока наследники разыскивают страховку. А если сразу со страховой, то прибыль будет намного меньше

+2 / 0
Ответить
02.11.2025, 02:33
Санкт-Петербург

через полгода выплата презюмируется в любом случае, что с наследника, что с банка. То есть размер процентов равен. Со страховщика легче и вероятней.

+2 / 0
Ответить

РашидПишет 02.11.2025 в 02:33
через полгода выплата презюмируется в любом случае, что с наследника, что с банка. То есть размер процентов равен. Со страховщика легче и вероятней.

Вы - не правы. Если банк сразу бы обратился в страховую, и получил выплату, то проценты если и будут, то совсем мизерные. ВС РФ именно об этом и указал. Что банк обязать "шевелить колготками", а не наследники разыскивать страховку, вести переписку со страховой, доказывать некриминальность смерти, и т.д.

У меня в прошлом году, 06.06 умер 23-летний сын, оставив долг по ипотеке. Уже 07.06 в банк было представлено свидетельство о смерти. И Вы думаете банк что-то сделал? Однозначно зная о том, что в рамках ипотеки застрахованы были жизнь и здоровье собственника. В первую очередь - банк заблокировал все счета сына. То есть, я, если бы даже и хотела, не смогла вносить платежи по ипотеке. Тем самым, сам долг остался на зафиксированном уровне, но проценты продолжают начисляться. Мне пришлось самой обращаться в страховую компанию. Которые меня сразу отфутболили, выставив список документов, которые я обязана была им предоставить, на двух листах. В том числе, там были и медицинские документы, справки из нарко-и псих- диспансеров. Обращение в банк о том, что есть страховка и они обязаны самостоятельно решать вопросы со страховой - осталось без ответа. Часть документов мне удалось получить довольно быстро. Но я, ожидая документы, не переставала долбить страховую и банк. При том, что для страховой я вообще была никто - свидетельства о наследстве ещё не было. И если страховая со скрипом, но как-то общалась со мной, взяв во внимание свидетельство о рождении, заявление о принятии наследства, отказ от наследства отца ребёнка, то банк не реагировал ни на звонки на горячую линию, ни на письменные обращения. Через 4 месяца я, наконец, добила страховую, пригрозив им обращением в суд с иском по тем самым процентам, которые накапали пока они раскачивались. Но банк молчит до сих пор. Хотя мне известно, что за 4 месяца накопилось процентов около 45 тыр. И Вы полагаете, я должна их оплатить банку? За что? За то что я, не будучи выгодоприобретателем, самостоятельно выполняла обязанности банка?! Напомню, прошло, на данный момент, 1,5 года со дня смерти, и год со дня выплаты страховой компанией банку. Страховая выплатила только ту сумму, которая была зафиксирована на дату смерти. Банк же, сначала погасил набежавшие за это время проценты, а уж потом основной долг. Потому и остались те самые 45 тыр в виде основного долга уже, а не процентов. И банк весь этот год молчит. Достоверно зная, что я - единственный наследник. И копия свидетельства о наследстве у них есть - я там копейки со счёта сына забирала. То есть, это недобросовестное поведение банка, они наращивают проценты и неустойку на оставшуюся сумму долга. И письмо я им писала соответствующее. А в ответ было просто направление в отдел урегулирования убытков. В котором я, естественно, не единожды была, откуда и знаю про наличие долга.

+2 / 0
Ответить
03.11.2025, 17:17
Санкт-Петербург

Но в любом случае бремя предоставления в страховую документов лежит на наследнике/поручителе, но не на банке. Ему просто не ответят. И большое число документов вполне понятно. Это необходимо для признания события страховым случаем.

И долг также должен исчисляться, отталкиваясь от даты страхового случая. По другому никак.

Но я не в курсе дела и на истину не претендую.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

РашидПишет 03.11.2025 в 17:17
Но в любом случае бремя предоставления в страховую документов лежит на наследнике/поручителе, но не на банке.

Закон и судебная практика говорят об обратном.

РашидПишет 03.11.2025 в 17:17
Ему просто не ответят.

Кому я выше объясняла? Вы не прочитали? Или выходили?

Банку - обязаны ответить, поскольку в страховом полисе он указан выгоприобретателем! А вот наследник для страховой без свидетельства о праве на наследство - никто.

РашидПишет 03.11.2025 в 17:17
Но я не в курсе дела и на истину не претендую.

А чего тогда доказываете то, чего не знаете? Вы же написали:

РашидПишет 03.11.2025 в 17:17
Но в любом случае бремя предоставления в страховую документов лежит на наследнике/поручителе, но не на банке.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
04.11.2025, 02:18
Санкт-Петербург

Евграфова Елена АлексеевнаПишет 03.11.2025 в 22:36
Банку - обязаны ответить, поскольку в страховом полисе он указан выгоприобретателем!

И что? ПНД И НК ответят на запрос банка? Давайте смотреть на вещи здраво. Встанете в позу и дело будет стоять. В итоге идти туда придется все равно наследнику с запросом от нотариуса.

Евграфова Елена АлексеевнаПишет 03.11.2025 в 22:36
А чего тогда доказываете то, чего не знаете?

Вы чего такая сердитая то? )) Не обессудьте, если что. )

С 1 сентября этого года в течение шести месяцев после смерти начисление процентов и штрафов по долговым обязательствам умершего запрещено.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

РашидПишет 04.11.2025 в 02:18
ПНД И НК ответят на запрос банка? Давайте смотреть на вещи здраво.

Давайте! ПНД и НК и наследникам не ответит. И даже нотариусу. Это совсем иные обстоятельства.

Вы совершенно не хотите слышать собеседника. Я говорю об обязанности банка обратиться к страховой компании. И если страховая откажет в выплате страховой суммы, то только тогда у банка есть право что-то требовать с наследников.

РашидПишет 04.11.2025 в 02:18
Вы чего такая сердитая то? )

Вы перечитайте всю нашу беседу, может, тогда поймёте - кто сердит, а кто ...

РашидПишет 04.11.2025 в 02:18
С 1 сентября этого года в течение шести месяцев после смерти начисление процентов и штрафов по долговым обязательствам умершего запрещено.

Это - и раньше было. Правда, проценты продолжали начисляться. Но я говорила совсем о другом. К сожалению, я не умею объясняться иначе, чем на русском языке. Которого Вы не понимаете, либо - не хотите понимать. Не обессудьте, если что. (Алаверды)

Вы же просто вводите людей в заблуждение.

За сим, разрешите откланяться.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

Полезная информация. Спасибо.

+5 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Актуально!

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Этот беспредел давно было пора закончить! Что ж так долго годами это тянулось? И в тот же ВС с такими вопросами обращались..

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (22)

Кому не нужно платить налог с продажи жилья

Минимальный срок владения при продаже жилья, если получили его по наследству составляет 3 года с момента смерти наследодателя. Если продали недвижимость и 3 года прошло – декларировать доход от продажи не надо,
04:06
Поделитесь этим видео

Возврат налогов наследникам, обложение гостевых домов, НДФЛ по сверхдивидендам в обзоре

Анализ отдельных налоговых событий можно посмотреть: Свершилось! Напомню, что с самого начала действия Налогового кодекса был вопрос, а что делать с переплатой по налогам, которая осталась после смерти лица.

В России планируют ввести новый порядок информирования наследников о кредитах

В России планируют ввести новый порядок информирования наследников о кредитах умерших родственников. Идея в том, чтобы банки и нотариусы обменивались данными, а наследники заранее знали о долгах,...

Мужчина лишился 5 млн р. наследства из-за ошибки нотариуса — но взыскать убытки не смог даже в суде

Даже одно формальное нарушение при оформлении завещания может привести к тому, что его признают недействительным. И тогда наследство получает не тот, кого выбрал наследодатель, а совсем другой человек.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы