Пилотессы в Формуле‑1: история участия, первые шаги в Гран‑при и роль тест‑пилотов
Узнайте об истории женщин-пилотов Формулы-1: от участниц Гран-при до тест-пилотов, которые проложили путь для женщин в автоспорте и Формуле-1.

Мария Тереза де Филиппис была итальянской автогонщицей, которая вошла в историю Формулы-1 как первая женщина, участвовавшая в гонках Формулы-1
Формуле-1 уже 75 лет, и она по-прежнему остается одним из самых «мужских» видов спорта в мире с момента своего зарождения в 1950 году. Но знаете ли вы, что женщины участвуют в Формуле-1 с сезона 1958 года? Несмотря на то, что их присутствие на стартовой решетке было редким, эти женщины-первопроходцы вошли в историю Формулы-1, бросили вызов ожиданиям и проложили путь для будущих поколений. Но кто они такие? С какими трудностями они столкнулись в спорте, где только пять женщин когда-либо участвовали в Гран-при?
Что нужно знать?
- Первая женщина, принявшая участие в гонке Формулы-1: Мария Тереза де Филиппис (первая гонка, в которой она участвовала: Гран-при Монако 1958 года, первая гонка, в которой она выступала: Гран-при Бельгии 1958 года)
- Первая женщина, набравшая очки: Лелла Ломбарди (Гран-при Испании 1975 года).
- Первая гонка, в которой участвовало более одной женщины: Гран-при Великобритании 1976 года (Лелла Ломбарди, Дивина Галика).
Мария Тереза де Филиппис совершила прорыв в 1958 году, став первой женщиной, принявшей участие в гонке Формулы-1. С тех пор только четыре женщины смогли выйти на старт Гран-при, а Лелла Ломбарди установила рекорд по количеству стартов — всего 12. Невероятно, но Дезире Уилсон остаётся единственной женщиной, выигравшей гонку Формулы-1 любого формата, одержав победу в вне зачётном этапе чемпионата British Aurora F1 1980 года. Помимо участия в официальных гонках, многие женщины-пилоты играли важную роль в качестве водителей-испытателей и разработчиков, помогая создавать болиды Формулы-1 за кулисами.
Итак, почему в Формуле-1 так мало женщин? Станет ли автоспорт более открытым для участия женщин? С появлением таких серий, как «Академия Формулы-1», призванных взращивать и развивать женские таланты, увидим ли мы следующее поколение женщин на стартовой решетке Гран-при в ближайшие пять, десять или пятнадцать лет, когда таланты будут развиваться от картинга до младших гоночных серий?
Есть ли среди гонщиков Формулы-1 женщины?
Мария Тереза де Филиппис вошла в историю как первая женщина, принявшая участие в Гран-при, а 34 года спустя Джованна Амати стала последней женщиной-гонщицей, сделавшей это. В 1992 году Амати присоединилась к команде Brabham и попыталась пройти квалификацию для участия в трёх гонках, став пятой женщиной, принявшей участие в чемпионате мира Формулы-1, после Марии Терезы де Филиппис, Леллы Ломбарди, Давины Галики и Дезире Уилсон. Ещё более примечательно то, что три из пяти женщин-пилотов были итальянками: де Филиппис, Ломбарди и Амати.
Мария Тереза де Филиппис1958–1959: первая женщина в Формуле-1

Мария Тереза де Филиппис — первая женщина в Формуле-1
Мария Тереза де Филиппис вписала своё имя в историю Формулы-1 как первая женщина, принявшая участие в гонке Формулы-1. Она дебютировала в Формуле-1 на Гран-при Монако 1958 года, не сумев пройти квалификацию, и впервые участвовала в гонке на Гран-при Бельгии 1958 года. Итальянская гонщица приняла участие в пяти гоночных уикендах Формулы-1, трижды стартовав в гонках в эпоху, когда в автоспорте доминировали мужчины. Хотя её карьера в Формуле-1 была недолгой, её выступления проложили путь для будущих женщин-гонщиц в этом виде спорта.
Карьера в чемпионате мира Формула-1
Национальность: Италия
Карьера в Формуле - 1: 1958–1959
Команды: Behra-Porsche, Maserati
Гонок: 5 (3 старта)
Чемпионаты: 0
Победы: 0
Подиумы: 0
Очки за карьеру: 0
Поул позиции: 0
Самый быстрый круг: 0
Первая гонка: Гран-при Монако 1958 года
Последняя гонка: Гран-при Монако 1959 года
Де Филиппис увлеклась автоспортом в конце 1940-х годов, несмотря на скептическое отношение со стороны семьи — её собственные братья даже заключали пари, что она недостаточно быстра для успеха. В 22 года она доказала, что они ошибались, выиграв свою первую гонку на 10-километровом участке между Салерно и Кава-де-Тиррени. К 1954 году она поднялась по карьерной лестнице и заняла второе место в чемпионате Италии по автоспорту. Этот успех привлёк внимание Maserati, которая подписала с ней контракт как с заводским пилотом, что позволило ей участвовать в гонках на выносливость, прежде чем перейти в Формулу-1.
Однако её дебют в Формуле-1 не был простым. В 1958 году она попыталась пройти квалификацию на Гран-при Монако, но уступила 5,8 секунды в гонке, в которой участвовал 31 гонщик. Позже в том же году она впервые официально приняла участие в Гран-при в Бельгии, заняв 19-е место в квалификации и 10-е место в гонке. Несмотря на то, что её дважды прошли на круг, она завершила гонку, чего не смогли сделать девять других гонщиков. Её участие в спорте натолкнулось на сопротивление; ей, как известно, запретили участвовать в Гран-при Франции, а гоночный директор, по слухам, сказал ей: «Единственный шлем, который должна носить женщина, — это тот, что в парикмахерской». Несмотря на участие в нескольких других гонках, поломки двигателей и дискриминация омрачили остаток её карьеры в Формуле-1.
После трагической гибели своего товарища по команде Жана Бера в 1959 году Де Филиппис ушла из гонок, заявив, что потеряла слишком много друзей в этом виде спорта. Только в 1979 году она вернулась в мир автоспорта, вступив в Международный клуб бывших гонщиков Гран-при Формулы-1, а в 1997 году стала его вице-президентом. Она стала первопроходцем, и её наследие продолжает вдохновлять будущие поколения женщин в автоспорте. Мария Тереза де Филиппис скончалась в 2016 году в возрасте 89 лет, но её вклад в развитие Формулы-1 навсегда останется в памяти.
Lella Lombardi1974–1976: единственная женщина, набравшая очки в Формуле-1

Лелла Ломбарди — единственная женщина-гонщица, набравшая очки в Формуле-1, заняв шестое место на Гран-при Испании 1975 года
Спустя 15 лет после того, как Мария Тереза де Филиппис проложила путь, Лелла Ломбарди стала второй женщиной, принявшей участие в Гран-при Формулы-1. И по сей день она остаётся единственной женщиной-пилотом, набравшей очки в гонке Формулы-1. На Гран-при Испании 1975 года Ломбарди финишировала шестой, заработав пол-очка в чемпионате после того, как гонка была прервана из-за аварии со смертельным исходом. Её достижение стало исторической вехой в спорте, доказав, что женщины могут соревноваться на самом высоком уровне в автоспорте.
Карьера в чемпионате мира Формула-1
Национальность: Италия
Карьера в Формуле - 1: 1974–1976
Команды: March, RAM, Frank William Racing Cars
Гонок: 17 (12 стартов)
Чемпионаты: 0
Победы: 0
Подиумы: 0
Очки за карьеру: 0.5
Поул позиции: 0
Самый быстрый круг: 0
Первая гонка: Гран-при Великобритании 1974 года
Последняя гонка: Гран-при Австрии 1976 года
Ломбарди родилась в Италии, и её страсть к гонкам началась за рулём семейного фургона для доставки, а затем она прошла через картинг, «Формулу Монцу», Формулу-3 и Формулу-5000. В 1975 году она подписала контракт с March Engineering, выступая вместе с Витторио Брамбиллой и Хансом-Йоахимом Штуком. В том же году она стала второй женщиной, прошедшей квалификацию на Гран-при Формулы-1 в Южной Африке в 1975 году. А её выдающийся результат был показан в Испании, где из-за трагического происшествия гонка была досрочно остановлена. Из-за сокращения дистанции все очки были уменьшены вдвое, и Ломбарди набрала 0,5 очка — рекорд, который до сих пор не побит ни одной женщиной-гонщицей.
Помимо участия в Формуле-1, Ломбарди сделала впечатляющую карьеру в автоспорте. Она заняла седьмое место на Гран-при Германии, получила разовое предложение от Williams на Гран-при США (но не смогла стартовать) и продолжила участвовать в гонках на спортивных автомобилях, побеждая в таких соревнованиях, как «6 часов Пергузы» и «6 часов Валлелунги». Она также участвовала в четырёх гонках «24 часа Ле-Мана» и даже провела сезон в NASCAR, выступая вместе с Джанет Гатри и Кристин Беккерс. После выхода на пенсию в 1988 году она основала собственную гоночную команду Lombardi Autosport. В 1992 году в возрасте 50 лет она скончалась от рака молочной железы. Ломбарди также была известна своей личной жизнью: она открыто заявляла о своей любви к женщинам, что было редкостью в автоспорте.
Divina Galica1976 и 1978: от олимпийского лыжника до гонщика Формулы-1

Отважная лыжница и гонщица «ормулы-1 Дивина Галица
Немногие спортсмены могут похвастаться тем, что выступали на самом высоком уровне в двух совершенно разных видах спорта, но Дивина Галица — одна из них. Прежде чем заняться автоспортом, она четыре раза участвовала в зимних Олимпийских играх, представляя сборную Великобритании по горнолыжному спорту и даже будучи капитаном команды на зимних Играх 1968 и 1972 годов. Однакоже её страсть к скорости не ограничивалась горнолыжными склонами, что привело её ко второй карьере в автоспорте, где она прошла путь от картинга до Формулы-2 и, в конечном счёте, Формулы-1.
Карьера в чемпионате мира Формула-1
Национальность: Великобритания
Карьера в Формуле - 1: 1976, 1978
Команды: Surtees, Hesketh
Гонок: 3 (0 стартов)
Чемпионаты: 0
Победы: 0
Подиумы: 0
Очки за карьеру: 0
Поул позиции: 0
Самый быстрый круг: 0
Первая гонка: Гран-при Великобритании 1976 года
Последняя гонка: Гран-при Бразилии 1978 года
Галица впервые приняла участие в Гран-при Великобритании в 1976 году, но, к сожалению, не прошла квалификацию. Несмотря на это, её участие стало историческим — это был единственный Гран-при в истории Формулы-1, в котором участвовало более одной женщины-пилота, так как в те выходные также выступала Лелла Ломбарди. Благодаря своему участию она вошла в редкую группу людей, которые стали одними из восьми человек, когда-либо участвовавших как в Олимпийских играх, так и в Формуле-1.
Галица участвовала ещё в двух гонках Формулы-1 — Гран-при Аргентины и Бразилии 1978 года, но снова не прошла квалификацию. Помимо Формулы-1, она участвовала в гонках Shellsport International Series и британской Формуле-1, но так и не одержала ни одной победы. Хотя её карьера в Формуле-1 была недолгой, её удивительный путь от олимпийской спортсменки до автогонщицы остаётся одной из самых уникальных и вдохновляющих историй в истории автоспорта.
Desire Wilson1980: единственная женщина, выигравшая гонку Формулы-1

Дезире Уилсон возможно, участвовала только в одном Гран-при Формулы-1, пытаясь пройти квалификацию на Гран-при Великобритании 1980 года, но она занимает уникальное место в истории автоспорта. Она остаётся единственной женщиной, выигравшей соревнование, относящееся к категории гонок Формулы‑1: она одержала победу на этапе Британского чемпионата Aurora F1 1980 года на трассе Брэндс‑Хэтч. Её достижение было настолько значимым, что в её честь позже назвали трибуну на автодроме, закрепив её наследие на одной из самых знаковых трасс Великобритании.
Карьера в чемпионате мира Формула-1
Национальность: Гражданство Южной Африки
Карьера в Формуле - 1: 1980
Команды: Williams
Гонок: 1 (0 стартов)
Чемпионаты: 0
Победы: 0
Подиумы: 0
Очки за карьеру: 0
Поул позиции: 0
Самый быстрый круг: 0
Первая гонка: Гран-при Великобритании 1980 года
Последняя гонка: Гран-при Великобритании 1980 года
Помимо Формулы-1, Уилсон разрушила барьеры в других ведущих гоночных сериях. Она единственная женщина, получившая лицензию на участие в гонках CART IndyCar, которые проводились до 2003 года. Кроме того, у неё была суперлицензия, которая в 1990-х годах стала обязательным требованием для гонщиков Формулы-1.
Успех Уилсон не ограничивался одноместными автомобилями: она также вошла в историю гонок на выносливость. В 1980 году она стала первой женщиной, выигравшей гонку чемпионата мира, одержав победу в гонках «Монца 1000 км» и «Сильверстоун 6 часов» в рамках чемпионата мира для серийных автомобилей. Её способность соревноваться и побеждать в элитных категориях автоспорта выделяла её среди других и сделала одной из самых успешных женщин-гонщиц в истории автоспорта.
Giovanna Amati1992: последняя женщина, участвовавшая в гонках Формулы-1

Джованна Амати была последней женщиной, участвовавшей в гонках Формулы-1 в 1992 году
Джованна Амати стала последней женщиной, участвовавшей в гонках Формулы-1, приняв участие в трех Гран-при в 1992 году. Ее карьера в автоспорте началась в Формуле Abarth, затем она выступала в Формуле-3 и Формуле-3000, зарекомендовав себя как талантливый гонщик. Однако, когда она попала в Формулу-1, ей пришлось столкнуться с трудностями, так как она присоединилась к команде Формулы-1 Brabham, которая уже испытывала проблемы.
Карьера в чемпионате мира Формула-1
Национальность: Италия
Карьера в Формуле - 1: 1992
Команды: Brabham
Гонок: 3 (0 стартов)
Чемпионаты: 0
Победы: 0
Подиумы: 0
Очки за карьеру: 0
Поул позиции: 0
Самый быстрый круг: 0
Первая гонка: Гран-при ЮАР 1992 года
Последняя гонка: Гран-при Бразилии 1992 года
В 1992 году Амати попыталась пройти квалификацию для участия в трёх гонках — Гран-при Южной Африки, Мексики и Бразилии, — но не смогла занять место на стартовой решётке. В итоге Брэбэм заменил её на Деймона Хилла, хотя тот также не смог пройти квалификацию в следующих пяти гонках, что подчёркивало неконкурентоспособность машины. Несмотря на недолгую карьеру в Формуле-1, Амати остаётся одной из пяти женщин, когда-либо участвовавших в гонках чемпионата мира Формулы-1.
После участия в Формуле-1 Амати продолжала успешно выступать в гонках. В 1993 году она выиграла чемпионат Европы среди женщин, доказав свою конкурентоспособность в автоспорте. Позже, с 1994 по 1996 год, она участвовала в Ferrari Challenge, что ещё больше укрепило её репутацию опытной гонщицы. Хотя её карьера в Формуле-1 была недолгой, она стала важной главой в истории участия женщин в Формуле-1.
Что такое Академия Формулы-1?
Путь в Формулу-1 всегда был непростым, но для женщин-автогонщиц барьеры были ещё выше. Чтобы изменить ситуацию, Формула-1 запустила Академию Формулы-1 в 2023 году — гоночный чемпионат для женщин, в котором участвуют только одноместные автомобили. Он призван развивать и готовить женщин к более высоким уровням соревнований, таким как Формула-2 и, в конечном счёте, Формула-1. Но как это работает и может ли эта инициатива наконец привести к тому, что больше женщин будут участвовать в Гран-при?
Академия Формулы-1 включает в себя 15 гонщиц, которые выступают на автомобилях команд Формулы-2 и Формулы-3, что позволяет им набираться опыта в конкурентной среде на высокопроизводительных машинах. Важно отметить, что каждая из десяти команд Формулы-1 теперь поддерживает одного гонщика, что обеспечивает чёткую связь между этой инициативой и высшим уровнем автоспорта. В сезоне 2024 года было проведено семь гоночных уикендов по три гонки в каждом, что сделало чемпионат состоящим из 21 гонки.
Одним из наиболее важных аспектов Академии Формулы-1 является её финансовая поддержка со стороны руководства Формулы-1. Организация субсидирует участие каждого гонщика в размере 150 000 евро за сезон, что делает серию более доступной по сравнению с другими категориями одноместных автомобилей для юниоров. Однако гонщики всё равно должны найти эту сумму, а значит, для некоторых финансирование остаётся проблемой. Несмотря на это, Академия Формулы-1 представляет собой значительный шаг на пути к преодолению барьеров для женщин-гонщиц, предлагая им структурированный путь для продвижения в автоспорте. Но будет ли этого достаточно, чтобы больше женщин могли соревноваться на самом высоком уровне? Время покажет.
Участие женщин в Формуле-1 исторически было ограниченным: лишь несколько женщин выступали в качестве тест-пилотов и гонщиц, занимающихся разработкой. Эти роли, хотя и не всегда предполагают участие в гонках, имеют решающее значение для разработки автомобилей и дают ценный опыт работы в командах Формулы-1. Ниже представлен обзор выдающихся женщин-тест-пилотов и гонщиц, занимающихся разработкой, в истории Формулы-1.
Женщины-пилоты, участвующие в тестах и разработках Формулы-1
Сюзи Вольф
В 2012 году Сюзи Вольф была назначена тест-пилотом команды Williams Формулы-1, став одной из немногих женщин, получивших роль в команде Формулы-1 в наше время. В её обязанности входила работа на симуляторе и тестовые заезды для поддержки разработки автомобилей. В 2014 году она вошла в историю, став первой за 22 года женщиной, принявшей участие в официальных гоночных уикендах Формулы-1, приняв участие в свободных заездах на Гран-при Великобритании и Германии. В 2015 году Вольф продолжила работу в расширенном составе, а позже в том же году объявила о завершении карьеры в автоспорте.
Новаторская деятельность Вольф в автоспорте на этом не закончилась. В 2016 году она стала соучредителем некоммерческой организации Dare to be Different, целью которой является расширение участия женщин в автоспорте путём привлечения молодых девушек к карьере в гонках, инженерном деле и на руководящих должностях в отрасли. Её влияние распространялось не только на низовые инициативы: она занимала руководящие должности в известных гоночных сериях.
В 2018 году Вольф была назначена руководителем команды Venturi Racing в Формуле E, где проработала до 2022 года. Благодаря своим лидерским качествам в 2023 году она стала управляющим директором Академии Формулы-1 — организации, созданной для развития и продвижения женщин-автогонщиц. Под её руководством Академия Формулы-1 значительно расширилась, и в неё были вложены средства. Теперь все десять команд Формулы-1 поддерживают гонщиц в этой серии. Она также является женой руководителя команды Mercedes Тото Вольфа.
Мария де Вильота
Испанская гонщица Мария де Вильота присоединилась к команде Marussia F1 в качестве тест-пилота в 2012 году. К сожалению, во время тестовых заездов в июле 2012 года де Вильота попала в серьёзную аварию, в результате которой потеряла правый глаз. Она скончалась в 2013 году из-за осложнений, вызванных аварией.
Татьяна Кальдерон
Колумбийская гонщица Татьяна Кальдерон в 2017 году подписала контракт с командой Sauber F1 (позже Alfa Romeo Racing) в качестве пилота для развития. В 2018 году она стала тест-пилотом и участвовала в рекламных мероприятиях и тестовых заездах.
Симона де Сильвестро
Швейцарская гонщица Симона де Сильвестро присоединилась к Sauber в качестве аффилированного пилота в 2014 году, и планировалось подготовить её к возможному участию в гонках. Она участвовала в тестировании и работе с симулятором, однако проблемы со спонсорством помешали ей перейти на постоянную гоночную позицию.
Кармен Хорда
Испанская гонщица Кармен Хорда была назначена тест-пилотом команды Lotus F1 в 2015 году. В основном она занималась работой на симуляторе и рекламной деятельностью. Назначение Хорды вызвало дискуссии о критериях отбора на такие должности и о возможностях для женщин в автоспорте.
Джейми Чедвик
Британская гонщица Джейми Чедвик, трёхкратная чемпионка W Series, была связана с командой Williams F1 в качестве тест-пилота. В её обязанности входила работа на симуляторе и участие в командных мероприятиях для получения опыта в среде Формулы-1. Успех Чедвик в W Series и её сотрудничество с Williams сделали её звездой, выступающей за более активное участие женщин в автоспорте.
Майя Вёрг
В 2021 году Майя Вёрг стала первой женщиной-гонщицей, поступившей в Академию гонщиков Ferrari после победы в программе FIA Girls on Track — Rising Stars. Её включение в столь престижную программу свидетельствует о растущем стремлении развивать женские таланты в автоспорте.
Бьянка Бустаманте
Филиппинская гонщица Бьянка Бустаманте в 2023 году присоединилась к программе развития пилотов McLaren, став первой женщиной‑пилотом, подписавшей контракт с этой программой. В дальнейшем она представляла McLaren в сезоне Академии F1 2024 года в составе команды ART Grand Prix.
Эбби Пуллинг
После победы в чемпионате Академии F1 в 2024 году британская гонщица Абби Пуллинг поставила цель перейти в более высокие дивизионы автоспорта. В 2025 году она присоединилась к команде Rodin Motorsport в британской серии GB3, а также стала участницей академии команды Alpine F1.
Источник: formulaonehistory.com
👍 Лайк и подписка — простой способ сказать «спасибо» и получать больше интересного о Формуле‑1!