Александр
Александр Подписчиков: 98
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.9М

10 самых старых рекордов Формулы-1, которые до сих пор не побиты

4 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,36 рублей за дочитывания
Зарабатывать

10 самых старых рекордов Формулы-1, которые до сих пор не побиты

Хуан Мануэль Фанхио. Пятикратный чемпион мира был легендой спорта.


С момента проведения первой гонки чемпионата мира Формулы-1 в 1950 году этот вид спорта изменился до неузнаваемости. От машин с передним расположением двигателя и турбонаддувом до гибридных чудес, способных развивать скорость до 350 км/ч, — каждая эпоха порождала новых героев и новые стандарты мастерства. Тем не менее некоторые рекорды тех ранних лет оказались на удивление устойчивыми. Будь то количество кругов, продолжительность или чистое мастерство, эти достижения выдержали испытание временем и неумолимым прогрессом.

Вот 10 самых старых рекордов в истории Формулы-1, которые не побиты до сих пор. Непреходящее напоминание о том, какими выдающимися были первопроходцы этого вида спорта.

Что нужно знать?

  • Луи Широн остаётся самым возрастным гонщиком Формулы-1, стартовавшим в гонке в возрасте 55 лет и 292 дней.

  • Хуан Мануэль Фанхио до сих пор остаётся единственным гонщиком, выигравшим титулы с четырьмя разными конструкторами.

  • В 1952 году Альберто Аскари лидировал на протяжении 304 кругов подряд, и это достижение до сих пор не побито.

  • Семилетний перерыв между титулами Ники Лауды остаётся самым продолжительным в истории Формулы-1.


1. Самый возрастной гонщик, стартовавший в Гран-при Формулы-1

10 самых старых рекордов Формулы-1, которые до сих пор не побиты

Луи Широн остаётся самым возрастным гонщиком, когда-либо участвовавшим в Гран-при Формулы-1


Фернандо Алонсо может и в свои 40 лет бросать вызов времени, но даже вечно молодой испанец на много лет отстаёт от самого возрастного гонщика, когда-либо стартовавшего в Формуле-1. Эта честь принадлежит Луи Широну. Настоящему герою автоспорта Монако, который вышел на старт Гран-при Монако 1955 года в почтенном возрасте 55 лет и 292 дня.

Примечательно, что Широн приехал не только ради ностальгии. Управляя Lancia D50, он занял вполне достойное шестое место на улицах своего родного города, заслужив восхищение болельщиков, которые выросли на его выступлениях в довоенных гонках. По сей день Широн остаётся самым возрастным гонщиком, когда-либо участвовавшим в гонке чемпионата мира, и самым возрастным гонщиком, набравшим очки.

2. Большинство чемпионатов мира с разными конструкторами

10 самых старых рекордов Формулы-1, которые до сих пор не побиты

Хуан Мануэль Фанхио побеждает на Гран-при Швейцарии 1951 года, который проходил в дождливую погоду.


Современные фанаты Формулы-1 склонны ассоциировать величие с династиями гонщиков и команд, такими как Михаэль Шумахер в Ferrari или Льюис Хэмилтон в Mercedes. Но Хуан Мануэль Фанхио оставил после себя совсем другое наследие. Поразительную способность выигрывать титулы с кем угодно и где угодно.

В период с 1951 по 1957 год аргентинский маэстро выиграл пять чемпионатов мира в составе четырех разных команд: Alfa Romeo, Mercedes, Ferrari и Maserati. В эпоху, когда автомобили были хрупкими, календари — короткими, а смертельные случаи, к сожалению, были обычным делом, мастерство Фанхио выходило за рамки механики.

Его статистика по-прежнему поражает: процент побед составляет более 47, он не имеет себе равных в истории по количеству побед в гонках с поул-позиции, а также является самым возрастным чемпионом мира в свои 46 лет. Многие пытались сравняться с ним в адаптивности, но никто ещё не побеждал в Формуле-1 с таким количеством конструкторов, как Фанхио.

3. Наибольшее количество кругов лидирования подряд

10 самых старых рекордов Формулы-1, которые до сих пор не побиты

Альберто Аскари родился 13 июля 1918 года.


Макс Ферстаппен неустанно доминировал в начале 2020-х, поставив под угрозу почти все рекорды выносливости. Однако один рекорд, который не смог побить даже он, принадлежит легенде Ferrari Альберто Аскари.

Между Гран‑при Бельгии 1952 года и Гран‑при Нидерландов 1952 года Аскари провёл впечатляющие 304 круга подряд во главе пелотона, фактически контролируя почти пять полных гонок от стартового сигнала до финишного флага. Его превосходство в том сезоне за рулём Ferrari 500 стало олицетворением непобедимости.

Стабильность того отрезка по‑прежнему поражает — особенно в эпоху, когда надёжность техники была крайне слабой, а трассы отличались крайней суровостью. Спустя почти три четверти века общий результат Аскари остаётся непревзойдённым — это символ совершенства, которым могут лишь восхищаться даже современные великие гонщики.

4. Меньше всего гонок до первой победы

10 самых старых рекордов Формулы-1, которые до сих пор не побиты

Джузеппе Фарина стал первым в истории чемпионом мира Формулы-1 на Гран-при Италии 1950 года за команду Alfa Romeo.


Некоторые рекорды Формулы-1 технически невозможно побить, но их всё равно стоит отметить. Один из таких рекордов — наименьшее количество гонок до первой победы — принадлежит Джузеппе «Нино» Фарине, который выиграл в самом первом этапе чемпионата мира в Сильверстоуне в 1950 году.

Победа Фарины в первом Гран-при Великобритании также обеспечила ему титул в том году, первый чемпионат мира когда-либо проводившийся. Только два гонщика смогли повторить этот подвиг и выиграть в своём дебютном заезде: Джонни Парсонс на «Индианаполис 500» (которая в 1950 году считалась этапом чемпионата) и Джанкарло Багетти на Гран-при Франции 1961 года.

Победа Багетти остается особенно значимой; он до сих пор остается единственным гонщиком, выигравшим свой первый старт в чемпионате Формулы-1. Несмотря на то, что за прошедшие десятилетия появилось множество вундеркиндов, этот идеальный старт так и не был повторен.

5. Большинство выигрышей «Большого шлема»

10 самых старых рекордов Формулы-1, которые до сих пор не побиты

Джим Кларк побеждает на Гран-при ЮАР 1968 года


В Формуле-1 «Большой шлем» (или «Большой челендж») — это чистейшее выражение доминирования в спорте: поул-позиция, победа, лидерство на каждом круге и самый быстрый круг в гонке. Только 26 избранных гонщиков смогли этого добиться, и только один из них уверенно лидирует.

Джим Кларк, тихий шотландский гений 1960-х, за свою карьеру в Lotus завоевал восемь титулов «Большой шлем». Первый он получил в Эйнтри в 1962 году, а последний, что вполне логично, — на Нюрбургринге в 1965 году. Точность и техническое мастерство Кларка позволяли ему уходить в отрыв, в то время как другие с трудом добирались до финиша.

Льюис Хэмилтон был ближе всех к этому в последние годы, набрав шесть очков к 2019 году, но рекорд Кларка остался непобитым. В эпоху, когда стратегия, износ шин и машины безопасности постоянно меняют порядок гонщиков, полное доминирование в течение уикенда — большая редкость, что делает восемь очков Кларка ещё более недосягаемыми.

6. Самый возрастной гонщик, выигравший гонку

10 самых старых рекордов Формулы-1, которые до сих пор не побиты

Луиджи Фаджиоли, самый возрастной гонщик, выигрывший гонку в возрасте 53 лет и 22 дней


Луи Широн, возможно, был старейшиной Формулы-1 на стартовой решетке, но именно Луиджи Фаджиоли является рекордсменом как самый возрастной победитель гонки. На Гран-при Франции 1951 года Фаджиоли, которому тогда было 53 года и 22 дня, разделил свою Alfa Romeo с напарником Фанхио, одержав совместную победу по правилам того времени.

В первые годы существования этого вида спорта совместные заезды были обычным делом, но даже в этом случае триумф Фаджиоли остаётся уникальным. Он уже был ветераном довоенных гонок и однажды уже уходил на покой, но вернулся, чтобы доказать, что у него по-прежнему есть скорость и выдержка, чтобы побеждать на самом высоком уровне.

С тех пор ни один гонщик даже близко не подобрался к этому возрасту. Самому возрастному победителю современной эпохи, Найджелу Мэнселлу, было 41 год, когда он выиграл гонку в Австралии в 1994 году. Он был на десять лет моложе Фаджиоли, когда тот выступал в Реймсе.

7. Больше всего побед у разных конструкторов

10 самых старых рекордов Формулы-1, которые до сих пор не побиты

Гран-при Германии 1961 года. Вольфганг фон Трипс (слева) и Стирлинг Мосс (справа)


Немногие гонщики могут сравниться по универсальности с Стирлингом Моссом. Мосса часто называют величайшим гонщиком, который так и не выиграл чемпионат мира, но, тем не менее, он добился того, чего не удавалось ни одному чемпиону: побеждал с пятью разными конструкторами

За 66 Гран-при с 1951 по 1961 год Мосс 16 раз побеждал на автомобилях Mercedes, Maserati, Vanwall, Cooper и Lotus. При этом он также завоевал наибольшее количество поул-позиций (в составе пяти команд) и подиумов (в составе шести команд).

Его способность адаптироваться отражала дух свободы, царивший в его эпоху, когда гонщики часто переходили из одной команды в другую в поисках самого быстрого автомобиля на каждый уик-энд. В современном мире, где все завязано на контрактах, такой свободы больше нет, а значит, эклектичный послужной список Мосса, скорее всего, так и останется его единственным достижением.

8. Больше всего напарников за один сезон в Формуле-1

10 самых старых рекордов Формулы-1, которые до сих пор не побиты

В сезоне 1973 года Гэнли выступал в паре с восемью разными товарищами по команде.


Карьера в Формуле-1 может быть короткой, но мало кто из гонщиков сталкивался с такой сменой напарников, как Хауден Гэнли в 1973 году. Выступая за Iso-Marlboro команду молодого Фрэнка Уильямса, Гэнли работал с восемью разными напарниками в течение того хаотичного сезона.

В «карусели» пилотов фигурировали такие имена, как Джеки Икс, Гийс ван Леннеп и Тим Шенкен — небольшая команда изо всех сил пыталась обрести стабильность. Это было симптомом финансовой неустойчивости той эпохи, когда частные команды боролись за выживание от гонки к гонке.

Даже в современную эпоху, когда смены пилотов в середине сезона по‑прежнему случаются, никому не удалось повторить этот рекорд. Юки Цунода в 2023 году был близок к этому: у него сменилось три напарника в команде AlphaTauri. Но рекорд Гэнли — восемь напарников — остаётся одним из самых необычных в истории этого вида спорта.

9. Больше всего победителей в одном сезоне

10 самых старых рекордов Формулы-1, которые до сих пор не побиты

Кеке Росберг выигрывает чемпионат 1982 года в финальной гонке сезона, заняв пятое место

Разнообразие — изюминка Формулы-1, и лишь несколько лет были такими же непредсказуемыми, как 1982. За 16 гонок 11 разных гонщиков выиграли Гран-при, и эта цифра до сих пор остаётся рекордной.

В том сезоне было всё: политические потрясения, забастовки гонщиков, трагедии и триумфы в равной степени. Ален Прост, Ники Лауда и Джон Уотсон одержали по две победы, в то время как ещё восемь гонщиков, включая Кеке Росберга, Дидье Пирони и Микеле Альборето, одержали по одной победе.

Благодаря своей последовательности Росберг в итоге стал чемпионом мира, несмотря на то, что одержал всего одну победу. Это подчёркивает, насколько непредсказуемым был тот год. Даже в самые конкурентные сезоны гибридной эпохи ни одна кампания не могла сравниться с 1982 годом по количеству победителей гонок.

10. Самый большой перерыв между чемпионатами мира

10 самых старых рекордов Формулы-1, которые до сих пор не побиты

Ники Лауда за рулём McLaren MP4-2 на Гран-при Далласа 1984 года


Карьера в Формуле-1 может развиваться непредсказуемо, и никто не иллюстрирует это лучше, чем Ники Лауда. После того как в 1977 году Лауда завоевал свой второй титул в составе Ferrari, он ушёл из спорта два года спустя, измученный гонками и деловыми обязательствами.

Но австриец вернулся в McLaren в 1982 году, возродив историю, которая, казалось, была завершена. Два года спустя он выиграл свой третий чемпионат, опередив своего товарища по команде Алена Проста всего на пол-очка. Интервал между его вторым и третьим титулами составил семь лет и 19 дней, что до сих пор является самым большим промежутком между чемпионствами в истории Формулы-1.

Это было возвращение на века, доказательство ума, смелости и способности Лауды приспосабливаться. Только у Льюиса Хэмилтона, который в будущем сможет повторить подвиг Лауды с Ferrari, есть шанс побить этот рекорд в наше время.

Непревзойдённое совершенство

Рекорды в Формуле-1 созданы для того, чтобы их били, но некоторые из них кажутся почти священными. Самые первые легенды этого вида спорта заработали себе репутацию без симуляторов, анализа данных и пуленепробиваемых защитных сеток, полагаясь вместо этого на инстинкт, храбрость и чувство механики.

Формула-1 продолжает развиваться, и легко забыть, что большая часть ее современной ДНК была заложена такими гонщиками, как Фанхио, Аскари, Мосс и Кларк. Их имена могут быть вычеркнуты из пожелтевших книг рекордов, но их достижения по-прежнему живы, каждый раз, когда машина выезжает на стартовую решетку.

Где-то там следующее поколение гонщиков уже мчится навстречу истории. Но пока кто-нибудь не обгонит 55-летнего монегаска или не проедет 304 круга подряд, призраки золотого века Формулы-1 будут крепко держать спорт, который они помогли создать.

Источник: formulaonehistory.com

👍 Лайк и подписка — простой способ сказать «спасибо» и получать больше интересного о Формуле‑1!

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽