Российская нефть теряет Восток: как санкции перекрыли последний экспортный коридор

Ноябрь 2025 года может стать переломным моментом для российского нефтяного экспорта. Крупнейший индийский покупатель, конгломерат Reliance Industries, объявил о полном прекращении закупок российской нефти для своего гигантского нефтеперерабатывающего завода в Джамнагаре. С 1 декабря комплекс переходит на сырье исключительно нероссийского происхождения . Это решение, принятое на фоне новых санкций США против «Роснефти» и «Лукойла», наносит серьезный удар по одному из последних устойчивых направлений сбыта российского «черного золота».
Решение Reliance — не единичный случай, а симптом системного кризиса. Вместе с ним еще четыре крупнейших государственных нефтеперерабатывающих завода Индии — Bharat Petroleum, Hindustan Petroleum, Mangalore Refinery and Petrochemicals и HPCL-Mittal Energy — не разместили заказов на поставки российской нефти на декабрь . На эти компании в этом году приходилось около двух третей всего индийского импорта из России. Масштаб потерь огромен: только Reliance за время конфликта на Украине закупила российской нефти на сумму около 33 миллиардов долларов, что составляло почти 8% всего российского нефтяного экспорта . В Белом доме уже назвали этот шаг значимым жестом, способным подтолкнуть торговые переговоры между США и Индией к финишной прямой .
💥 Цена изоляции: рекордные скидки и падающие доходы
Вынужденная переориентация на ограниченный круг покупателей привела к резкому увеличению скидки, по которой продается российская нефть. В середине ноября дисконт на сорт Urals в порту Новороссийска достиг рекордных 23,5 доллара за баррель, а цена опускалась до 36,6 доллара . Это минимальный уровень за последние 2,5 года.
Следствием такого ценового давления стало обрушение еженедельной выручки от экспорта. По данным Bloomberg, к 16 ноября она упала до 1,21 миллиарда долларов — самого низкого показателя с марта 2023 года. Всего за несколько недель нефтяники потеряли каждый пятый доллар дохода . Общая выручка России от экспорта нефти и топлива в октябре составила 13,1 миллиарда долларов, что на 2,3 миллиарда меньше, чем годом ранее .
🚢 Трудности перевозки: логистика под ударом санкций
Ситуация на рынке осложняется резким сокращением доступного тоннажа для перевозки нефти. Морской экспорт РФ в середине ноября упал до 291 тысячи тонн в сутки — минимального уровня с начала 2025 года . Наибольшее падение пришлось на порт Приморск, где отгрузки сократились более чем на 70% . Часть судовладельцев, особенно греческих, традиционно перевозивших российские грузы, отказывается от работы из-за санкционных рисков . Это взвинчивает ставки фрахта: стоимость перевозки барреля из Новороссийска в Западную Индию выросла до 8,6 доллара . Все больше нефти остается в танкерах, дрейфующих без покупателей; по оценкам JPMorgan, в море «застряло» около трети нефтяного экспорта РФ — 1,4 миллиона баррелей в сутки .
⚠️ Внутренний фронт проблем: дорогая нефть и технологическая зависимость
Пока российские компании сталкиваются с внешними ограничениями, внутри страны нарастает структурная проблема — истощение легкодоступных запасов. В «Газпром нефти» сообщают, что доля трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ) уже составляет порядка 60% и продолжит расти . Добыча такой нефти сравнима с работой с «бетонной плитой» и требует уникальных технологий, которые раньше поставляли компании типа Schlumberger .
Себестоимость добычи ТрИЗов составляет около 40 долларов за баррель, что при текущих экспортных ценах Urals ставит рентабельность многих проектов на грань . Замминистра энергетики Павел Сорокин подтверждает, что к 2030 году до 80% всех запасов нефти в РФ будут относиться к трудноизвлекаемым . Хотя в отрасли заявляют об успехах в импортозамещении, разработка таких месторождений требует колоссальных инвестиций и налоговых послаблений, которые уже запрашивают у государства малые добывающие компании .
💎 Заключение
Отказ Reliance Industries и других индийских НПЗ — это симптом глубокой болезни российского нефтяного комплекса. Санкции против «Роснефти» и «Лукойла», по оценке Международного энергетического агентства, несут в себе «риск значительного снижения» нефтедобычи в России . Страна оказалась в идеальной ловушке: ключевые рынки сбыта сужаются, вынуждая продавать нефть с рекордными скидками, а внутренняя ресурсная база требует все больше затрат на разработку. В этих условиях эра нефти как надежного источника доходов российского бюджета подходит к концу, заставляя задуматься о стратегической перестройке всей экономики.
Источники:
https://lenta.ru/news/2025/11/21/eto-dovolno-serieznyy-udar-odin-iz-krupneyshih-pokupateley-rossiyskoy-nefti-otkazalsya-ot-nee/
https://www.rbc.ru/politics/21/11/2025/69204d549a794706f33a7e9b
https://newizv.ru/news/2025-11-20/tsena-dobychi-nefti-v-rossii-stala-dorozhe-eksporta-neftyanka-na-grani-kraha-438275
https://www.profinance.ru/news2/2025/11/13/chpe-vyruchka-rossii-ot-eksporta-nefti-i-topliva-prodolzhila-padenie-v-oktyabre-soobs.html
Китаю нефть и газ за пол-цены, своим же наценим еще раз.
США ВЕДЕТ - САНКЦИОННУЮ И ПОЛИТИЧЕСКУЮ ВОЙНУ ПРОТИВ РОССИИ- ОДНОВРЕМЕННО ПРИТВОРЯЯСЬ ДРУГОМ!!! НЕТ США = НЕТ ПРОБЛЕМ!
Газ и нефть нужны для развития собственного производства для всех времён и народов.
Однако правительство, если, конечно, так его можно назвать, на экономических форумах этот вопрос почему-то даже не рассматривает.
Полностью согласен. Нефть и газ следует продавать не в виде сырья, а заниматься их переработкой. Это более выгодно, поскольку продукты переработки имеют более высокую добавочную стоимость.
Переработка нефти и газа также способствует снижению зависимости от импорта в химической промышленности и созданию новых рабочих мест. Кроме того, она позволяет оптимизировать транспортные потоки. Вместо того чтобы перегонять цистерны с топливом по всей стране, железнодорожные магистрали можно использовать для перевозки более востребованных и ценных товаров.