Всё, что нужно знать о Гран-при Абу-Даби в Формуле-1

Впервые проведён: 2009 год
Количество проведённых гонок: 16
Трасса: Yas Marina Circuit
Длина трассы: 5,2 км (3,2 мили)
Количество кругов: 58
Наибольшее число побед: 5 раз — Льюис Хэмилтон (2011, 2014, 2016, 2018, 2019)
Гран‑при Абу‑Даби вошёл в календарь Формулы‑1 с сезона 2009 года как первая в истории серии гонка, проходящая в сумерках. С 2014 года она также неизменно становится заключительным этапом сезона.
Изначально Формула‑1 назначила Гран‑при Абу‑Даби заключительной гонкой сезона только в 2009 и 2010 годах. Однако позже организаторы гонки заключили контракт на проведение финального этапа, отобрав это право у Гран‑при Бразилии. С тех пор гонка на трассе Yas Marina Circuit остаётся завершающим этапом чемпионата Формулы‑1.
Гран‑при Абу‑Даби — единственная гонка в календаре Формулы‑1, которая проходит с дневного на ночное время. При этом в настоящее время в календаре Ф1 есть и полностью ночные гонки: Гран‑при Бахрейна, Гран‑при Саудовской Аравии, Гран‑при Сингапура, Гран‑при Лас‑Вегаса и Гран‑при Катара. Первая ночная гонка Формулы‑1 состоялась в Сингапуре в сезоне 2008 года.
Руководство для новичков: календарь Формулы-1

История Гран‑при Абу‑Даби в Формуле‑1
Формула‑1 прибыла на трассу Yas Marina Circuit для проведения дебютного Гран‑при Абу‑Даби после того, как на предыдущей гонке в Бразилии Дженсон Баттон был провозглашён чемпионом мира среди пилотов 2009 года. Команда Brawn GP также завоевала титул в зачёте конструкторов, но не смогла помешать Red Bull занять первое и второе места в Абу‑Даби — лидировал Себастьян Феттель.
Чемпион 2008 года среди пилотов, Льюис Хэмилтон, завоевал поул‑позицию за команду McLaren с внушительным отрывом в 0,667 секунды от Феттеля. Однако британец сошёл с дистанции уже после 20 кругов, а Феттель одержал победу, опередив Марка Уэббера почти на 18 секунд. Баттон и Brawn GP довольствовались третьим местом.
День Феттеля настал и на Гран‑при Абу‑Даби 2010 года — тогда он стал самым молодым чемпионом Формулы‑1. Немцу удалось завоевать первую из четырёх своих последовательных чемпионских короны в возрасте 23 лет и 133 дней. И это несмотря на то, что к финальной гонке он подходил с отставанием в 15 очков от Фернандо Алонсо из Ferrari.
Какова трасса Yas Marina Circuit?

Трасса Yas Marina Circuit считается самой дорогой гоночной трассой в мире — её строительство обошлось в 800 миллионов фунтов стерлингов. Возведение трассы началось в мае 2007 года и завершилось в октябре 2009‑го — всего за несколько недель до первого Гран‑при Абу‑Даби. Кроме того, на этой трассе находится один из самых длинных прямых участков в Формуле‑1.
Прямой участок длиной 1,2 км (0,7 мили) между шпилькой поворота 5 и шиканой поворотов 6–7 — одна из ключевых особенностей Yas Marina Circuit. Однако пилоты Формулы‑1 часто избегают обгонов перед поворотом 6: благодаря системе DRS на участке между поворотами 8 и 9 пилот, которого обогнали, может вернуть утраченную позицию.
В 2021 году повороты 5 и 9 были перепроектированы — это должно было улучшить зрелищность Гран‑при Абу‑Даби. Традиционно поворот 5 представлял собой медленную шпильку после «перевёрнутой» шиканы, которая замедляла весь пелотон. А то, что сейчас является поворотом 9, раньше было шиканой из поворотов 11–13 и тормозило прохождение финального сектора.
Yas Marina Circuit нередко критикуют за то, что гонки на ней получаются процессионными: финальный сектор не способствует обгонам. В третьем секторе есть только одна настоящая гоночная траектория, а большинство поворотов — под прямым углом. Это также обычно снижает шансы на обгон перед первым поворотом.
При этом у Yas Marina Circuit есть и сильные стороны:
- обеспечивает хорошее сцепление и высокий уровень прижимной силы без чрезмерного износа шин;
- имеет уникальный выезд из пит‑лейна — он проходит под поворотом 1. Такое решение известный проектировщик трасс Герман Тильке принял, разместив боксы с внешней стороны трассы.
Победители Гран‑при Абу‑Даби в Формуле‑1
- 2009: Себастьян Феттель (Red Bull);
- 2010: Себастьян Феттель (Red Bull);
- 2011: Льюис Хэмилтон (McLaren);
- 2012: Кими Райкконен (Lotus);
- 2013: Себастьян Феттель (Red Bull);
- 2014: Льюис Хэмилтон (Mercedes);
- 2015: Нико Росберг (Mercedes);
- 2016: Льюис Хэмилтон (Mercedes);
- 2017: Валттери Боттас (Mercedes);
- 2018: Льюис Хэмилтон (Mercedes);
- 2019: Льюис Хэмилтон (Mercedes);
- 2020: Макс Ферстаппен (Red Bull);
- 2021: Макс Ферстаппен (Red Bull);
- 2022: Макс Ферстаппен (Red Bull);
- 2023: Макс Ферстаппен (Red Bull);
- 2024: Ландо Норрис (McLaren).
Потеря титула Фернандо Алонсо в 2010 году
В 2010 году, когда Формула‑1 вернулась в Абу‑Даби, Фернандо Алонсо был близок к завоеванию титула. Даже Марк Уэббер имел больше шансов выиграть чемпионат, чем Себастьян Феттель. Льюис Хэмилтон тоже оставался математическим претендентом. Но надежды Алонсо рухнули, когда Ferrari отправила его в боксы, чтобы перекрыть манёвры Уэббера.
Изначально Ferrari не смогла перекрыть Уэббера с помощью напарника Алонсо — Фелипе Массы. Хотя Алонсо вышел на трассу впереди австралийца, он оказался зажат позади Renault Виталия Петрова. При этом россиянину не требовалась ещё одна остановка в боксах после заезда под режимом машины безопасности.
Знаменитая фраза Кими Райкконена (2012 год)
На Гран‑при Абу‑Даби 2012 года Кими Райкконен, вернувшийся в Формулу‑1 после двухлетнего перерыва, произнёс одну из самых цитируемых фраз в истории серии. Финн выиграл гонку за Lotus, но вступил в забавный конфликт со своим инженером Саймоном Ренни.
Райкконен не выигрывал Гран‑при с бельгийской гонки 2009 года (тогда он выступал за Ferrari). Он возглавил гонку в 2012 году на 20‑м круге после того, как Хэмилтон из McLaren сошёл из‑за поломки топливного насоса. Затем он выдержал непрекращающееся давление со стороны Алонсо, о чём Ренни постоянно пытался его предупредить.
Но Райкконен резко ответил по радио: «Просто оставьте меня в покое, я знаю, что делаю». Чемпион 2007 года также воскликнул: «Да, да, да, да, я делаю это всё время. Вам не нужно напоминать мне каждую секунду», — когда Ренни посоветовал ему прогреть шины за машиной безопасности.
Спорный финал чемпионата 2021 года

Борьба за титул чемпиона Формулы‑1 между Льюисом Хэмилтоном и Максом Ферстаппеном на Гран‑при Абу‑Даби 2021 года обернулась громким скандалом. Перед финальной гонкой сезона пилоты Mercedes и Red Bull имели равное количество очков — по 369,5. При этом у Ферстаппена было преимущество по количеству побед: 9 против 8 у Хэмилтона.
До последнего из 58 кругов Хэмилтон уверенно шёл к завоеванию рекордного восьмого титула чемпиона. Он создал комфортный отрыв от Ферстаппена и преодолел попытки Серхио Переса заблокировать его продвижение. Однако появление машины безопасности вновь перевернуло ход борьбы за титул.
На 50‑м круге Николас Латифи разбил свой Williams, вынудив директора гонки Майкла Маси выпустить машину безопасности. Автомобиль канадского пилота разбросал обломки на гоночной траектории в повороте 14, и их пришлось убирать. При возобновлении гонки Маси отступил от спортивных регламентов Формулы‑1.
Согласно правилам Ф1 на тот момент, «все машины, отстающие на круг от лидера, должны были обогнать лидирующую группу и машину безопасности». Однако Маси приказал пропустить только те машины, которые находились между Хэмилтоном и Ферстаппеном, который к тому моменту уже сменил резину на новый комплект мягких шин.
Сначала Маси заявил, что ни один пилот не сможет отыграть круг — это означало, что между претендентами на титул останутся пять машин. Но руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер настойчиво просил убрать отстающие машины с пути. В радиоэфире он произнёс: «Нам нужен всего один гоночный круг».
Маси предоставил лишь один гоночный круг. Хэмилтон оказался бессилен помешать Ферстаппену обойти его. В ответ на возмущение руководителя Mercedes Тото Вольфа («Майкл, это несправедливо!») Маси ответил: «Это называется автоспортом».
Источник: f1oversteer.com