«Худший кошмар» Норриса вернулся — титул F1 под угрозой

Появление одной из главных проблем Ландо Норриса внесло непредсказуемый фактор в развязку чемпионата Формулы‑1 2025 года на трассе в Абу‑Даби.
Несмотря на то что в этом сезоне Pirelli улучшила конструкцию шин, снизив риск гранулирования (образования «катышей» на поверхности) на других трассах, команды Ф1 оказались застигнуты врасплох его неожиданным возвращением на автодроме Яс‑Марина.
Анализ после первого дня заездов в пятницу показал: правая передняя шина страдает от гранулирования, что повышает риски ускоренной деградации.
Это создаёт сразу две проблемы:
- Командам и пилотам придётся дополнительно контролировать состояние шин.
- Гран‑при Абу‑Даби может превратиться в гонку с двумя пит‑стопами.
Для команды McLaren и её пилота Ландо Норриса ситуация особенно неприятна: болид MCL39 и сам гонщик известны повышенной чувствительностью к гранулированию передних шин. После спринтерской гонки в Китае Норрис назвал это явление своим «худшим кошмаром». Теперь это может добавить команде незапланированного стресса в борьбе за чемпионский титул.
Шины в F1: полное руководство по устройству и принципам работы
В чём причина проблемы

Проблема с гранулированием шин в Абу‑Даби, судя по всему, вызвана сочетанием двух факторов.
Первый фактор — в этом году сцепление на трассе Яс‑Марина крайне низкое. Из‑за этого шины сильнее скользят по поверхности по сравнению с трассами, где асфальт обеспечивает лучшее адгезионное сцепление.
Абу‑Даби и в обычные годы представляет сложность из‑за песка, который наносится ветром на трассу, но в этом сезоне сцепление хуже, чем обычно.
Главный инженер Pirelli Симоне Берра отметил:
«Перед мероприятием мы измерили уровень сцепления — он оказался ниже, чем в предыдущие годы, и значительно ниже, чем, например, в Катаре неделю назад. Это один из самых низких показателей за сезон».
Второй фактор связан с работами по обновлению покрытия трассы Яс‑Марина, проведёнными после прошлогодней гонки.
Перед нынешними заездами ФИА сообщила, что участок трассы между поворотами 1 и 4 был переложен, а в выходе из поворота 6 (с правой стороны) уложен новый участок асфальта для устранения неровности.
Берра добавил:
«Это другой тип битума, из‑за которого передняя ось подвергается повышенным механическим нагрузкам. Это происходит в скоростных поворотах и провоцирует гранулирование.
Сцепление шин с поверхностью снизилось, но у машин потенциально выросло механическое сцепление из‑за высоких нагрузок (прижимной силы) — это может создавать эффект гистерезисного сцепления (когда шина растягивается)».
Хотя этот участок трассы — не единственная причина гранулирования, именно он запускает проблему. Как только шина начинает гранулироваться, эффект усиливается, и она становится ещё более уязвимой к дальнейшим неполадкам.
Каковы могут быть последствия

Если Гран‑при Абу‑Даби превратится в борьбу за контроль над гранулированием передних шин, наибольшие потери может понести команда McLaren.
В прошлых гонках она испытывала трудности, когда это явление становилось ограничивающим фактором — а Норрис особенно не любит с этим сталкиваться.
«Я всегда сильно страдаю из‑за гранулирования передних шин», — сказал он в Лас‑Вегасе, где эта проблема тоже оказала существенное влияние. — «Сейчас я определённо стал лучше — думаю, раньше я был худшим на всей стартовой решётке.
Я ненавижу это. Ненавижу недостаточную поворачиваемость. Ненавижу, когда передняя часть машины не работает — всё в таком духе».
Однако McLaren и Норрису придётся справляться с этим не в одиночку. Берра отметил, что проблема затронет всех — в той или иной степени.
«Гранулирование сильнее проявляется на более быстрых машинах, поскольку они создают большую нагрузку на шины», — пояснил он. — «Поэтому у топ‑команд уровень гранулирования выше, чем у аутсайдеров».
Даже Red Bull, которая в прошлом лучше справлялась с гранулированием передних шин, признала наличие проблем с резиной.
Джанпьеро Ламбьязе, руководитель гоночного подразделения Red Bull, заявил:
«Шины оказались чуть более уязвимыми, чем мы ожидали.
Похоже, гранулирование правой передней шины — общая проблема для всех участников, поэтому нам нужно проанализировать, как увеличить срок службы этой шины к воскресенью.
Деградация оказалась выше ожидаемой, поэтому, хотя мы рассчитывали на относительно простую стратегию с одним пит‑стопом, теперь это под вопросом.
Нам действительно нужно понять, сколько пит‑стопов потребуется и как лучше беречь шины».
Ответ на этот вопрос станет яснее лишь в субботу, когда команды увидят, уменьшилась ли проблема на трассе, покрытой слоем резины от прошедших заездов.
Но уже сейчас это может открыть дорогу к битве стратегий: одни команды будут агрессивно идти на два пит‑стопа, а другие — пытаться удержаться на стратегии с одним пит‑стопом, преодолевая фазу гранулирования.
Как отметил Берра, спустя всего неделю после стратегической ошибки McLaren в Катаре Red Bull может увидеть возможность воспользоваться уязвимостью соперника.
«Думаю, стратегия с одним пит‑стопом для большинства команд — самый быстрый вариант, но Макс может попробовать два пит‑стопа, чтобы усилить давление и спровоцировать стратегическую ошибку со стороны McLaren», — сказал он.
Это добавляет ещё один захватывающий элемент в и без того напряжённый финальный этап борьбы за титул в Формуле‑1.
Пояснения к терминам:
- Гранулирование (graining) — образование мелких резиновых «катышей» на поверхности шины из‑за скольжения или перегрева, ухудшающее сцепление.
- Деградация (degradation) — постепенное ухудшение характеристик шины в ходе гонки.
Источник: the-race.com