Какие тактические варианты есть в решающей гонке за титул в Абу‑Даби 2025?

Второстепенные участники драмы этого года отошли на задний план, оставив трёх претендентов на чемпионский титул лицом к лицу. Макс Ферстаппен завоевал восьмую поул‑позицию в сезоне, рядом с ним — Ландо Норрис, а за ними — Оскар Пиастри. Впереди гонка, которую нужно выиграть, но есть и более серьёзные вопросы, требующие внимания.
Будет ли стратегия играть роль? Почти наверняка. У Ферстаппена и Пиастри нет ничего, что можно было бы потерять, и у каждого — свой подход к этой гонке. Действовать не так, как соперник, — проверенный способ повлиять на исход, когда чемпионская гонка доходит до решающей стадии. И мы уже видели, как это происходило здесь ранее.
Что было в прошлом году (и годом ранее)?
Гран‑при Абу‑Даби 2024 года оказалось довольно простой гонкой с точки зрения стратегии. Все пилоты из первой восьмёрки совершили по одной остановке, причём семеро из них (включая призёров) использовали схему «средние → жёсткие» шины.
Шины в F1: полное руководство по устройству и принципам работы
Шарль Леклер, занявший третье место, отправился на пит‑стоп рано — на 20‑м круге. Его напарник по команде Карлос Сайнс зашёл в боксы на 25‑м круге, а Норрис — на 26‑м. При этом Норрис сохранил лидерство и в итоге одержал победу, обеспечив команде McLaren возвращение Кубка конструкторов в Уокинг.
Руководство для новичков: Кубок конструкторов Формулы-1
Льюис Хэмилтон применил обратную стратегию «жёсткие → средние» и финишировал четвёртым, стартовав с 16‑й позиции. Он продержался до 34‑го круга, опередив соперников из средней группы, прежде чем заехать на пит‑стоп с третьей позиции.
Фернандо Алонсо финишировал девятым, став первым пилотом, использовавшим стратегию с двумя остановками. Он проехал по схеме «средние → жёсткие → жёсткие», заехав в боксы на 13‑м и 37‑м кругах (всего гонка состояла из 58 кругов). Последнее очко досталось Пиастри. Он сменил начальные средние шины на 4‑м круге из‑за повреждения переднего антикрыла и доехал до финиша, проведя два длинных отрезка на жёстких шинах.
Что интересно, несмотря на использование тех же составов шин, гонка 2024 года заметно отличалась от гонки 2023‑го, когда первые семь пилотов применили стратегию с двумя остановками по схеме «средние → жёсткие → жёсткие».
Изменения были незначительными, но ранний пит‑стоп Алонсо в 2023 году запустил цепочку событий: в течение пяти кругов она распространилась вплоть до лидеров гонки — все отправились на пит‑лейн, чтобы защититься от преимущества подрезки (undercut).
Подобное могло повториться и в прошлом году, однако расстановка сил на трассе была более рассредоточенной — поэтому лидеры не сочли необходимым реагировать на угрозу со стороны пилотов из средней группы.
Как пройти гонку быстрее всего на этот раз?
Согласно симуляциям Pirelli, оптимальная стратегия — один пит‑стоп.
Самый быстрый путь к финишу — схема «средние → жёсткие» с одним пит‑стопом. Оптимальное окно для заезда в боксы: круги 20–26.
Именно так и развивались события в прошлом году. Поскольку распределение шин на 2025 год осталось прежним, этот вариант и сейчас выглядит наиболее очевидным.
Что может помешать реализации такой стратегии?
Если пилоты из средней группы поймут, что не могут продвинуться вперёд в «паровозике» DRS (DRS train), они могут:
- попробовать осуществить подрезку (undercut);
- тем самым «втянуть» в серию пит‑стопов и остальных участников.
В таком случае сценарий гонки может существенно измениться.
Ожидаемые стратегии и окна для пит-стопов

Красный - мягкий состав шин, жёлтый - средний, серый - жёсткий. Зелёным отмечены окна пит-стопов
Альтернативный вариант для топ‑10
Гонка с двумя пит‑стопами кажется чуть медленнее — не столько по чистому времени прохождения дистанции, сколько из‑за того, что любому, кто выберет такой подход, придётся пробиваться сквозь машины с одним пит‑стопом. Это приводит к повышенному износу шин и задержкам.
Однако главная неопределённость — гранулирование шин. В начале уик‑энда оно казалось маловероятным, но во время заездов в пятницу выяснилось, что все три состава шин (в меньшей степени — жёсткий состав C3) страдают от гранулирования на передней оси.
Сейчас трасса немного «зарезинилась», что снизило риск гранулирования. Но если проблемы с шинами возобновятся, вариант с двумя пит‑стопами станет гораздо более вероятным.
«Мы были удивлены, увидев гранулирование, — говорит Симоне Берра, главный инженер Pirelli. — Это интересно, потому что в четверг мы думали, что гонка однозначно пройдёт по схеме с одним пит‑стопом. Но теперь все варианты стратегий снова в игре».
Ресурс долговечности шин

Ресурс долговечности шин в кругах
Вот что привлекает внимание: большинство гонщиков сохранили два комплекта шин средней жёсткости, тогда как команда McLaren располагает двумя комплектами жёстких шин.
В этом сезоне McLaren чаще страдала от гранулирования передних шин по сравнению с соперниками, поэтому такой выбор, вероятно, продиктован практическими соображениями, а не просто консервативным подходом.
Варианты стратегии с двумя пит‑стопами
- Схема «средние → жёсткие → средние». Оптимальные окна для пит‑стопов: круги 15–21 и 37–43.
- Схема «средние → жёсткие → жёсткие». Оптимальные окна для пит‑стопов: круги 11–17 и 34–40.
- Схема «средние → жёсткие → мягкие». Хотя мягкие шины редко использовались в Абу‑Даби по воскресеньям (в прошлом году их применил лишь Кевин Магнуссен), этот вариант потенциально самый быстрый среди стратегий с двумя пит‑стопами, лучшие круги для пит‑стопов: 17–23 и 40–48.
Стратегия для гонщиков из второй половины стартовой решётки
Опыт Льюиса Хэмилтона в 2024 году даёт хороший ориентир — тем более что в предстоящей гонке он вновь стартует с 16‑й позиции.
Для пилотов, начинающихся на жёстком составе шин, наиболее вероятен следующий подход:
- максимально оттянуть первый пит‑стоп, рассчитывая на появление автомобиля безопасности (Safety Car);
- таким образом получить «дешёвый» пит‑стоп (без существенной потери позиций).
Наиболее вероятная схема: «жёсткие → мягкие»
Почему именно так?
- жёсткие шины позволяют дольше оставаться на трассе;
- мягкие шины дают резкий прирост темпа на финальном отрезке, что критично для обгонов и отыгрыша позиций;
- схема «жёсткие → средние» менее выгодна, так как средние шины не обеспечивают столь выраженного темпового преимущества на коротком отрезке.
- Оптимальное окно для пит‑стопа: круги 39–45.
Итог:
Для гонщиков из второй половины решётки ключевая ставка — на длительный первый отрезок на жёстких шинах и агрессивный финальный отрезок на мягких, особенно если появится автомобиль безопасности. Это даёт шанс существенно улучшить позиции при минимальном риске.
Повлияет ли борьба за чемпионство на выбор стратегии?
Мы уже не раз видели в Абу‑Даби, как исход чемпионата решался благодаря стратегическим решениям на трассе Yas Marina.
Позиции ключевых претендентов
Макс Ферстаппен:
- реальная задача — победить в гонке;
- стартует с поул‑позиции, поэтому ему не нужна слишком необычная стратегия — достаточно:
- контролировать темп;
- избежать ошибок и непредвиденных ситуаций;
- его оптимальный путь — придерживаться базовой, надёжной схемы (например, стратегии с одним пит‑стопом «средние → жёсткие»).
Ландо Норрис:
- заявляет, что намерен бороться за победу;
- однако для завоевания титула ему разумнее:
- минимизировать риски (избежать лишних обгонов, пит‑стопов и ошибок);
- гарантировать стабильное финишное место, даже если оно не будет первым.
Ключевые выводы
Для Ферстаппена приоритет — надёжность и контроль. Ему не нужно «изобретать велосипед»: поул и сильный автомобиль дают преимущество, которое разумно использовать для победы с помощью консервативной, но эффективной стратегии.
Для Норриса важнее не победа как таковая, а итоговое положение в чемпионате. Поэтому его команда, скорее всего, выберет стратегию, которая:
- обеспечит безопасное прохождение дистанции;
- позволит реагировать на действия Ферстаппена, но не вступать в рискованную борьбу;
- снизит вероятность потери позиций из‑за тактических просчётов.
Таким образом, борьба за титул напрямую повлияет на выбор стратегий:
- Ферстаппен сосредоточится на уверенной победе;
- Норрис — на сохранении позиций и избежании ошибок.
Конечно, «непредсказуемым фактором» здесь выступает Оскар Пиастри, стартующий с третьей позиции. Австралийцу тоже нужна победа, чтобы сохранить реальные шансы на успех. Если лидеры хорошо уйдут со старта, то именно он с наибольшей вероятностью пойдёт на отклонения от стандартной тактики, будет действовать по‑своему и положится на удачу.
Можно ли отыграть 16 очков в заключительный день сезона? Если Оскар ищет вдохновения, ему стоит пересмотреть гонку 2010 года — хотя, вероятно, не в присутствии своего менеджера или Фернандо Алонсо…
Гран‑при Абу‑Даби‑2010: 4 претендента на титул F1
Источник: официальный сайт чемпионата
Интересно, на рутубе если гонку выложить смотреть кто будет?)
Вряд ли, там своих выше крыши...
Ознакомилась