Росавиация поддержала здравый смысл: высокие каблуки для стюардесс уходят в прошлое

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) сделало важный шаг в сторону разумной гуманизации отрасли. Оно официально одобрило инициативу, призывающую авиакомпании отказаться от архаичного требования к стюардессам постоянно носить обувь на высоких каблуках.
Этот принципиальный вопрос был поднят депутатами фракции «Новые люди», а ответ им дал лично заместитель министра транспорта Российской Федерации Александр Пошивай в документе, с которым ознакомилось агентство ТАСС. Однако ведомство сразу оговорило свои полномочия: напрямую диктовать коммерческим авиаперевозчикам правила дресс-кода оно не может, а потому ограничилось направлением соответствующих рекомендаций.
Инициатива парламентариев не возникла на пустом месте — она основывается на конкретных цифрах и медицинских фактах. Депутаты справедливо указали, что стандартная смена бортпроводницы длится от 10 до 12 часов, большую часть которых она проводит на ногах в условиях турбулентности, постоянных передвижений по узкому салону и наклонах.
В такой обстановке ношение высоких каблуков — это не просто неудобство, а прямая угроза здоровью: чудовищная нагрузка на вены, стопы, коленные суставы и позвоночник. Проще говоря, это профессиональная вредность, которой можно избежать.

Дискриминация, замаскированная под дресс-код: официальная позиция регулятора
Самое важное в позиции Росавиации — это признание проблемы не только с медицинской, но и с социальной точки зрения. В ведомстве прямо заявили, что существующие различия в дресс-кодах для мужчин и женщин приводят к ситуациям дискриминационного характера.
«Только женщины вынуждены носить обувь, потенциально угрожающую безопасности», — констатировали в ответе замминистра. Это не просто слова о равноправии, а констатация очевидного дисбаланса: мужчины-бортпроводники давно работают в удобной обуви, в то время как для женщин удобство годами приносилось в жертву устаревшим эстетическим канонам.
«Внедрение удобной обуви в унифицированный дресс-код способствует созданию равных условий труда», — подчеркнул Александр Пошивай.
Таким образом, Росавиация перевела вопрос из плоскости имиджа в плоскость безопасности и охраны труда.
Основным доводом ведомства стало именно «обеспечение безопасности и сохранение здоровья стюардесс», чему высокие каблуки в специфических условиях самолета объективно препятствуют. Рекомендации авиакомпаниям были направлены именно на приведение правил в соответствие с современными стандартами эргономики, безопасности и равноправия.
Пределы влияния: почему Росавиация не может приказать
Несмотря на столь ясную и прогрессивную позицию, регулятор вынужден действовать в рамках закона. В ответе четко указано, что авиакомпании — это независимые коммерческие организации, и Росавиация «не уполномочена налагать запреты на … решения относительно дизайна форменной одежды и обуви».
Это правовая реальность: ведомство может устанавливать и контролировать жесткие требования к безопасности полетов, но не к фасону юбки или высоте каблука. Итоговое решение остается за руководством каждого перевозчика, которое должно само осознать необходимость перемен. Рекомендации — это серьезный сигнал, но не приказ.

S7 Airlines подает пример: кроссовки вместо каблуков с 1 ноября 2025 года
Пока регулятор рассылал рекомендации, одна из крупнейших российских авиакомпаний уже перешла от слов к делу. S7 Airlines совершила настоящую революцию в своем форменном стиле, сообщает ТАСС. С 1 ноября 2025 года бортпроводницы этого перевозчика получили официальное право работать в кроссовках. Это решение стало частью первого за 12 лет — с 2013 года — полного обновления бортовой формы для всего кабинного экипажа.
Новая концепция радикально отличается от прежней. Вместо жесткого, единого для всех комплекта одежды был внедрен принцип капсульного гардероба. В него вошли практичные и стильные вещи из качественных материалов, например, из итальянской шерсти:
- Брюки и пиджаки
- Рубашки и жилеты
- Платья и футболки
- Трикотажный халф-зип
Эти предметы можно комбинировать, создавая до 17 уникальных вариантов формы для женщин и до 13 для мужчин. Из экипировки окончательно убрали непрактичные элементы: банты и головные уборы. Теперь бортпроводники S7 могут выбирать между классической и спортивной обувью, отдавая предпочтение комфорту и безопасности в каждой конкретной ситуации.
Пример S7 Airlines показателен. Он демонстрирует, что можно сохранить корпоративный стиль, профессиональный вид и при этом обеспечить сотрудникам достойные условия труда. Теперь вопрос к остальным авиакомпаниям: последуют ли они рекомендациям Росавиации и примеру коллег или продолжат цепляться за вредные для здоровья и дискриминационные по сути традиции? Время покажет, но тренд на здравый смысл, похоже, уже не остановить.
Позиция Росавиации по вопросу обязательного ношения высоких каблуков для стюардесс стала важным шагом к изменению устаревших норм в авиации. Регулятор прямо указал, что такой дресс-код ставит под угрозу безопасность и здоровье бортпроводниц, создавая дискриминационные условия труда. Это признание открывает путь для внедрения более эргономичных стандартов в униформе, что уже продемонстрировала авиакомпания S7 Airlines, разрешив своим сотрудницам работать в удобной обуви.
Источник
Источник
Форма экипажа влияет на ваш выбор авиакомпании?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Теперь и обыватели будут знать почему стюардессы рано выходят на пенсию. Хотя у них другие интересы.