"Клиент всегда прав": в России могут многократно вырасти штрафы за нарушение прав потребителей

Навязывать услуги потребителям будет накладно для кошелька
В скором времени у потребителей товаров, работ или услуг в России появится еще больше прав, а у производителей, продавцов и исполнителей - обязанностей. Роспотребнадзор поддержал предложение организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" о многократном увеличении административных штрафов за навязывание потребителям услуг или включение в договор недопустимых условий, нарушающих права и законные интересы потребителей.
В случае, если данная инициатива найдет понимание у Правительства России и депутатов Государственной Думы, в ближайшее время в Кодекс об административных правонарушениях РФ будут внесены изменения, увеличивающие штрафы за включение в договор условий, нарушающих права потребителей до 1 % от оборота индивидуального предпринимателя или организации.В настоящее время часть 2 статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает для юридических лиц штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей за нарушение прав потребителей, в частности навязывание им в договоре дополнительных услуг.
При введении оборотного штрафа, он станет исчисляться исходя из выручки компании за год. Таким образом, к примеру, если выручка небольшой компании за год составила 10 миллионов рублей, штраф составит 1% от выручки или 100 тысяч рублей. А вот для крупных компаний, например маркетплейсов с многомиллиардными прибылями, размер денежного взыскания может равняться десяткам, а то и сотням миллионов.
Права потребителей с начала 2000 - х стали нарушаться чаще в 5 раз
Свою инициативу общественники объясняют тем, что размер взысканий за нарушение прав потребителей в России не менялся уже больше 20 лет, а количество разнообразных нарушений в данной сфере за это время выросло более чем в 5 раз.
Так, страховые компании навязывают клиентам дополнительные виды страхования к основному, банки - всевозможные страховки кредитов. Даже при покупке телефона в салоне связи, клиенту могут навязать массу услуг в виде настройки телефона, установки приложений, покупки различных аксессуаров к нему.
Предприниматели просто уйдут с рынка
В то же время, предприниматели, в частности представители маркетплейсов, выступили категорически против данной идеи. По их мнению, она приведет к массовым злоупотреблениям своими правами со стороны потребителей. Фактически любую дополнительную услугу, да и основную, они смогут признать навязанной. Огромные штрафы приведут к разорению, закрытию многих компаний или их "уходу в тень".
Безусловно, потребители нуждаются в защите своих прав и законных интересов. Однако, злоупотребление своими правами должно быть исключено, иначе это негативно отразится на развитии бизнеса в России.
С уважением, кандидат юридических наук Алексей Валерьевич Колотилин
Подписывайтесь на мой дзен - канал, там тоже много интересного:
По теме публикации читайте также:
"В шикарном отеле ночной ресторан": что нужно знать потребителям, проживая в гостинице или отеле?
"Брысь на полку, или В России поставили точку в спорах между пассажирами в поездах
Источники:
1. https://tass.ru/obschestvo/18280371
2. Подробнее ➤
3. Подробнее ➤
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Я не понимаю тех предпринимателей ,кто навязывает услугу за доп.плату ,вместо того ,чтобы завлечь клиента оказав мелкую услугу бесплатно .Например ,я приобрела смартфон за 5 тыс руб ,продавец предложил наклеить защитное стекло (понимаю за стекло я обязана заплатить ,оно стоит денег -не обсуждается ),но брать деньги за наклеить равной стоимости стекла или даже 50% -это слишком ,в общей сложности захотели 1,5 тыс ,естественно я отказалась и обратилась в ту точку ,где стекло(фабричное) стоит дешевле и наклеить -бесплатно .То есть предприниматель зарабатывает в этой точке ,от количества продаж ,поэтому естественно я и посоветую окружающим эту точку,где доп.услуга бесплатная (предпринимателю сбыт ,а мне пятьсот Р экономия ) .
Это элементарная человеческая жадность, превращающаяся в глупость
слишком размытая фраза- потребитель всегда прав , не всегда он прав, а иногда вообще не прав.
Да, потребитель иногда бывает неправ
Конечно, эти нововведения хороши и правильны. Но вот лучше бы Роспотребназдор чаще проводил проверки в торговле, общественном питании и сфере услуг, как раньше делалось санэпидстанцией, тогда бы было больше порядка, меньше люи травились недоброкачественной пищей и не нужны были такие большие штрафы для производителей.
Согласен с Вами, Таисия@
Никуда они не уйдут. А вот излишняя опека проверяющих должна караться еще в больших размерах
Разумное предложение
Спасибо за понимание. Еще помню указиловку о сокращении всяких проверок. Не исполняется. Как и документ о сокращении бумагооборота. Когда я уходил из главка МВД по ДФО, девчонки из секретариата жаловались, что вместо одного мешка писем в месяц стали приходить... три

-Доброго времени суток! Я прочитал вашу статью полностью, публикация понравилась. Продолжайте и дальше публиковать)
Благодарю Вас!