Почему граф Толстой пахал, или Поцелуй в пупок ребенка!

Помню, когда учился в школе, учителя часто приводили пример с незабвенным нашим русским писателем Львом Толстым. Кажется, даже иллюстрацию соответствующую демонстрировали — фотографию репродукции картины Ильи Ефимовича Репина «Пахарь. Лев Толстой на пашне». Помню, как юношеский максимализм тогда вскипал: "А это действительно облегчало жизнь крестьянам? После такой пахоты что-нибудь взошло?"

Учительница литературы тогда сильно на меня ополчилась. Особенно после моего вопроса, который я задал по всей форме: я поднял руку и она разрешила встать из-за парты:
— Знаете, почему Лев Толстой пахал? — спросил я тогда тоном, который предполагал риторический вопрос. И тут же сам на этот вопрос и ответил: — Потому что мог не пахать! Потому что от его пахоты ничего не зависело. Потому что если бы зависело, то пример его отношения к крестьянам преподносился бы иначе, а не так однобоко.
Например, так: Лев Толстой вспахал поле, а потом его работа дала результат — вырос отменный урожай! Но ведь никто не говорит, насколько качественно была проведена работа.
В чем выдающаяся заслуга-то? Или граф вдруг научил неумех-крестьян этой самой пахоте? А они до той поры этого не умели... Да к тому же и площадь вспаханного нигде не упоминается.
А Репин, если он рисовал с натуры, конечно, вряд ли бегал бы по пашне, чтобы изобразить Толстого с лошадьми на холсте... Хотя наверняка Репин сначала наброски рисовал... Но...
Однако же... Лично к Толстому у меня претензий нет. Но то, как вся эта история преподносится, не просто смущает, а вызывает, мягко скажем, недоверие... Может, не стоит превозносить этот сомнительный момент в жизни писателя как "особую заслугу"?
Это я потом уже, во взрослой жизни наткнулся на слова сына графа Льва Толстого — Ильи Львовича, когда тот вспоминал об отце: "Вот скоро я умру, — с грустью предсказывал он, — и будут люди говорить, что Толстой учил пахать землю, косить и шить сапоги, — а то главное, что я всю жизнь силюсь сказать, во что я верю и что важнее всего, — это они забудут".

...Времени с тех прошло много. Годы летят. И история эта вспомнилась не сама по себе, а после того, как я по совету своего товарища пересмотрел кинокартину Никиты Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино". Точнее после эпизода, где показано, как помещики собрались в гостях у генеральской вдовы Анны Петровны Войницыной. Серж Войницын (актер Юрий Богатырёв) в этом эпизоде попросил внимания и объявил присутствующим приторно-растроганным голосом: "Господа, Софья, моя жена пойдет завтра в деревню помогать крестьянским матерям (поить их детишек молоком из соски). Это... это так прекрасно! Я решил... мы, мужчины, тоже должны... Я решил отдать крестьянам-косцам все свои старые костюмы до единого, и обувь".

Немного не в тему... Но надо обязательно заметить... Какой прекрасный фильм! Рекомендую пересмотреть. Этот фильм... Нет. Не так... Эта картина была снята, когда еще было принято снимать кинокартины, а не экшены и боевики... Не сериалы и мыльные оперы. Когда еще Станиславский со словами "Не верю!" не вертелся в гробу, как вентилятор... Когда Краткость была родной, а не сводной сестрой Таланта. Когда Краткость была не отбраковываемой ныне характеристикой "контента" в погоне за удерживанием зрителя у экранов, чтобы успеть почаще ему впихнуть рекламу... Эвона, как я выразился... Нравится мне современное "Могёт!". Пусть и не скромно так... о себе...
...Так вот, возвращаясь к этому эпизоду, продолжу. На этот спич Сержа Войницина школьный учитель Платонов (актер Александр Калягин) подошёл к нему и рассмеялся: "Я представил себе! Хороши они будут на покосе во фраках!" И все оживились и заулыбались. Обстановочка умиротворилась...
... Вот после этих слов моя история с Львом Толстым и уроком литературы и вспомнилась. Память порой творит чудеса.
...Смотрю на современников в телевизоре и угадываю в их "достижениях" толстовскую пахоту. Вот, к примеру, приехал очередной Большой Босс, чиновник прямо из телевизора, на предприятие — и все бросились ему хвалиться и рассказывать, как они свою ежедневную работу делают. И всё в наичистейших спецовках, кстати, что уже должно обнаружить лицемерие и постановку, но "сейчас не об этом", как говорил один киногерой. И все же интересно, а не было ли проколов? Бирки с этикетками успевают оторвать к таким съемкам? ...И Чиновник этот одобрительно кивает после каждого абзаца заученной речи рабочего в наичистейшем комбинезоне: да, мол. Именно так работают гаечным ключом. А вот молоточком-то стучать надо чаще...
... Или другой чиновник в пупок ребенка поцелует, дескать, смотрите, как я детей люблю и вообще спасибо мне за ваше счастливое детство. А спустя мгновение в рекламной паузе как обычно будут смсками собирать деньги на операцию для другого ребенка...

А у Вас есть "истории бунтарства" из школьной поры? Расскажите о них!
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Да прикалывался граф, а пипл хавал, ничего более.
Вот именно!
А все заботы, по управлению имением и усадьбой тащила на себе его жена!
Благодарю Вас за публикацию
Интересно
Интересная статья
У всех подростков бывает бессмысленное и беспощадное бунтовство. И Ваше не исключение, но оно до сих пор не прошло?
Толстой именно учил крестьян, которые в этом действительно нуждались. А чтобы чему-то научить, надо самому уметь. В нашей стране это до сих пор не принято, а, например, у Гюнтеров так принято очень давно. Образованный инженер должен уметь выполнять обязанности простых рабочих. Более того, периодически или при изменении производственных процессов инженер сам встаёт вместо рабочего и работает, чтобы увидеть и оптимизировать проблемные места, измерить контрольные нормы времени, составить для рабочего чёткий план: что куда совать, какой рукой и с какой скоростью и т.п.
Бунт основан на анекдотах, которые относятся не к Толстому, а к самодурствующим балбесам-"манагерам" прошлого и настоящего. И Вы, вероятно, один из них, раз до сих пор считаете фарсом грамотную деятельность Толстого настолько, что решили нести этот бред в массы.
Ну почему же вы написали, что "до сих пор не принято"? При СССР, на всех заводах обязательно был технологический отдел. Чем же на самом деле занимались технологи? А вот чем. Взять токарный цех, в цехе работают токаря и вытачивают определённые детали. Выточил токарь заказанную партию деталей. Нужно точить другую партию, других деталей. Тут и приходит технолог с чертежом и разъясняет токарю весь процесс работы. Пусть этот самый токарь, хоть двадцать раз уже точил партии этих самых "новых" деталей и знает, досконально весь процесс. Всё равно обязанность технолога придти и опять объяснить токарю весь процесс работы. Теперь, конечно этого нет. Теперь начальник, как обычно, конченный профан, но с дипломом, например педагога, берётся на работу завгаром, ну нет нужного профиля специалиста, все нарасхват, а начальник-то должен быть. В машинах ни хрена не понимает, но зато имеет луженую глотку и право наказывать. Он и говорит открытым текстом: "Да я, ничего не понимаю, но зачем мы вас сюда набрали слесарей с пятыми разрядами? Вот вы и думайте, как отремонтировать технику к сроку, а не отремонтируете - премиальных шиш!".
СССР в осознанном возрасте не застал. Но из рассказов старших видится, что там было не всё так гладко, как это было организовано у немцев. Собственно, это в основном со слов старших, которым довелось поработать с командированными немцами, которые местами учили их работать или выполняли пусконаладочные задачи, требующие соответствующей подготовки (наши на них смотрели, как дикари на цивилизацию, у них же были самые лучшие технологии, крутые инструменты, организация работы, и т.п.). Короче говоря, наши до уровня работы "фашистов" не дотягивали, хоть местами стремились. Но, и понятно, что в сравнении с современным бедственным положением, которое Вы очень точно описали, при СССР было супер.
Тут есть один нюанс. Брать всех подряд, как в СССР, так и в РФ, в ВУЗы, только потому, что человек сдал экзамен, не есть правильно. Нужно брать тех, кто действительно, по собственному желанию, поработал в данной профессии простым работягой, набрался опыта и желает дальше пополнять знания. Вот на данный момент, я знаю одно производство, где полный штат работников ИТР, а слесарей, всего... двое. На каждого слесаря приходиться восемь начальников. Производство специфическое, просто с бордюра туда не наберёшь работников. Эти самые слесаря - пенсионеры и знают работу досконально. Но убери этих слесарей, поставь на их место всех этих работников ИТР и производству придёт конец. Вот и получается, что двое с сошкой, а 16 с ложкой. Причем эти двое получают зарплату меньше всех остальных.
+1. Даже расширю: вы описали плюс-минус почти каждое современное российское предприятие/организацию/учреждение с погрешностью на специфику деятельности)