Как бесплатно оценить финансовую устойчивость контрагента?
Краткое содержание :
Во времена экономической нестабильности трудно переоценить возможность выяснить подробности финансового положения своего партнера, контрагента.
Многие интернет-ресурсы и печатные издания очень основательно, с правовым обоснованием и исследованием судебной практики, подходят к этому вопросу. Конечно, юристу и бухгалтеру необходимо глубоко разбираться в вопросе, но как быть, если Вы – руководитель небольшой организации или заняты как индивидуальный предприниматель, и просто не имеете финансовых и временных ресурсов для масштабной преддоговорной проверки контрагента? Как в таком случае избежать проблем в виде «получения неосновательной налоговой выгоды» и дальнейших последствий в виде доначисления налогов, пеней, штрафов?
Как просто проверить надежность контрагента?
- Нужно запросить у контрагента копии свидетельств о регистрации и о постановке на учет в качестве налогоплательщика, копию Устава.
- Попытаться выяснить, когда, по какому адресу, с каким уставным капиталом зарегистрирован контрагент. На сайте nalog.ru есть возможность запросить выписку из ЕГРЮЛ, найти адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами, т.е. установить, находится ли контрагент по «адресу массовой регистрации» организаций.
- Ресурс nalog.ru позволяет отследить, какие изменения в отношении контрагента вносились в ЕГРЮЛ, учредительные документы.
- Ввиду предстоящих расчетов, обязательно нужно узнать, не принято ли решение об исключении контрагента из ЕГРЮЛ как недействующего, имеются ли у контрагента просроченные обязательства по уплате налогов или предоставлению отчетности.
- Будет правильно попросить годовую бухгалтерскую отчетность: баланс и отчет о финансовых результатах.
- Если в отношении контрагента имеются действующие исполнительные производства, узнать об этом можно на сайте ФССП.
Осмотрительность и минимизация рисков при выборе контрагента
Разумеется, не вся информация, предоставленная ресурсом nalog.ru, должна вас насторожить. Анализ позволит проявить «должную осмотрительность при выборе контрагента», о которой так много сейчас говорят, но определение которой не закреплено в Гражданском или Налоговом кодексе.
Как следует из практики, критерием определения должной осмотрительности служит установление комплекса мер по минимизации рисков для бизнеса. Потому всю найденную информацию лучше фиксировать в каком-либо виде (скриншоты, электронные письма, коммерческие предложения) на случай, если придется подтверждать принятые меры.
В заключение нужно отметить, что проверять состоятельность будущего контрагента можно всеми не запрещенными законом способами, общедоступными ресурсами и т.д., однако ничто не заменит личного контакта с будущим партнером. Уже из одного разговора часто становится понятно, с кем вы имеете дело: случайным директором фирмы-однодневки или добросовестным и грамотным предпринимателем, сотрудничество с которым будет плодотворным и прибыльным.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: