Что реально грозит, если не заплатить по счету в кафе (ресторане)
Краткое содержание :
На днях один из пользователей сайта задал мне вопрос «Действительно ли могут «посадить» если не заплатил за обед в ресторане?».
В результате общения выяснилось, что пользователь пришел в ресторан пообедать, заказал бизнес-ланч, но еда была отвратительная, хлебу было несколько дней, кусок оказался суховат и с плесенью, суп холодный и без мяса, после чего он возмутился и отказался платить. Официант начал грозить уголовной ответственностью и статьей за кражу. В итоге, клиент все же оставил деньги и ушел, но теперь хочет наказать этот ресторан, и его начал беспокоить этот вопрос.
Рассмотрим более подробно с точки зрения закона, что вообще может грозить, если отказаться заплатить по счету в кафе или ресторане.
Мнения рестораторов
Как ни странно, но в большинстве случае, рестораны не идут на конфликт в подобных ситуациях. Многие рестораторы стараются решить вопрос мирно, не привлекая особого внимания. Правда, зависит и от причины, по которой клиент не оплачивает счет. Чаще всего, клиент просто забыл денежные средства, либо не имеет наличности, а терминал для оплаты картой не работает. В таких случаях, как правило, администратор просто записывает данные клиента и отпускает его – практически всегда в этих случаях, клиент возвращается и оплачивает счет.
Бывают случаи, когда клиент недоволен сервисом или качеством блюд, либо считает, что счет завышен. Ну и конечно, просто не хочет оплачивать счет.
Также, сотрудники ресторана в ряде случаев ведут себя не совсем правомерно, когда требуют оставить паспорт или какую-нибудь вещь в залог, угрожают и т.п.
Что по закону могут сделать сотрудники кафе (ресторана)
Если такая неприятная ситуация произошла, то самостоятельно сотрудники ресторана ничего сделать не смогут. Удерживать силой клиента или применять какое-либо воздействие они не имеют законного права. В таких случаях остается только вызвать полицию, чтобы зафиксировать данный факт.
Уголовный состав преступления тут неоднозначный. К административной (например, ст. 7.27 КоАП РФ) привлечь тоже маловероятно, поскольку тут нет тайного хищения, да и доказать умысел вряд ли получится, ведь клиент может сказать, что хотел расплатиться, но забыл деньги, или их потерял по дороге в ресторан. В данном случае применяются нормы гражданского законодательства.
Клиент, придя в ресторан, изучив меню и сделав заказ, фактически соглашается на условия публичной оферты. Между клиентом и рестораном наступают гражданские правоотношения. Таким образом, клиент, отказываясь платить по счету, нарушает принятые на себя обязательства, тем самым нарушив ст. 309 ГК РФ. Следовательно, ресторан может лишь обратиться в суд и требовать взыскать с клиента денежные средства за услугу, которая была ему предоставлена.
И доказательством в таком случае будет протокол, составленный сотрудниками полиции и постановление об отказе в возбуждении дела.
Конечно, в большинстве случаев кафе или рестораны не будут инициировать судебные процессы по данному поводу, особенно, если сумма чека небольшая. Таким образом, максимум, что будет грозить такому клиенту – это порицание со стороны официанта, и возможно посетителей. За это точно не посадят.
Тем не менее, злоупотреблять не стоит. Если обслуживание или качество еды оказалось на низком уровне, то можно потребовать книгу жалоб и предложений, где зафиксировать ваши недовольства, а также обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.
Спасибо за внимание!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: