Уткин Юрий Николаевич
Уткин Ю. Н. Подписчиков: 6416
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 18.4к

Кто главнее – суд или прокурор? Примеры из практики

733 дочитывания
43 комментария
Эта публикация уже заработала 66,71 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Практика применения положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» о порядке обжалования процессуальных решений органа дознания и предварительного следствия наводит на некоторые размышления о несовершенстве законодательства в данной области.

Несудебный порядок обжалования

Так, например, статья 123 Уголовно-процессуального кодекса РФ устанавливает несудебный порядок обжалования процессуальных действий и решений, то есть, в порядке контроля или надзора.

Поскольку руководители следственных органов, в соответствии с законом, обязаны осуществлять процессуальный контроль за законностью решений своих подчинённых сотрудников, подача жалобы на имя руководителя следственного органа МВД РФ или Следственного комитета РФ носит контрольный процессуальный характер.

Прокурор, в свою очередь, в соответствии с законом, осуществляет надзор за предварительным следствием и дознанием, поэтому обжалование ему процессуальных решений носит надзорный характер. Надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, посвящена глава 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». На реализацию надзорных полномочий также направлен приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» (с изменениями, внесёнными приказом ГП РФ от 5 декабря 2016 г. № 780).

Судебный порядок обжалования

Если с досудебным обжалованием решений органов дознания и предварительного следствия более или менее ясно, то судебное обжалование даёт повод для некоторых размышлений.

В отличие от статьи 123 ГПК РФ, статья 125 УПК РФ предусматривает судебный порядок рассмотрения жалоб на процессуальные документы, в случае несогласия с ними. Следует отметить, что данный порядок является альтернативой внесудебного обжалования руководителю органа дознания или следственного органа, а также прокурору. Казалось бы, хороший вариант и наиболее эффективный.

Как показывает практика, на настоящем этапе развития – или лучше сказать «недоразвития» – нашего общества судебный порядок обжалования представляется более действенным, по сравнению с обжалованием в порядке контроля или надзора.

Кроме того, практика показывает, что зачастую мнения суда, прокурора и руководителя следственного органа относительно законности обжалуемого процессуального решения расходятся. В соответствии с ч. 3 ст. 125 УПК РФ, судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через пять суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа.

Нередко желание надзирающего прокурора показать свою работу «для галочки» или в какой-то мере реабилитироваться перед судом, приводит к тому, что он приносит непосредственно в судебное заседание своё запоздалое постановление об отмене обжалуемого в суде процессуального решения. В таком случае суду ничего не остаётся делать, как согласиться с решением прокурора и прекратить производство по жалобе в связи с отсутствием предмета обжалования.

Казалось бы, всем должно быть хорошо, поскольку законность восторжествовала. А каким способом она восстановлена в данном случае, по большому счёту, не должно иметь никакого значения. Однако позволю себе не согласиться с таким положением дел, а также с законом, который позволяет так поступать прокурору.

Нельзя не отметить, что человек с жалобой на постановление уже обращался к тому же прокурору, но ему было отказано. Почему прокурор вдруг «прозрел» после обращения с жалобой в суд, остаётся лишь догадываться.

Роль прокурора — в идеале и на практике

В связи с этим выскажу мысль, которая, как мне представляется, ранее никем из практических работников и в научном мире не высказывалась. Для этого нам необходимо обратиться к пункту 1 статьи 118 Конституции РФ, в соответствии с которой «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

В рассматриваемом случае мы с вами обращаемся с жалобой в суд – единственный орган правосудия в государстве. А что получается на практике? Надзорный или контрольный орган своим решением подменяют правосудие, нарушая данный конституционный принцип. Представляется, что вопрос об этом не должен рассматриваться иным образом, поскольку находящаяся в производстве суда жалоба по существу разрешается в несудебном порядке и несудебным органом. Кроме того, ещё больше удивляет в данном случае позиция прокуратуры, которая своевременно не разрешила вопрос о законности принятого процессуального решения по обращению гражданина и не отменила его как незаконное.

Имел место случай, когда автором данных строк постановление следственного органа о прекращении уголовного дела в порядке статьи 125 УПК РФ в суде было обжаловано через четыре месяца после его вынесения следователем. Производство по жалобе длилось около месяца, но в последнем судебном заседании, участвовавший в суде прокурор передал судье своё «вчерашнее» постановление об отмене постановления следователя по уголовному делу.

Возникает закономерный вопрос: почему прокурору понадобилось четыре месяца бездействия, чтобы не заметить незаконное постановление следователя? В связи с этим представляется, что прокурор не выполнил надлежащим образом свои должностные обязанности по осуществлению надзора за следствием, возложенные на него законом, хотя копия постановления направлялась ему сразу после его вынесения. Кроме того, выполнение надзорных функций по проверке законности процессуальных решений следователя или дознавателя не должно ставиться в зависимость от обжалования их заинтересованными лицами.

Предложение

В связи с этим считаю целесообразным дополнить ст. 125 УПК РФ пунктом 8 следующего содержания:

«8. В случае принятия судом жалобы к производству руководитель следственного органа и прокурор не вправе принимать по ней какое-либо решение».

Лишь только в этом случае будет соблюдён конституционный принцип осуществления правосудия только судом, а не каким-либо другим несудебным органом. В свою очередь, органы прокуратуры обязаны будут в полной мере исполнять п. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», который гласит: «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации».

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что в настоящее время прокурор может позволить себе нарушить конституционный принцип правосудия, подменив его своим решением. Данное положение дел в правовом государстве недопустимо.

Случаи из практики

Не менее парадоксальная ситуация, имела место по одному из гражданских дел с моим участием, о выселении нанимателей из жилого помещения.

Дело 1.

Участвующий в деле прокурор дал заключение о необходимости отказать в удовлетворении иска, и суд прислушался к его мнению – вынес решение об отказе в выселении. На первый взгляд может показаться, что с законностью у нас в стране всё здорово. Только вот дело повернулось совсем неожиданным образом.

Участвовавший в суде помощник прокурора доложил об исходе дела своему непосредственному руководителю – прокурору административного округа (района). Прокурор остался недоволен судебным решением и дал указание помощнику подготовить апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам областного суда, которое сам лично подписал и направил в суд.

Давайте теперь оценим действия помощника прокурора и прокурора административного округа относительно их полномочий и закона. Для этого необходимо обратиться к ст. 45 ГПК РФ «Участие в деле прокурора». В соответствии с пунктом 3 данной статьи гражданского процессуального закона, прокурор даёт заключение по делам о выселении. Если внимательно проанализировать текст данной статьи, мы нигде не увидим понятия «помощник прокурора» или «заместитель прокурора». В статье лишь содержится термин «прокурор».

Теперь обратимся к приказу Генеральной прокуратуры РФ от 10 июля 2017 г. № 475 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве», пункт 6 которого, гласит: «Обеспечивать во всех судебных инстанциях обязательное участие прокурора и дачу им мотивированного заключения в делах, по которым такое участие предусмотрено нормами ГПК РФ, КАС РФ и федеральными законами». По всему тексту приказа мы также видим лишь слово «прокурор».

Таким образом, вернувшись к рассматриваемому случаю, наблюдаем, что «прокурор» в лице помощника прокурора в суде дал заключение, тем самым полностью использовал свои процессуальные полномочия по гражданскому делу «прокурора», а не «помощника прокурора».

Размышляя о действиях прокурора, подписавшего апелляционное представление с просьбой об отмене решения суда первой инстанции, приходим к нескольким выводам.

Первый – это недоверие со стороны прокурора своему помощнику, участвовавшему в суде. Сразу напрашивается вопрос – зачем в таком случае, он направил его в суд для участия по гражданскому делу?

Второй – прокурор превысил свои должностные и процессуальные полномочия, внеся апелляционное представление в суд второй инстанции. Думается, что даже Генеральный прокурор России не ответит на вопрос о полномочии прокурора на такие процессуальные действия. А главное, как я полагаю, действия прокурора не соответствуют прокурорской этике.

В связи с этим представляется несовершенной конструкция статьи 45 ГПК РФ и других статей, предусматривающих участие прокурора в гражданском судопроизводстве. Напрашивается вывод, что гражданский процессуальный закон должен быть дополнен положением: в случае несогласия прокурора с действиями его подчинённых прокурорских работников в суде, он вправе самостоятельно обжаловать решение суда путём подготовки апелляционного (кассационного) представления.

Дело 2

Приведу ещё один вопиющий случай из судебной практики с участием прокурора. По гражданскому делу прокурор дал заключение в пользу ответчика, предложив суду отказать в удовлетворении иска, но суд своим решением полностью удовлетворил иск. Иными словами, решение было не в пользу ответчика.

Участвовавший в деле прокурор подал апелляционное представление, но количество экземпляров представления не соответствовало количеству участников судебного процесса. Суд первой инстанции на основании ст. 323 ГПК РФ оставил представление без движения и установил прокурору срок для исправления недостатков до третьего числа следующего месяца. Прокурор устранил недостатки и третьего числа направил в суд необходимое количество копий апелляционного представления.

Судья сочла установленный ей в определении срок пропущенным, так как в определении указано «до третьего числа», а не «по третье число». В результате этого представление было возвращено в связи с пропуском срока на подачу апелляционного представления.

Соответственно, ответчик обрадовался, что прокурор за него вступился и понадеялся на компетентность прокурора, не стал обращаться с самостоятельной апелляционной жалобой в вышестоящий суд. Когда процессуальный срок был пропущен, гражданин (ответчик) подал заявление о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы. Судом первой инстанции было отказано в восстановлении срока и все вышестоящие инстанции оставили в силе определение об отказе в восстановлении.

Данный пример, как нельзя лучше, свидетельствует о том, что между собой «бодались» два федеральных органа, а в результате пострадал простой гражданин. Юридическая безграмотность прокурора обернулась негативными последствиями для ответчика. И что вы думаете, прокурора за это наказали? Конечно, нет.

В ответе на жалобу вышестоящий прокурор написал, что прокурор и ответчик независимы друг от друга в гражданском процессе и имеют самостоятельные процессуальные права. Формально он прав, только от такой формальности ответчику нисколько не легче. Да, и репутация прокуратуры подорвана в лице данного гражданина. А у нас, как всегда, всё строится на формализме, а не на законе.

43 комментария
Понравилась публикация?
16 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Уткин Юрий Николаевич
Комментарии: 43
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Спасибо за статью! Вы сами в ней всё рассказали, и наше мнение такое же - беспредел в правовой системе! Да и в стране в целом. Кто платит, тот девушку и танцует... А у нас в стране - у кого власть и деньги - тот и рулит как им заблагорассудится.

+15 / -1
картой
Ответить

ГалинаПишет 23.01.2019 в 16:44
Кто платит, тот девушку и танцует.

"Кто девушку ужинает, тот её и танцует!"-цитируй правильно...

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

По-моему, суд. Суд выносит решение. Они "пробили" себе независимость от всех. Видимо раньше им все мешали принимать решения, соблюдая ЗАКОН. Сейчас никто не мешает. Не страшно откаты брать за ИХНОЕ "правосудие". а прокурор повозникает и успокоится.

+7 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Публикация - просто одна из ЛУЧШИХ!

1.

По существу дополню - когда прокурор задним числом отменяет постановление полиции об отказе в возбуждении уголовного дела, желательно, да и скорее - ничего не остается, как обратиться в следственный комитет с заявлением о халатности как прокурора, так и дознавателя, да и следователя, поскольку в подавляющем числе случаев следствие ведется полицией.

2.

Да, еще можно и нужно подредактировать, в т.ч. с помощью КС РФ, статью о незаконном освобождении от уголовной ответственности в форме незаконного невозбуждения дела.

3.

И еще - обращаться в КС РФ с вопросом о том, имеет ли право суд обязывать дознание и следствие возбуждать уголовные дела... иначе наши правоПОХОРОНИТели тянуть резину бездействия могут до бесконечности.

Интересно - насколько эффективным окажется, посмотрим...

4.

Кстати, к статье - практика!

Я сейчас занимаюсь подобным бездействием дознания при поддержке, т.е. противодействии прокуратуры.

Эпизодов - множество, полиция как обосс (ср).. вшийся ребенок, не может бумажки сложить, чтобы привести в опрятному виду не только то..., ну то..., то... самое место, но и прикрывая это место, исполнить-таки закон.

...

Могу и выложить материалы...

+7 / 0
картой
Ответить

Обращение в Следственный комитет не поможет. Они друг друга не трогают.

+4 / 0
Ответить
DELETE

Если по совокупности эпизодов, то будет весомо.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Михаил Владимирович, в прошлом году я пытался привлечь мошенника к уголовной ответственности, а также по ст. 303 УК РФ (подстведственность СКР). Со своим клиентом я зашёл во 2 отдел по особо важным делам Управления СКР по Тюменской области. Нас встретил человек в футболке - без кителя и погон. Вполне естественно, я попросил его представиться нам. Оказалдось - перед нами был подполковник юстиции, заместитель руководителя отдела. Дальше - больше. Когда он завёл нас в свой полумрачный кабинет, на столе был полный бардак, разбросаны докмуенты. Там стояла кружка и была до того загажена. Что её можно сравнить с тюремной кружкой после чифира. Слой пыли на мебели был в полсантиметра. Более того, этот подполковник попытался нас сделать виноватыми в том, что мы осмелились его потревожить! Он очень долго изучал наши личности и мою доверенность, а на заявление в отношении виновного лица, даже не обратил внимания. Через несколько дней мы получили отписку от клерка Управления СКР по Тюменской области. В другом отделе СКР нашего города я обнаружил на лестничной площадке пустую консервную банку с окурками. Большинство женщин в том отдел курящие. Вот, вам, и авторитет Следственного комитета.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

В моей практике также было много "чудес" с участием прокурора.

В одном из дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражный суд привлёк к субсидиарной ответственности по обязательствам должника моего доверителя (бывшего руководителя должника).

Размер ответственности исчисляется несколькими миллионами рублей.

Основанием для привлечения к субсидиарной ответственности явилось неисполнение обязанности по передаче конкурсному управляющему имущества должника и как следствие - невозможность формирования конкурсной массы.

При этом, кроме странным образом появившейся в материалах дела оборотно-сальдовой ведомости, содержащей перечень несуществующего имущества должника, ни одного правоустанавливающего документа (договора, товарной накладной и т.п.), конкурсным управляющим не было представлено суду.

На основании одной лишь этой ведомости арбитражный суд сделал вывод о наличии этого имущества у должника и вынес определение об истребовании этого имущества, которое мой доверитель не мог исполнить, так как этого имущества у должника просто не существовало и не было никогда на балансе.

Вот вам опробированная методика "высасывания" из пальца оснований для привлечения к субсидиарной ответственности.

Составляете произвольно оборотно-сальдовую ведомость, не основанную ни на каких данных бухучёта, подписанную неизвестно кем, представляете в суд, истебуете на этом основании у контролирующих лиц должника это имущество. Естественно, что они его не могут предоставить, так оно отсутствует. А далее получаете правовые основания для привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника (ст. 61.11 Закона о банкротстве, ранее ст. 10 - утратила силу).

Вот такие метаморфозы.

При этом мы два раза прошли кассационную инстанцию (Арбитражный суд Поволжского округа). Первый раз кассационный суд отменил определения нижестоящих судов и вернул обособленный спор в первую инстанцию на новое рассмотрение, второй раз оставил все в силе.

В настоящее время кассационная жалоба в Верховном Суде РФ.

Что интересно:

Прокуратура поддержала конкурсного управляющего и прокурор (заместитель прокурора) обратился с заявлением о привлечении бывшего руководителя должника (моего доверителя) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст.14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Хочется отметить, что обязательными элементами (признаками) объективной стороны административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст.14.13 КоАП РФ и, соответственно обязательным условием привлечения к административной ответственности, являются: несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи конкурсному управляющему сведений и (или) документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, и (или) имущества, принадлежащего юридическому лицу.

Однако, мой доверитель, таких действий, как несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи конкурсному управляющему сведений и (или) документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, и (или) имущества, принадлежащего юридическому лицу – не совершал.

Более того, по моему мнению, подача заявления конкурсным управляющим об истребовании у моего доверителя указанных материальных ценностей с предоставлением в качестве единственного доказательства произвольно составленной оборотно-сальдовой ведомости, являющейся при данных обстоятельствах недопустимым и недостаточным доказательством, является ни чем иным, как злоупотреблением правом, в целях получения дальнейших формальных правовых оснований и теоретической возможности для привлечения бывшего руководителя должника к субсидиарной и административной ответственности при фактическом отсутствии таковых правовых оснований.

К сожалению никем, ни судом, ни заместителем прокурора, который обратился с заявлением о привлечении моего доверителя к административной ответственности, эти обстоятельства не устанавливались и не выяснялись.

Не выяснялось и то, что подлежит выяснению в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении.

Нам удалось добиться безусловной отмены Решения о привлечении к административной ответственности моего доверителя в апелляционной инстанции по процессуальным основаниям.

Однако, когда суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, мой доверитель все же был привлечён к административной ответственности и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей (минимальная санкция по ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ), хотя прокурор требовал дисквалификации моего доверителя, что для нас было неприемлемо.

Какая извините меня коллеги тут "законность" и какой "надзор", когда человека, ведущего честный бизнес такими изощренными способами привлекают к субсидиарной и административной ответственности за то, что он не совершал, и никто, ни суды всех инстанций, ни прокуроры, нас не слышат или не хотят слышать.

Чем они руководствуются, трудно сказать, но только не законом и не правовыми принципами законности и справедливости.

Я уже не говорю о вопросах исследования доказательств и правильного применения таких правовых институтов как допустимость и достаточность доказательств.

Такие вот метаморфозы.

+6 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
28.01.2019, 17:50
Санкт-Петербург

Су-уд, прокурату-ура! Деньги главное в настоящее время! Кто "занес" тот и прав! Ну не дебилы же, читать не умеющие!

+4 / -2
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (43)
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы