Жалоба Председателю Верховного суда: последний шанс на обжалование приговора, пишем правильно

Что это за механизм в рамках УПК
Достаточно сказать, что вся эта стадия основана на единственном пункте одной статьи в Уголовно-процессуальном кодексе.
Пункт этот не устанавливает никаких сроков, требований к жалобе, не указывает порядок действий суда – т.е. не содержит ничего такого, что детально регламентировано для всех отдельных стадий обжалования (апелляция, кассация, надзор).
По старому, это п.3 ст.401.8 УПК, по-новому это ч.5 401.10 УПК.
Подробнее об изменениях смотрим здесь Революция в кассации
Тем не менее, есть основания считать жалобу Председателю ВС отдельным механизмом защиты со своими особенностями
Итак, согласно ч.5 401.10 УПК Председатель ВС (или его заместитель) вправе не согласиться с постановлением судьи ВС об отказе в передаче кассационных жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, отменить это постановление и все-таки передать жалобу для рассмотрения в судебном заседании.
Таким образом, истиной в последней инстанции является не просто неназванный судья ВС, отказавший в передаче жалобы на рассмотрение в заседании, а персонально Председатель (или его зам).
На практике эта стадия является по сути продолжением кассации (или надзора, в зависимости от вмененной статьи УК). Если уж кассационная жалоба в ВС не сработала (её даже не пустили в заседание суда) – можно попытаться подать жалобу еще раз – и она не будет считаться повторной.
Жалоба Председателю Верховного суда является III-й ступенью кассации.
Рассмотрим такую жалобу подробнее.
Как назвать жалобу и чем ее считают в канцелярии ВС
Из нормы ч.5 401.10 УПК следует, что обжалуется только один из судебных актов – не приговор и не апелляционное определение, а только постановление судьи ВС об отказе в передаче жалобы на рассмотрение в Судебную коллегию по уголовным делам ВС. Отменить по вашей жалобе Председатель ВС имеет право только этот судебный акт (приговор и апелляционное определением по УПК может только Президиум кассационного суда).
Не имеет смысла просить переквалифицировать обвинение, смягчить наказание, ничего этого Председатель ВС сделать не может - он может только переключить "тумблер" из положения п.1 ч.2 401.10 в положение п.3 ч.2 401.10.
В норме ч.5 401.10 УПК вообще нет указания о том, как именовать такое обращение.
Как говорят сотрудники приемной ВС, такую жалобу как только не называют – и еще одной кассационной жалобой, и просто заявлением, и обращением к председателю.
Принципиального значения как назвать жалобу нет, главное чтобы была понятна суть – что это жалоба Председателю. Но, мы ведь стараемся написать не просто так, для «галочки», поэтому называть нужно все-таки правильно.
На мой взгляд, исходя из буквального толкования ч.5 401.10 УПК правильно называть "Жалоба на постановление судьи Верховного суда".
Это логично: уже были две кассационные жалобы, одна на I-й ступени кассации (в судебную коллегию по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции) и вторая на II-й ступени кассации (в Судебную коллегию по уголовным делам ВС);
-то есть, жалоба Председателю ВС - это 3-я кассационная жалоба (как бы);
-наименование такого обращения "кассационной жалобой" - несколько "режет слух", так как это не соответствует структуре кассационной стадии в п.1 ч.1 401.3 и п.2 ч.1 401.3 УПК - в этой норме не предусмотрено никакой возможности для 3-й кассационной жалобы.
Приемная ВС регистрирует такую жалобу так же как и кассационную, называя её просто «жалоба». И номер дела указывается такой же как и по предыдущей кассационной жалобе. Отдельного указания о том, что это жалоба именно Председателю вы не увидите.
Это, кстати, один из источников недоразумений, частый вопрос – почему если есть запрет повторной жалобы, но при этом на сайте ВС видно как один человек подает жалобу несколько раз и она не отклоняется как повторная.
Что писать в жалобе
Нельзя просто перекопировать текст кассационной жалобы, поменяв лишь «шапку» и заменив адресата – Судебную коллегию ВС на Председателя ВС.
Хотя бы просто потому, что обжалуются не те же самые судебные акты с тем же содержанием.
Первое направление для аргументации жалобы председателю ВС - изучаем постановление судьи об отказе в передаче кассационной жалобы, а именно - мотивировку отказа.
Согласно п.13 Постановления Пленум Верховного суда от 28.01.2014 г. N 2 в постановлении об отказе в передаче кассационных жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции судье надлежит ответить на доводы жалобы в которых оспариваются законность приговора и указать мотивы принятого решения".
На практике Вы увидите в постановлении судьи только абстрактные формулировки типа:
-"не усматривается причин для передачи на рассмотрение.";
-"доводы жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций…";
-судьи не объясняют - почему они пришли к таким выводам, о причинах отказа можно только догадываться. Эту лаконичность можно попробовать использовать.
Поэтому пишем: «постановление судьи об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не содержит мотивации, необходимой для подобного постановления. Судья проигнорировал доводы защитника, полностью умолчав их в своем постановлении либо упомянув лишь формально в описательной части, фактически не оценивая.
Напомню общую логику данной жалобы – это не приговор и «апелляция» плохие – это судья ВС в своем постановлении проигнорировал судебную ошибку, упустил, неверно оценил и пр…
Обосновываем "существенность":
Второе направление для аргументации жалобы председателю ВС: пытаемся аргументировано обосновать, что нарушения относятся именно к "существенным";
-минус этого направления аргументации в том, что в этом случае не удается избежать конкуренции с правовой оценкой судьи.
Напомню о существенных нарушениях – абсолютно в любом деле есть какие-то нарушения. Вопрос в том, что нужно отделять «зерна от плевел», нужно выделять существенные нарушения (которые могут повлечь изменение или отмену приговора), от несущественных. Проблема в том, что ни в одном нормативном акте не существует общего списка нарушений, которые относятся к существенным – указания об этих нарушениях разбросаны по разным источникам.
Собственно, главная цель обжалования – это выявление и правильная подача таких существенных ошибок.
Примеры таких ошибок можно посмотреть здесь:
Как найти ошибки в размере наказания
Как найти ошибки в протоколе судебного заседания
Что просить в жалобе
Просим не отмерить/изменить приговор/снизить наказание – этого Председатель при все своем могуществе напрямую сделать не может.
Формулировка для просительной части жалобы
"прошу: изучить доводы кассационной жалобы; вынести постановление об отмене постановления судьи Верховного суда РФ; передать кассационную жалобу на рассмотрение суда кассационной инстанции (примечание: то есть, мы не указываем в какой суд кассационной инстанции просим передать дело, в кассационный округ или в Судебную коллегию по уголовным делам ВС, нас устраивает и тот и другой вариант).
Приложения к жалобе
Не требуется прикладывать судебных решений.
В отличии от кассационных жалоб на I-й и II-й ступенях, к жалобе Председателю ВС не нужно соблюдать требование нормы ч.5 401.4 УПК о приложении судебных решений. Те документы, которые вы уже прикладывали к своей кассационной жалобе находятся в Верховном суде, ведь при отказе, они заявителю не возвращаются (п.1 ч.2 401.10 УПК).
Поэтому не нужно вновь собирать все предыдущие судебные решения, необходимые для кассации в Верховный суд.
Что-то новое прикладывать не желательно.
Тут общая рекомендация для кассационных жалоб – не нужно делать из жалобы «кирпич», состоящий из кучи приложений, тех, которые не приняли ранее. Если их не приняли раньше – то и сейчас ссылаться на них бессмысленно. Не нужно также прицеплять к жалобе то, что появилось уже позже – заключения специалистов, дополнительные характеристики и пр.. Это все не сработает, не та стадия. Это только повредит скорее.
Жалоба Председателю ВС в стадии надзора
Всего предусмотрено две процессуальные возможности для обращения к Председателю ВС;
I). Кассация - норма ч.5 401.10 УПК - обжалование отказа судьи Верховного суда в передаче кассационной жалобы.
II). Надзор - ч.3 412.5 УПК обжалование Председателю ВС отказа в передаче передаче надзорной жалобы.
Никаких отличий между этими нормами нет - это один и тот же правовой механизм, только в разных стадиях.
Использовать обе нормы одновременно нельзя, не получится последовательно обжаловать отказ Председателю ВС сначала в кассации, потом в надзоре.
Тут простая ситуация – вы либо попадаете в кассацию, либо в надзор – параллельно этим путями идти нельзя.
Отказ по жалобе
Следует отметить технический аспект, отказ в жалобе на данной стадии не оформляется постановлением.
В ответ на жалобу (если она не сработала) поступает письмо. Это не постановление, а просто некое сообщение в котором указан получатель, исходящие реквизиты, и сразу же идет текст отказа. Наименование документа ("постановление, определение") отсутствует. В конце письма указано должностное лицо, принявшее решение об отказе - заместитель Председателя ВС (да, сам Председатель вам врятли напишет). Данный документ не подлежит обжалованию, такой возможности в Главе 47.1 УПК (либо в какой-либо иной норме) не предусмотрено.
Что делать дальше
Жалоба председателю это последний берег, строго по УПК дальше ничего нет - только океан отбытия наказания со своими, казалось бы, определенными сроками наказания.
Но и тут всё не так безнадежно.
Во-первых – есть еще неочевидные шансы для обжалования, возможно Вы их не учли. Об этих неочевидных шансах можно прочитать здесь: Что делать если все попытки обжалования исчерпаны.
Во-вторых - смотрим все механизмы смягчения, включая нововведенные поправки по уходу на принудительные работы: Поправки в ст.80 УК
Очень интересная и полезная публикация. Благодарность автору!
Грамотно написано. Спасибо.
Пиши не пиши все равно не отменят...
А что делать, если председателю Верховного суда была направлена жалоба на приговор, а не на Постановление Судьи Верховного суда. Возмо ли подать жалобу Председателю В.С уже на Постановление судьи ВС об отказе на пересмотр в кассационном порядке.