Как мы теперь платим «за мусор»?

Было ТБО, а стало ТКО – что изменилось?
С начала этого года, а в некоторых регионах еще с 2018 года население начало волновать очередное «поборное» новшество, а именно «налог на мусор». В платежном документе в разделе «Виды услуг» в подразделе «Коммунальные» появились новая графа «Вывоз ТКО» и сумма к оплате. Народ, естественно, заволновался, что это и за что это.
Давайте разберемся, за что мы платим, кто платит, как мы платим и платим ли вообще?
Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 483-ФЗ был вынесен ряд изменений в федеральный закон от 24.06.1998. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Что такое ТКО и кто с этим связан или немного теории
В ст. 1 данного закона дается определение твердых коммунальных отходов (ТКО). Так, ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. В той же статье указано, что оператор по обращению с ТКО – это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 (ред. от 15.12.2018 г.) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами) потребитель есть собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
Таким образом, законодатель дает нам очередной «выбор без выбора»: несмотря на основополагающий принцип гражданского права «принцип свободы договора», заключать договор с оператором по обращению с ТКО мы можем только с региональным – как всегда, за нас все решили.
Немного ознакомившись с нормативно-правовой базой, мы приходим к выводу, что «вывоз ТКО» – это коммунальная услуга, которая подлежит обязательной оплате как жителями многоквартирных домов, так и имеющими регистрацию в СНТ лицами.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (ред. от 28.12.2018 г.) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов) плата за услугу взимается исходя из количества зарегистрированных либо постоянно проживающих граждан; если таковых не имеется, то платить придется собственнику. То есть даже если вы проживаете, например, у себя в СНТ, а в квартире, которая у вас в собственности, даже никто не зарегистрирован, за вывоз «квартирного» ТКО все равно придется платить.
Льготы
При этом важно отметить, что так как услуга является коммунальной, то на нее распространяются льготы! Льготы бывают как региональные, так и федеральные.
К льготникам федерального значения относятся:
• ветераны ВОВ и иных боевых действий;
• бывшие узники концентрационных лагерей, на момент заключения являвшиеся несовершеннолетними;
• инвалиды всех категорий;
• семьи с детьми-инвалидами;
• граждане, пострадавшие от воздействия радиации в результате аварии на ЧАЭС (в том числе и ликвидаторы) или ядерных испытаний в Семипалатинске;
• Герои СССР;
• Герои Социалистического труда;
• Герои Российской Федерации.
Перечень региональных льготников устанавливается субъектом Федерации, как правило, это:
• пенсионеры;
• многодетные семьи (три и более несовершеннолетних ребенка);
• малоимущие;
• матери-одиночки;
• сироты и дети на попечении родственников и т. д.
Так как второй перечень льготников устанавливает сам субъект Федерации, списки могут отличаться в зависимости от региона и каждый конкретный случай необходимо рассматривать индивидуально.
Как это все рассчитывается и перерасчитывается
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (ред. от 28.12.2018 г.) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов) (с изм. и доп., вступ. В силу с 12.01.2019 г.) дает нам формулу, по которой будет высчитываться плата за услугу.
Формула следующая:
количество проживающих * норматив * тариф = размер платы за год.
Делим получившуюся цифру на 12 и получаем размер выплаты в месяц. Сам тариф устанавливается в соответствии с Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 484 тарифной комиссией региона.
Как ни крути, а платить придется, но есть одно «но»! Если человек не проживает по месту регистрации, то есть возможность сделать перерасчет!
Открываем постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (ред. от 28.12.2018 г.) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов) и долго и нудно изучаем (прошу прощения, что изложено длинно и довольно монотонно, но из закона слова не выкинешь):
90. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
91. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее – заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.
В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.
92. В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.
При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.
93. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:
а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
и) справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
Что можно сказать, подводя итог... Называйте это как угодно: налог на мусор, новый вид коммунальных услуг, способ пополнения бюджета, – по моему глубочайшему убеждению ни сама услуга, ни ее качество, а главное ее смысл ни капли не изменится, изменится, вероятнее всего, только ее стоимость.
Стоит ли мне начать работать над составлением проекта претензии, целью которой будет замена рассчета стоимости вывоза ТКО с квадратуры на подушное исчисление данного сбора?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Задача привести механизм в работоспособное состояние, с максимальной эффективностью, а пока это только поборы с населения и очередная кормушка для жулья..
С первого взгляда ясно, что система громоздкая, неэффективная и обеспечивает лишь вымогание денег с населения, а не правильную систему обращения с мусором. Опять пытаются изобретать велосипед, а не использовать опыт других стран. Как поступают там? Создается сеть по бесплатному приему отходов, которые можно переработать (Пластиковые и стеклянные Бутылки, банки и т.д., приемные пандоматы в магазинах, контейнеры во дворах определенного цвета). За них граждане не платят, может быть введена небольшая плата за вывоз на сортировку и прессование внутри города. Сельские жители собирают это все в мешки и выставляют в определенные места на обочинах. Смешанные и загрязненные отходы собираются в специальные пакеты с маркировкой, которые покупаются за определенную цену в управляющей компании. Возможно также взвешивание мусорной машины при въезде на МСЗ. Все опасные отходы и крупногабарит жители сами привозят на специальные станции и сдают за плату на переработку. Такая система стимулирует жителей уменьшать долю смешанных отходов, а также дисциплинирует людей не загрязнять опасными отходами общую массу. Люди платят конкретно за то, что они накопили. Одновременно начинает действовать система штрафов для нарушителей (большая), тут должна действовать экологическая полиция.
Я не платил и платить не собираюсь так как сам утилизирую свой мусор. Имею такую возможность. И что, за месяц у меня набирается ведро мусора.
И что я буду платить? Да я лучше сожгу у ся на участке.
Взыщут принудительно с зарплатного счета и пока пенсионного, наложат запрет на рег. действия на автомобиль, дом и т.п., пока не оплатите долг.
Пока набежит сумма достаточная для интереса пристовов уже перевалит за 3 года - часть долга простят за исковую давностью... столько бумажек печатать на всю страну-я вас умоляю). пысы: попровьте если я ошибаюсь.
Поправляю: очень себе даже ошибаетесь. Даже по 100 руб в мес. Это уже 1200 в год и 2400 за 2 года. И я Вам скажу, что взыскивают и такие суммы с начисленной пеней. Вообще за 2 года гораздо больше, чем 2400 выходит.
Ну допустим накопиться 4 тыс за три года долга по всей стране (у каждого) будут приставы заниматься этим? Вы представляете этот объем работы и бумаги)
Представляю. Завалены мировые судебными приказами на эту мелочевку.
Эти будут. У моей дочери выбивали 300 рублей за неуплату налога. Причём даже на квартиру имущество описывать приходили.
Не забывайте вовремя написать ВОЗРАЖЕНИЕ на судебный приказ, пусть потрудятся... Легко деньги не достаются ни Вам, а мошенники - пусть потрудятся за ту часть оплаты (неосновательное обогащение) за непотреблённые Вами услуги (при енормативах)...
А на каком основании будут начисляться оплата за вывоз мусора, если в пределах видимости нет ни одного мусорного контейнера? Раньше хоть приезжала бортовая "Газель" в которую собирали пакеты с мусором из мусорных бочек частников. А теперь эта "Газель" перестала ездить, а компания, которая занималась сбором и вывозом, сдулась или исчезла.
Плати туда, не знаю куда. Зарегистрируйте себя в виде сборщика мусора и платите сами себе.
А как это возможно?
Вот - вот, и у меня такой вопрос. Живу в сельской местности, никаких "операторов по вывозу" отродясь не бывало. Мусор просто сжигаем, железо сдаём, стекло в овраг вывозим. Кому и за что платить? А ведь и с нас требуют!
А если договора нет и не оплачивал ни разу и не выносил мусор, на основании чего будут удерживать (взыскивать).
А как же слова Путина на одной из конференций, что НАСЕЛЕНИЕ ДОЛЖНО ПЛАТИТЬ ТОЛЬКО ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ УСЛУГИ. Это я по поводу тех, кто живет в сельской местности и сам на своем участке утилизирует весь мусор. Здесь еще как то побороться можно. Про город говорить нечего кому какую сумму нарисовали ту и платить заставят. У нас Череповце рассчитали, что каждый человек за сутки "делает" мусора 1,5 ведра. Уму не постижимо! И с каждого человека 140 руб. 28 коп. Господи! Как же достало наше бездушное правительство. Противно до омерзения!
Для ТКО и другого мусора слова Путина не авторитет, их цель нажива, а для этого все методы приемлемы.
У нас полно, так сказать людей неработающих, пьющих и с которых попросту нечего взять, в этом случае как?
Надо послать их за льготами, пусть на этих барыг "подышат", "повоняют"..., чтоб "жизнь не слишком удалась"
Не платил. И платить не буду.
Как правило, дачные участки расположены на землях сельскохозяйственного назначения. Противопожарный режим на таких землях определяется в соответствии с пунктами 218 и 218.1 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012. Согласно этим требованиям, запрещено выжигание сухой травянистой растительности и раз-ведение костров на полях.
Также введена обязанность для правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения принимать меры по защите участка от зарастания сорной растительностью. Проще говоря, теперь своевременно косить траву на участке предписано законом, а за заросший участок можно попасть под штрафные санкции. Подробный порядок разжигания костров и использования открытого огня на сельскохозяйственных землях содержится в приказе МЧС от 26.01.2016 №26.
Всё равно сдерут последние штаны. Не сейчас, так в будущем - с пенсии. И ещё с пеней и суд. издержками
Платить надо, а то в МКД засеремся. У нас в Омске хотят сделать 130 р с носа, но я буду оплачивать только половину. Я физически не могу накопить 6 литров в сутки как нам посчитали.
А кто норму установил? Она в 10 раз завышена. У нас семья 3 взрослых человека. Ведро в 10 литров два раза в неделю накапливается.
Вы уж постарайтесь, в крайнем случае "добирайте" тем, что до сих пор утилизировалось через канализацию.
В МКД - не "засерешься", так как регоператор ОБЯЗАН вывезти мусор в любом случае ПО СОГЛАШЕНИЮ С ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ субъекта Федерации.
А у нас в Подмосковье ввели плату за ТКО не с количества проживающих, а с квадратных метров общей площади. Более того, если в квартире ни кто не зарегистрирован, на ГАЗ в многоквартирном жилом доме (не знаю как в частных домах) вводится коэффициент 2,7. И так что жизнь стала лучше, стала веселей.
А Вы поставьте газовый счетчик и платить будете по его показаниям. Если никто не живет и газом не пользуется, то и платить не будете. НО счетчик обязательно нужен!
Сходите в газовое хозяйство с документоми из паспортного с какого года ни кто не проживает, сделают перерасчет. Газовики об этом молчат. Коэф 2,7 отминили точно не помню кажется с 2016. Перерасчет обязаны сделать за весь период.
Любовь Ивановна, могу подсказать Вам относительно газа. Если квартира приватизирована, но никто не прописан, нужно предоставить в горгаз копию свидетельства о собственности и Вам пересчитают платеж. Если один собственник, то платить нужно за одного. Это мой собственный опыт. Несколько лет платили за пустующую квартиру с колонкой по коэффициенту 2,7, пока нам не подсказали. А то они советовали купить у них заглушки на колонку и плиту по 800 руб за штуку и отрубить газ, а потом платить столько же за подключение.
Это из-за того, что тарифы определяются Тарифной комиссией региона, поэтому, несмотря на то, что есть Федеральные законы, сейчас ждите от органов местного самоуправления "самодеятельности", так как практика формирования данных тарифов ещё толком не сформировалась.
С уважением!
Т..е. везде по федеральным новостям трубят, что плата с человека, а на деле в регионах с квадратного метра установлено? )) Забавно, интересно, сколько таких регионов в процентном отношении?