Степанов Евгений Сергеевич
Степанов Е. С. Подписчиков: 10878
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 612.7к

Начальство заставляет делать чужую работу

3 455 дочитываний
94 комментария
Эта публикация уже заработала 318,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Довольно распространенной считается ситуация, когда руководство наседает на работника, заставляя его выполнять те или иные обязанности, которые не предусмотрены никакими инструкциями и договорами.

Случается это по разным причинам, иногда тем самым давят на работника, чтобы он не выдержал нагрузки и уволился по собственному желанию, иногда начальство возлагает на работника чужие обязанности только потому, что он справится с этим лучше, чем кто-либо другой, а иногда это производственная необходимость.

Что говорит закон?

Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно должна указываться трудовая функция и конкретный вид работы, которая поручается определенному сотруднику. Ст. 21 ТК РФ установлено, что работник должен добросовестно выполнять работу, которая возложена на него заключенным трудовым договором.

Законом допускается, что в тексте трудового договора можно ссылаться на должностную инструкцию, где подробно описываются обязанности работника. В ст. 22 ТК РФ говорится о том, что работодатель обязан предоставлять работу, предусмотренную трудовым договором.

На время отсутствия основного работника

В случае производственной необходимости, когда основной работник болеет или находится в отпуске, возможно возложение обязанностей отсутствующего по уважительной причине работника на другое лицо.

В этом случае работодатель должен издать приказ, где указывается список обязанностей, сроки, и с приказом должен обязательно ознакомиться работник. При соблюдении порядка возможно совмещение, замещение или временный перевод.

Условия доплаты за выполнение дополнительной работы должны регламентироваться коллективным договором или иными внутренними нормативно-правовыми актами. Обычно это процент от среднего заработка или оклада отсутствующего работника.

Прихоть руководства

Если начальник ни с того ни с сего объявляет работнику о том, что отныне он должен делать работу, которая не предусмотрена ни трудовым договором, ни должностной инструкцией, тогда сначала стоит начать переговоры – обсудить доплату за дополнительные обязанности или подать служебную записку с указанием обязанностей и отказом нести ответственность за их невыполнение, на копии служебной записки нужно поставить входящий номер и дату.

Отказ от работы, которая не является обязанностью работника, не должен нести для него неблагоприятных последствий.

По закону

Ст. 74 ТК РФ допускает изменение условий трудового договора по инициативе работодателя, но только если это не затрагивает трудовых функций. Для того чтобы внести в трудовой договор изменения относительно работы, которую должен выполнять работник, необходимо его согласие и/или подписание дополнительного соглашения.

Заключение

Если начальник подходит и устно просит сделать ту или иную работу, которая не входит в обязанности работника, сначала стоит вежливо спросить, каким образом это будет оформлено и какой доплаты стоит ожидать. Если руководитель откажется проводить оформление и доплату, тогда следует подать служебную записку с отказом нести ответственность. В случае если работодатель решит за это наказать, имеет смысл обратиться с жалобой в трудовую инспекцию или прокуратуру.

94 комментария
Понравилась публикация?
201 / -43
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 94
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Статью написал теоретик, не познавший на практике на своей "шкуре" произвол начальников. Любое обращение работника по рекомендации автора статьи повлечет за собой потерю работы.

+35 / -3
картой
Ответить

Вы правы к сожалению. Я работал в АТСЖ Ленинского района г Саратова. Меня отстранили от работы и предложили уволиться после того как я потребовал платить мне зарплату вовремя и без задержек на 2-3 месяца. Вы думаете мне помогла трудовая инспекция? В инспекции тогда "хвост поджали и жалобно заскулили". В итоге посоветовали уйти тихо. Вот вам и права при этой коррумпированной власти.

+3 / 0
Ответить

ВладимирПишет 10.06.2019 в 12:13
В инспекции тогда "хвост поджали и жалобно заскулили". В итоге посоветовали уйти тихо

так было всегда.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Делопроизводство и архив. Регина Станиславовна
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.4к
06.06.2019, 12:55
Киров

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Ни прокуратура, ни трудовая инспекция не защитит. У нас одна сотрудница написала в инспекцию жалоба. Приехали в техникум, ус троили ей проверку, нашли причины о том, что она якобы плохо работала, недостатки какие-то и предложили уволиться или по статье пойдешь. Прямо сказано было при инспекции. Женщина уволилась.

+32 / -2
картой
Ответить

Я пришла на почту разносить телеграммы 2 года назад. В 1 рабочий день узнала, что проездной надо покупать за свой счет, деньги за него вернут (после проверки, по тем ли маршрутам ты ездил и при наличии чеков) через 2 месяца. То есть у меня с 1 рабочего дня должны быть деньги на проездные за 2 месяца. Я обомлела. Мне предложили уволиться в тот же день. Я написала жалобы в прокуратуру и в главный офис почты нашего района. Мне устроили дикий скандал, заставили забрать заявление, иначе якобы их (начальника и 2 замов) уволили бы. Забрала. Из прокуратуры вообще ничего не ответили. И все полтора года, что я там проработала, меня травили, вспоминали мои жалобы, а сами доставщики телеграмм устроили жуткую "дедовщину" по отношении ко мне... Они просто глумились надо мной из-за того еще, что я училась заочно. Это их бесило. Хотя они тоже были против покупки проездных за свой счет. Грызня такая была из-за работы, что на улице были слышны ежедневные разборки. Пришлось увольняться.

+2 / -1
Ответить

Как и в любом коллективе. Сама себя так поставила. В армию по призыву тоже приходят все равные. Но потом ситуация меняется. Достойный человек становиться уважаемым, а лох - лохом.

+1 / -3
Ответить

Кто в вашем понимании становится уважаемым? Кто наглее и подлее? Сейчас именно таких уважают. Подлым? Подлых сейчас очень уважают, а вот лохами называют как раз самых чистых и порядочных людей, не способных на подлость, вранье... Та же армия: "дедовщина" не делает "дедов" уважаемыми... А в ваших понятиях они - уважаемые. А тех, над кем издеваются уважать не будут. Но это не значит, что пострадавшие от подлости - ничтожные люди. У меня никогда не повернется язык назвать чистого и светлого человека лохом, а для вас человек, не способный ответить подлостью на подлость и есть лох.

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Если начальство начинает борзеть, то спорить бесполезно. Или у них есть на примете какой-то блатной кадр и тебя просто пытаются выжить с работы. Или просто "рылом не вышел", может быть, когда-то проявил себя с достоинством. Такое подонки не прощают. Надо постоянно мониторить, достаточно ли прочно ты сидишь на своём месте. В случае, когда есть какие-то хоть малейшие сомнения, надо быть готовым уйти в тот же день. И не давать повода обвинить себя в чём-либо. А уж держать под рукой какой-нибудь для начальства "подводный риф", с которым новопринятый работник вместо тебя будет мудохаться, так это сам Бог велел. И ещё, если к тебе подсаживают кого-то и говорят, обучи человека, это прямое свидетельство, что тебя скоро уволят. Лучше просто уйти.

+27 / -2
картой
Ответить

Да, каждый начальник подбирает себе коллектив. Есть такое понятие как психологическая совместимость. Постоянно происходит, что руководитель, приходя на работу, меняет ближайшую команду. И это нормально, так как от слаженности и доверия друг к другу зависит результат работы. И если ты не соответствуешь понятиям начальника, от неизбежен момент поиска новой работы. Я и сам неоднократно в своей жизни оказывался в роли неугодного. Да, неприятно, а иногда и трагично. Но либо ты примешь роль винтика, а иногда и очень, важного (с соответствующей зарплатой), либо будешь искать виноватых в своих неудачах, либо станешь самодостаточной личностью и найдешь себя. Всё зависит от каждого.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Люди.. вы так порядочно пишите.. ах.уеть.. поймите уже.. главное шестеренка крутится а как вы работаете.. за девятерых или за одного себя.. это им пох. ю...наступит может то время.. когда эти пид. орные гсевдогоспода будут на коленях вдоль проходных стоять и просить прохожих.. чтобы поработали на него... но ведь вы сами туда претесь и шестеренка так же крутится.. так что сами мы все и виноваты...SORY

+12 / -11
картой
Ответить

Слушайте ну должна же быть какая то порядочность. Взлетать хорошо, но падать больно. Остаётся на деяться что этих начальников когда нибудь Боженька рассудит. Наверное легче молиться за их здравие ежедневно!

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Я сам являюсь руководителем организации. Считаю, что обязанностью работодателя является рационально занять рабочее время, после чего достойно оплатить за работу сотруднику в рамках трудового договора. При этом обязанностью сотрудника является работать рабочий день или смену в пределах, предусмотренных графиком работ и т.д. При этом сотрудник должен не пребывать на рабочем месте, а именно работать. Если сотрудник недозагружен основной работой и бывает, что "бьёт баклуши", то считаю законным его дополнительными заданиями в пределах установленного рабочего времени. Без этого ВВП России не возрастёт, а значит и благосостояние народа. Я понимаю, что для многих основной обязанностью является дежурство от звонка до звонка. Так, что же пенять, что в этом случае зарплата маленькая - ведь маленькая нагрузка и как следствие низкая зарплата. Считаю нормальным и законным совмещение разных видов специальностей в одну ставку (смену). Например, гардеробщицы и уборщицы, дворника и слесаря, водителя и слесаря или монтёра в некоторых отраслях. Допустим водитель необходим для доставки бригады с базы на объект или с объекта + разовые выезды, т. е. он в рамках водителя занят два-три часа в день. И что он должен сидеть допустим 5-6 часов в день, а работодатель ему платить за простой? Естественно любой здравомыслящий работодатель нагрузит водителя в этом случае другими обязанностями. Совершенно другой вопрос, когда вы "от и до" заняты своими основными обязанностями, а вас нагружают допзаданиями, для выполнения которых вам необходимо задерживаться, отнимая своё время от дома, от семьи. В любом случае зарплата должна соответствовать уровню загрузки сотрудника. Часто бывает, что необходимо сделать какие-либо разовые, не всегда повседневные задачи. В этом случае всегда решения индивидуальны - либо руководитель, соразмеряя вашу нагрузку, отменяет ряд вопросов, необходимых для решения в рамках ваших основных обязанностей задач (о полноте которых сотрудник может и не догадываться), либо он договаривается с сотрудником дополнительно его премируя или доплачивая за совмещение. К сожалению по моему опыту чаще происходит, когда сотрудники, незанятые рационально рабочий день или смену, чаще требуют доплаты, за каждый шаг, чем труженики, которые действительно приносят пользу. Я как правило всегда даю сотрудникам возможность заработать, но очень мало тех, кто хотят заработать. Как правило, мои монтажники, мыслят как плебеи, выполняют дневную норму выработки, общепринятую и установленную многими поколениями плановой экономики, самими ими установленную норму, к примеру к обеду, а потом бьют баклуши, не понимая даже того аргументы, что я им предлагаю, как альтернативу, отработать 2-3 дня в неделю за повышенную выработку, а потом отдыхать, заниматься своими делами, семьёй и детьми, либо заработать в 2 раза больше, но за работу. Народ, в основной своей массе, предпочитает не напрягаться, не особенно себя загружать, после чего в своём кругу хаять начальство и правительство (которое, я в прочем тоже не переношу), и жаловаться на свою паскудную жизнь и зарплату, на которую едва сводят концы с концами. Обычно люди мыслящие неординарно о соей жизни, не работают на ставке и смене от звонка от звонка, а работают от выработки, как и я сам. Но таких очень мало от основной серой массы.

+6 / -17
картой
Ответить
DELETE

ВалерийПишет 08.06.2019 в 15:22
Допустим водитель необходим для доставки бригады с базы на объект или с объекта + разовые выезды, т. е. он в рамках водителя занят два-три часа в день. И что он должен сидеть допустим 5-6 часов в день, а работодатель ему платить за простой? Естественно любой здравомыслящий работодатель нагрузит водителя в этом случае другими обязанностями.

Всё должно быть оговорено в трудовом договоре, что водитель делает между перевозкой смены. Чем он должен заниматься. Если Вам придёт в голову заставить его делать что - то другое, то это другое должно быть оплачено дополнительно, на это должен быть наряд и водитель должен знать, за какую допдоплату он это будет делать.

Это должно быть оплачено, если сотрудник занимает время, непредусмотренное трудовым договором. Например, если месячная ставка 160 часов, то работодатель вправе использовать рабочее время сотрудника на 160 часов, либо уменьшить часовую ставку, либо уменьшить соразмерно оплату по часовой ставке, либо загрузить обязанностями сотрудника на 160 часов в месяц, предусмотренную трудовым договором, и законом. Я также знаком с понятиями фиксирования хронологии рабочего дня, которые устраивал относительно меня работодатель, а также, и неоднократно, я по отношению к своим сотрудникам, и это помогло оценить степень полезности сотрудников, которые пытались качать права. Наверное 9 случаев из 10 в пользу работодателя. И это действительный факт соотношения полезности в нашей российской действительности. Увольняемые становятся часто неугодные, имеющие своё мнение сотрудники, а не бесполезные. Бывают. Что иногда для достижения результата необходимы винтики, а не двигатели. Суть в том, что будь со своей точки зрения хоть 100 раз прав. Это не значит, что ты прав с точки зрения предприятия. И это не значит, что ты плохой специалист, просто ты попал не в то место и время. Такова жизнь.

+3 / -1
Ответить
DELETE

ВалерийПишет 08.06.2019 в 16:25
Это должно быть оплачено, если сотрудник занимает время, непредусмотренное трудовым договором. Например, если месячная ставка 160 часов, то работодатель вправе использовать рабочее время сотрудника на 160 часов, либо уменьшить часовую ставку, либо уменьшить соразмерно оплату по часовой ставке, либо загрузить обязанностями сотрудника на 160 часов в месяц, предусмотренную трудовым договором, и законом. Я также знаком с понятиями фиксирования хронологии рабочего дня, которые устраивал относительно меня работодатель, а также, и неоднократно, я по отношению к своим сотрудникам, и это помогло оценить степень полезности сотрудников, которые пытались качать права. Наверное 9 случаев из 10 в пользу работодателя. И это действительный факт соотношения полезности в нашей российской действительности. Увольняемые становятся часто неугодные, имеющие своё мнение сотрудники, а не бесполезные. Бывают. Что иногда для достижения результата необходимы винтики, а не двигатели. Суть в том, что будь со своей точки зрения хоть 100 раз прав. Это не значит, что ты прав с точки зрения предприятия. И это не значит, что ты плохой специалист, просто ты попал не в то место и время. Такова жизнь.

Нужно грамотно составлять трудовой договор, где всё будет оговорено, без неопределённых фраз, вроде: "и другие работы", либо будут конфликты, а люди бывают всякие. Человек при приёме на работу должен чётко знать, за что он будет получать деньги и какие это деньги, стоит ли устраиваться на данную работу.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Валерий, всё о чём вы написали больше относится к работодателю, а не руководителю! Руководитель, создаёт условия для выполнения задач, не нарушая действий ТК РФ, техники безопасности, охраны труда учитывая уровень и возможность исполнителей. Как Вы пишите, один может решить (выполнить) поставленную задачу за три часа, а другому недели не хватит. Заработная плата это инструмент разделения, а не объединения! Разделяй и властвуй - лозунг работодателя. Соединяй и здравствуй - лозунг РУКОВОДИТЕЛЯ.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Плебеи... массы... Ну ну. Жаль не читают вас ВАШИ массы. Где то мы это проходим каждую весну и осень. Самому то ничего не напоминает?

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Валерий, вы сначала сами до загрузите себя. Есть такое понятие, как физическая усталость. Человек может работать с утра. К обеду его возможности утрачиваются. Поэтому ваши монтажники так работают. А,если вы их до загрузите, завтра они уже не смогут выполнять свои функции. В советское время были разработаны нормативы не с потолка.

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Начальник отвали Иван
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 403
12.06.2019, 13:19
Артем

Я работаю токарь - фрезеровщик и бывает что нету работы, я нахожусь на рабочем месте у станка и жду работу и это раздражает начальство. Начальник бывает просит сделать работу разнорабочего, я такое начальство посылаю т.к. это не по моей специальности.

Сейчас я в отпуске и директору написал письменный отказ от работы непредусмотренным труд. Договором.

Вы начальство вообще оборзели, сами в кабинетах сидите задницу протирание и хотите чтобы работник работал на свою зарплату за троих. ВАС НАДО ДАВИТЬ ЗАКОНОМ...

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Вот поэтому у нас все и разваливается в стране от таких руководителей! Мой руководитель в советское время говорил-если электрик сидит, значит он хорошо работает, значит у него все крутиться. И кстати у всем известного Генри Форда, который первый в мире применил автосборочный конвейер, рабочим, которые отвечали за работу конвейера, зарплата шла только тогда, пока тикали часы в комнате отдыха где они находились, как только конвейер ломался часы останавливались и пока рабочие его не запустят оплата не начислялась. У нас тут приняли на работу троих, так вот, я один за три часа сделаю столько, сколько они втроем не сделают за всю смену, а они всю смену не сидят, они работают, как вам, Виталий и нравится. По вашему так и хирург должен все свое рабочее время оперировать, не хрен ему отдыхать, платят ему за 8-12 часов, пусть отрабатывает. ps.А больше всех у нас в стране работают депутаты, а главное рационально.

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Валерий, по вашему мнению получается, что во время внеплановых перерывов в вашей работе вы можете спокойно подмести и помыть пол в своем кабинете, тем самым разгрузить службу АХЧ вашего предприятия или более того сэкономить бюджет. Сами понимаете какой бред пишете? ИТР ни когда не будут дозагружаться, а вот работягам не стоит прохлаждаться.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Прочитав ваш комментарий я понял по какой причине рухнула социалистическая экономика и по какой причине толку нет от капитализма. Причина основная это отсутствие доверия между трудом и капиталом. Работодатель пытается под любыми предлогами повысить выработку, а работник под любыми предлогами пытается сохранить свое здоровье, потому что он хочет жить не только сегодня, но и завтра. Потому что повысив выработку сегодня можно надорваться и на завтра уже газа не хватит. А эти здоровяки, которые перевыполняют на животе повышенные нормы скорее похожи на штрейкбрехеров.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (8)
Показать комментарии (94)

Новая инициатива. В России предложили закрепить право работника на компенсацию в размере 3-х средних зарплат за «тихое» увольнение

Институт исследования проблем современной политики провел большую работу и выявил много негативных факторов, когда работодатель создает плохую ситуацию для работника, планируя его увольнение.

Суд: переписка в мессенджере — доказательство даже без заверения у нотариуса

В трудовых спорах бывает так, что работодатель всеми силами пытается избежать ответственности, ссылаясь на отсутствие подписанного договора. Но что, если работник действительно приступил к работе,...

Надо ли выходить на работу в ночную смену в день закрытия листка нетрудоспособности при сменном режиме работы? Вопрос–ответ

Работодатель, узнав откуда-то, что вам «закрыли» листок нетрудоспособности, настаивает, чтобы вы приступили к выполнению трудовых обязанностей в день «закрытия» освобождающего от работы медицинского документа.

Работа в выходные и праздничные дни: с письменного согласия работника

3. Порядок уведомления работника и оплата переработки Сегодня мы поговорим о том, может ли работодатель заставить работника выйти на работу в свой выходной либо праздничный день, как правильно отказаться,...

Штрафы на работе: что нужно знать работникам

Сегодня мы поговорим о таком интересном вопросе, могут ли работодатели штрафовать работников и удержать с части зарплаты. Сталкиваемся часто на практике с такой проблемой, как незаконные действия работодателей,

Мужчину три раза увольняли за уход с работы на 1-2 минуты раньше — и трижды он выиграл суд

Иногда споры о дисциплине доходят до абсурда. Работодатель видит в «систематических нарушениях» основания для увольнения, а суд считает такие меры несоразмерными. На примере этого дела хорошо видно,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы