Мельникова Елена Владимировна
Мельникова Е. В. Подписчиков: 299
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 360

Аудиозапись и Уголовный Кодекс - статьи 138.1 и 138. Что нужно знать

171 дочитывание
13 комментариев
Эта публикация уже заработала 12,45 рублей за дочитывания
Зарабатывать

(Продолжение цикла, посвященного юридическим и техническим аспектам аудиозаписи, как средства защиты своих прав и использования её в качестве доказательства в суде. Ссылки на остальные статьи - внизу).

Статья 138.1 УК РФ - Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (СТС НПИ)

Подступалась к этой теме я долго, больно уж зыбкая почва. И во многом именно с этой статьей связаны и многочисленные неприятные истории с покупателями разнообразных девайсов “от китайцев” и иных интересных вещиц из мира электроники и прочие проблемы зачастую у совершенно добропорядочных граждан.

Уголовных дел по части именно нарушения тайны (незаконных прослушиваний, подглядываний и распространения подобной информации - ст. 138 УК РФ) на бытовом уровне не слишком много. Под раздачу попадали покупатели и владельцы радионянь, авторучек со встроенными видеокамерами, GPS - трекеров и иных штук, которые признавались СТС НПИ.

В чём проблема?

Прежде всего - в самом понятии “специальное техническое средство”, вернее, в его неопределенности. Нормативный документ, содержащий определение, исчерпывающий перечень признаков СТС НПИ - отсутствует. Правоохранительные органы, стряпающие такие дела из подручных средств, обычно ссылаются на пару Постановлений Правительства (ПП), в которых фигурируют СТС НПИ, но… всё это очень сильно притянуто за уши - смысл документов сводится к регулированию других правоотношений и они никак не содержат признаков, по которым некое устройство можно отнести к СТС НПИ. Схема проста - показавшийся подозрительным девайс отправляется на экспертизу, эксперт по неким сложившимся традициям лихо относит его к СТС НПИ и дальше дело в шляпе.

Следует отметить, что в некоторых случаях правоприменители обращают внимание на вышеприведенные обстоятельства и избегают упоминаний, или даже специально оговаривают, что не применяли ПП № 14 и № 770 при квалификации устройств.

Но тогда возникает резонный вопрос – а на основании чего и каких признаков было сделано заключение? На основании представления эксперта «как это было бы разумно», или его гражданской позиции? При этом очевидно, что бы там ни говорило процессуальное законодательство про равенство доказательств, заключение эксперта - козырный туз во многих делах вообще и в данной категории - в частности.

Проблема тут ещё и в том, что сама концепция, используемая при квалификации СТС НПИ, являются кардинально устаревшей.

В связи с тем, что ассортимент существующих сегодня в мире электронных девайсов невероятно велик и развиваются техника и технологии очень стремительно, мне представляется, что создать исчерпывающий перечень признаков СТС очень непростая задача. Это всё осталось во временах, когда были редкие, дорогие и громоздкие приборы бытового назначения и специально созданные уникальные, реально не имеющие ничего общего с бытовыми “шпионские штучки”.

Сейчас же уже не только инновационные разработки, но и привычные бытовые устройства, прошедшие путь миниатюризации, универсализации, существенного повышения технических характеристик, уже не имеют ничего общего с прежними бытовыми приборами, а больше похоже на то, чем раньше обладал и пользовался только узкий круг. Это общий путь развития, когда-то и искусство было делом исключительно элитарным, а потом ушло в массы, так и техника - постепенно массами осваивается то, что раньше было уделом избранных. И де-факто сейчас правоохранители, опираясь на давно устаревшие догматы, пытаются остановить ход истории - как бы пафосно это ни звучало.

На какие признаки смотрят на практике?

Наиболее часто встречающимся признаком, по которому устройства относят к СТС, является «камуфлированность». Поясняя этот, также не слишком определенный термин, говорят о «встроенности» устройств аудио-и видео-наблюдения в бытовые приборы. И относят по этому признаку к СТС и диктофон/видеокамеру, встроенную в ручку и видеокамеру, встроенную в пожарно-охранную сигнализацию (датчик дыма). Один этот пример вызывает множество вопросов

  • а чем «камуфлированность» в бытовые приборы, на которую охотятся правоохранительные органы, отличается от совмещения функций – пути, по которому идет развитие и техники вообще (кухонные комбайны) и электроники в частности?
  • почему ручка со встроенным диктофоном признавалась СТС (по признаку того, что устройство аудиозаписи «закамуфлировано» в бытовой прибор – авторучку), а мобильные телефоны со встроенными диктофонами (применяя логику экспертов – те же устройства аудиозаписи, «закамуфлированные» в бытовой прибор – телефон) – ни у кого интереса не вызывают? Налицо избирательность правоприменения, обусловленная, прежде всего, «дефектностью» нормативного регулирования данного вопроса.

Пытаясь хоть как-то объяснить подобные очевидные, но упорно применяемые, нестыковки, представители компетентных органов начинают (возможно, вынужденно, так как тоже работают все в том же некачественном правовом поле) заниматься буквально «фантазиями на тему» и ссылаются на придуманные признаки:

  • “Телефоны выпускаются массовыми партиями” - (откуда взялся критерий «массовость партии»? Сколько это – массовая партия? Кто измерял?)
  • “Функции аудиозаписи в телефоне общеизвестны» - откуда взялся критерий «общеизвестность»? Кто его оценивал? На основании какой шкалы?).

(Это всё реальные цитаты из ответов компетентных органов на запросы)

Я уже не говорю о том, что 20 лет назад мобильные телефоны не были «массовыми» и не было «общеизвестно», что телефон содержит функцию аудио-и видеозаписи, а сейчас, например, не общеизвестно, что телефон также обладает массой возможностей для снятия и передачи информации с каналов связи, и доступа ко многим функциям, которые гораздо более «специальные», если хотите, «шпионские», нежели те, которые доступны с помощью ручки с диктофоном. Т.е. даже если принять критерии «общеизвестность», «массовость», то ситуация с телефонами стала нормой не потому, что это их естественное состояние, а потому, что несколько лет назад по ряду причин никто не преследовал за их производство, продажу и приобретение и через какое-то время тоже самое может быть и с условными ручками с видеокамерами (разумеется, никто не против смартфонов, речь идет о недопустимости распространившихся двойных стандартов при применении законов).

К статье 138.1.УК РФ плотно прилегает ст. 138 - Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

Здесь тоже всё не так просто.

На мой взгляд, наиболее целесообразный путь решения проблем, возникающих в процессе применения ст. 138 УК РФ (да и 138.1) - перенос акцента с техники, на деяние, т.е. неважно, с помощью какого именно прибора нарушается защищаемая законом тайна (с помощью миниатюрнейшей и умнейшей системы аудио-и видеозаписи, встроенной в крошечную сережку в ухе, или примитивного кассетного магнитофона производства 80-х годов). Наказываться должно деяние, нарушающее права, а к вопросу преследования “за технику” в современных реалиях надо подходить очень-очень вдумчиво.

Есть ли свет в конце тоннеля?

Неопределенность законодательства и соблазн для правоохранительных органов делать планы по раскрытиям на таких непыльных делах, породили массу нелепых, но от этого не менее отвратительных прецедентов. Поддержка у них была мощная, дела обжаловались в Верховном Суде, рассматривались жалобы в Конституционном - ничего не пробирало. Имея такую непробиваемую позицию, правоохранители увлеклись и дошли уже до полного абсурда, который в конце концов выплеснулся на самые верхи (я имею в виду случай с курганским фермером, пострадавшим за трекер для телёнка). И с этого момента начались какие-то просветы - Верховный Суд РФ вдруг прозрел и появилось Постановление Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 46, задающее более здравые позиции по этим вопросам, закрепив более понятные и адекватные подходы и к вопросам, связанным с охраной и нарушением тайны, и к вопросом, касающимся технических устройств. В частности, суд указал, что

“технические устройства (смартфоны, диктофоны, видеорегистраторы и т.п.) могут быть признаны специальными техническими средствами только при условии, если им преднамеренно путем технической доработки, программирования или иным способом приданы новые качества и свойства, позволяющие с их помощью негласно получать информацию”
“не могут быть квалифицированы по статье 1381 УК РФ также действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство с намерением использовать, например, в целях обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными и не предполагало применять его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан".

Кроме того, законодатели делают очередной подход к попытке переформулировать соответствующие нормы (сейчас новая редакция проходит процедуры согласования), но судя по той редакции, которую я видела, особого прорыва здесь ждать не стоит. Подход радикально не поменялся, пытаются в рамках той же, изначально дефектной концепции, путем жонглирования словами, разрешить существующую проблему. Это может, конечно, несколько улучшить ситуацию (особенно вкупе с вышеназванной позицией ВС РФ и случившимся скандалом), но радикального прорыва в этом вопросе новая формулировка, похоже, не принесёт.

Выводы

Хотя на сегодняшний день, пожалуй, можно сказать, что проблема сдвинулась с мёртвой точки и перегибов станет меньше, заявлять об окончательном снятии всех вопросов пока говорить рано. Всё вышеописанное стоит иметь в виду, принимая решение о покупке того или иного устройства. Пользоваться в законных рамках тем, что предлагает современное состояние техники, защищать посредством диктофонов, видеокамер и иных технических средств свои права и решать свои задачи - это нормально. Но имеет смысл оценить выбранный девайс на предмет возможного отнесения его к категории СТС НПИ, поинтересоваться у производителя, или продавца как обстоят дела в этом направлении.

Начало цикла:

Подробнее ➤

Подробнее ➤

Подробнее ➤

Подробнее ➤

13 комментариев
Понравилась публикация?
39 / -9
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Мельникова Елена Владимировна
Комментарии: 13
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

Во всем необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации.

На днях были утверждены приказы Правительства Российской Федерации о шпионских устройствах и их классификации.

Разрешается использовать очки с видеокамерой, GPS-трекеры, видеокамеры, смартфоны, диктофоны, а также устройства с системами глобального позиционирования и встроенными камерами.

Того же мнения поддерживается Верховный суд, который разъяснил, что покупка шпионских устройств не образует состава преступления, если гражданин приобрёл данные средства для обеспечения безопасности себя или своих близких, а также для слежения за животными.

Спасибо. Собственно, приведенные мной цитаты из ППВС - об этом. Эти все подвижки дают надежду, что ситуация изменится. Но до недавнего времени она была весьма печальная.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Я вот целенаправленно хочу приобрести подобный девайс чтоб выводить на чистую воду чиновников, разного рода работодателей, представителей различных служб и ведомств. Человеческая психология какая? То что скажут на едине никогда не подтвердят при свидетеле или зная что беседу снимают. Много раз попадал в ситуации власть имущие и т.д. отказавались от своих слов и говорили что меня первый раз видят. Вот и принимают такие законы наши власть имущие чтоб исключить подобную доказательную базу для нас граждан. В роде закон даёт мне право собирать доказательства любыми способами но вот если бы он давал право о предупреждении в записи или съёмки уже после факта совершения то это было просто великолепно. Но больше уверен государству выгоднее нас держать вод колпаком.

+6 / -1
картой
Ответить

Ну почему же, в публичном пространстве (когда чиновники и т.д. при исполнении) свою беседу писать можно

www.9111.ru

www.9111.ru

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Понимаете, если вы ведёте диалог с чиновником или врачом, то можете смело включить диктофон на своём телефоне ибо вы записываете ВАШ диалог, а вот если вы засунули "жучок" и слушаете разговоры не с вами, что ведутся в кабинете после того, как вы его покинули, то уже нарушаете сей закон.

Это вы мне?

У меня почти в каждом посте на эту тему информация:

www.9111.ru

www.9111.ru

www.9111.ru

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

"предназначенных для негласного получения информации"... А как мы тогда назовем видеокамеры, фиксирующие передвижения автомашин и граждан по городу и вне населенных пунктов, повешенные где-то высоко на столбах и в других неожиданных и плохо просматриваемых местах?...

+6 / 0
картой
Ответить

Да. В том - то и дело... ситуация развивается в одну сторону, а правоохранители действуют так, будто не замечают, как изменился мир. Когда то, за чем они охотятся - сейчас уже повсеместно везде и у каждого и подходы надо пересматривать принципиально. Все фотографируют и снимают всех и везде. И т.д. Нужен кардинальный пересмотр подходов с учетом текущих реалий, а не хватать людей за устройства, которые давно уже обыденность и которые никто и не пытался применить в противозаконных целях.

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Автор! Респект! А правоохранители... Что с них взять. У них же план. Вот, кто по креативнее и выискивают щели и неопределенности в законах. Если прокатит у одного, остальные возьмут на вооружение.

+4 / 0
картой
Ответить

Спасибо. Да, именно так это и работало - нашли непыльный способ на вполне безобидных гражданах план делать. Довели ситуацию до абсурда. Сейчас появился шанс, что что-то поменяется.

+2 / 0
Ответить

Да чего далеко ходить. Год назад - апофеоз уголовки: лайки и репосты.

+3 / 0
Ответить

Это да, увы.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

А с экранов телевизоров на разных каналах, в том числе т федеральных показывают, как хозяева жизни подглядывают, подслушивают нянь и воспитателей, не уведомив последних об скрытом видеонаблюдением. Это по какой статье? Им можно?

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (13)

Шумные соседи: что делать и куда жаловаться?

Как понять, что поведение соседа — уже нарушение закона.Многие считают: пока нет поножовщины — полиция не поможет. Это миф. Фактически большинство привычных выходок давно подпадают под конкретные статьи:...

УРА! Верховный суд наконец-то объяснил банкам, что СМС — это не подпись, а просто СМС!

Сколько лет люди страдали от одной и той же истории: тебе звонят, что-то предлагают, приходит СМС, ты вводишь код, а через пару минут выясняется — ты счастливый обладатель кредита, о котором даже не знал.

Банк почувствовал себя королём положения? Верховный Суд РФ поставил его на место! 👇

История знакома многим: банк заманил клиента выгодной кредиткой, а потом — бац! — в одностороннем порядке ввёл новые комиссии. Теперь за каждое снятие наличных — 900 ₽ + 5.9% от суммы. И это при том,...