Лукашевич Тимофей Александрович
Лукашевич Т. А. Подписчиков: 11

Философия права Владимира Соловьёва

124 дочитывания
9 комментариев
Эта публикация уже заработала 8,95 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Владимир Сергеевич Соловьёв является представителем философской и религиозной мысли, чьей философско-правовой концепцией до сих пор заинтересованы многие теоретики и философы права и религиозные мыслители.

Суть концепции

Будучи религиозным приверженцем концепций всеединства, идеи внутренней духовности всего существующего (Софии) и идеи Богочеловечества, В. С. Соловьёв не говорит о праве как о чём-то лишь религиозным, как о воле Бога, он рассматривает право с разных – социальных, нравственных и иных – сторон. Он являлся одним из немногих, кто развивал идею права как «этического минимума» вполне успешно. Сравнивая его идеи и рассуждения в разные периоды жизни, можно проследить как от религиозно-нравственного осуждения права философ приходит к его религиозно-нравственному оправданию. И, конечно же, все его самые философско-прогрессивные идеи были представлены во втором периоде – периоде оправдания права. Однако, что же именно это за идеи?

Оправдание права

1. Согласно Владимиру Сергеевичу Соловьёву, право не существует само по себе, а тесно связано с иными нормами. Так правовые отношения базируются на равномерном и всеобщем ограничении свободы, а потому один из принципов права – это свобода, обусловленная равенством, ведь свобода превращается в право лишь тогда, когда одинаково признаётся за всеми. Этот принцип тесно связан со справедливостью («равенство в исполнении должного»). А поскольку право в учениях В. С. Соловьёва также определяется справедливостью, то оно по своему существу тесным образом связано и с нравственностью.

2. Из размышлений В. С. Соловьёва о естественном праве как предмете философии права можно прийти к выводу, что право принадлежит одновременно двум областям: должному и сущему. К онтологическому аспекту права и к деантологическому аспекту права. Такой нормой, которая объединяет оба аспекта, является естественное право, которое, согласно русскому философу, является смыслом всякого права как такового. Однако оно не может быть противопоставлено положительному праву, ведь сама вещь (положительное право) не может существовать без её идеи (естественное право), а потому и разделять их непозволительно. Таким образом, естественное право является одновременно тем, что всегда есть, и тем, что должно быть, при этом должное – это необходимая часть сущего. Таким образом, русский философ не придерживается какой-либо одной концепции: юснатурализма или нормативизма, а стремится к некому объединению их, к некой интеграции.

3. Основную задачу права в работах В. С. Соловьёва можно определить не как превращение общества в идеально-нравственную структуру, а как поддержание минимальной нравственности в нём, недопущение беспорядка. То есть задача права состоит в том, чтобы мир не превратился в ад. Здесь можно проследить религиозность философа, ведь неслучайно он не раз прибегает к христианству в обосновании своих доводов. Например, он был убеждён, что естественные права укоренены в христианской культуре, где им отведена роль необходимого условия для нравственного совершенствования человека.

4. В «Оправдании Добра» В. С. Соловьёв выводит три стороны нравственного начала:

добро, заложенное в природе человека или нравственность;

социальное добро или право;

совершенное добро от Бога.

Основами нравственности в человеке являются: стыд, жалость и благоговение (преклонение перед высшим). Рассуждая об альтруизме, корнем которого является жалость, как фундаменте социально-государственной жизни, В. С. Соловьёв приходит к безусловному выводу: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь который можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. Альтруизм в свою очередь неразрывно связан с милосердием, которое является необходимым восполнением принципа справедливости. Именно взаимосвязь милосердия и справедливости определяется В. С. Соловьёвым как «основание для внутренней связи права и нравственности». А их главное отличие состоит в том, что справедливость является меньшой степенью выражения милосердия.

Право, будучи социальным добром, является этическим минимумом, что означает, что лишь малая часть огромного «нравственного закона» априори может быть закреплена в нём. Нравственный элемент, с одной стороны, уже заложен в природе права, а с другой стороны, представляет собой вечное задание для своего воплощения и неизменный критерий для оценки права. Некоторые делали вывод о противоречивости права и нравственности. Однако его нет, более того юридический закон предполагается нравственным законом: тот, кто не способен взойти на нижнюю ступень (право), никогда не доберётся до самой верхней (нравственности).

Таким образом, мы обнаруживаем три уровня оправдания права:

индивидуально-психологический – через сопоставление справедливости и милосердия (справедливость как минимум милосердия);

социальный – через взаимосвязь между правом и нравственностью (право, как этический минимум);

и религиозный.

Тем самым, В. С. Соловьёву удалось объединить и дополнить теории Еллинека и Гартмана и дополнить их. Право возвысилось до религиозно-нравственного обоснованного «минимума Добра». В этом состояла смелость и заслуга В. С. Соловьёва.

5. Право – это некое равновесие двух составляющих: общественного блага и личной свободы. Если позволить перевесить первой, то тогда всех преступников пришлось бы либо истреблять, либо надёжно изолировать навсегда от общества, а если же позволить перевесить второй, то пришлось бы закрывать глаза на все преступления и позволять преступникам быть на свободе. Здесь также можно увидеть всю религиозность и нравственность философа, его веру в то, что каждый человек может исправится при должном подходе. Не случайно, всех преступников В. С. Соловьёв предлагает в первый раз отпускать на свободу под условным сроком и лишь в случае рецидива сажать в тюрьму.

Таким образом, в идеях философа можно проследить некую интегральность права, что даёт основание многим теоретикам и философам права относить Владимира Соловьёва к сторонникам интегральной концепции права. Многие его идеи не были чем-то новым в философии права, однако стали революционными и наиболее развитыми в своё время, особенно в России.

Полезна ли Философия права?

Проголосовали: 84

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать
9 комментариев
Понравилась публикация?
12 / -6
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 9
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
07.11.2019, 19:04
Нижний Новгород

" Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины." 2-е послание к Тимофею, 3-я глава, 7 стих.

+2 / -1
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
08.11.2019, 00:45
Красногвардейское

К чему весь этот БРЕД?

+2 / -1
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

А Вам - "Студент, Лукашевич Тимофей Александрович" видимо очень дорог В. С. Соловьёв? По Вашим частым публикациям о В. С. Соловьёве я бы сказал Вы законцепцились в ведения в заблуждений филосовствования права как человека и гражданина РФ В. С. Соловьёва благодаря своему личному мнению опыту студента.

+1 / -1
картой
Ответить

Уважаемый Константин!

То, что Вы откликнулись на "концепции права", замечательно. А вот по русскому языку Ваших откликов на Лукашевича у Вас явный трояк. Ну и как Ваш потенциальный читатель должен на Вас реагировать (в интегральном ключе)?

+2 / 0
Ответить

Согласен, зашкалили эмоции на публикацию. Ну, а кратко написалось, как написалось.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Тимофей Александрович, Вы не приходитесь кем-либо Лукашевичу Владимиру Захаровичу?

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Эта статья интересна, наверно, только узким специалистам. Жаль тратить время.

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Афоризмы и анекдоты про деньги - 11

"Кляуза на Винни-Пуха", иллюстрация создана сетью Шедеврум Пятачок пишет кляузу на Винни-Пуха в налоговую инспекцию: «Хорошо живет на свете Винни-Пух...» Приходит чудак в магазин стройматериалов. Продавец ему:

Как сын зарезал свою мать.

Часто бывает, что родители не осознают, что говорят своим детям. В Британии произошел такой жестокий случай. Мать во время ссоры сказал своему 39 летнему сыну, чтобы он больше не возвращался домой.

🔥🔥🔥Коллективные иски к Долиной у порога? Она с позором въехала в схему собственного имени? Граждане уходят с концертов с ее выступлениями рядами?

Народная артистка стала изгоем в концертах? Именно ее выступления покидают зрители. Каждый день мы видим публикации в СМИ, где тот или иной пенсионер...алкоголик..., применив пресловутую "схему Долиной",...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы