Как заставить чиновника работать?

В большинстве случаев граждане, обратившиеся в органы государственной власти и органы местного самоуправления с обращениями по фактам нарушения своих прав, недовольны результатами их рассмотрения. Слишком часто чиновники откровенно игнорируют необходимость принятия мер по имеющимся нарушениям, ограничиваясь стандартными отписками, а то и вовсе оставляя поступившие жалобы без ответа.
Почему чиновник не работает?
Граждане в большинстве своём слабо знают особенности и неписаные принципы работы чиновничества, поэтому общаются с ними на бытовом уровне. И не умеют требовать так, чтобы их требования были не только услышаны, но и выполнены.
Обычно граждане стремятся решить вопрос по-хорошему, поэтому ограничиваются одной или несколькими эмоциональными жалобами. А после получения чиновничьих отписок просто опускают руки.
Чтобы этого не происходило, необходимо научиться добиваться своей цели.
Итак, как и было обещано в этой статье, – алгоритм работы с чиновниками от местного автора.
Будьте решительными
Отстаивание своих прав – ни разу не чаепитие с чиновником, а настоящий бойцовский ринг, где друзей у гражданина нет и быть не может по определению.
Да, чиновник может вам ласково улыбаться на личном приёме, оправдываться отсутствием финансирования, полномочий и пр., но всё это лишь игра на его поле, где он чувствует себя хозяином положения.
Поэтому правило: взялись отстаивать свои права – идите до победного конца, либо не беритесь совсем.
Пишите жалобы правильно
Для понимания слова правильно в данном случае желательно прочитать федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» – в нём всего 8 страниц и 18 статей, так что осилит любой человек, умеющий читать.
Но вот чего в законе нет...
Будьте немногословными
Не нужно посторонних отвлечений на времена СССР, полёт Гагарина, жизнь при Брежневе, бессовестных чиновников, критику существующей власти и т.д. и т.п. – это никак не подвигнет чиновника работать с вашей жалобой, а только отвлечёт от смысла обращения.
Более того, у чиновника появится возможность оставить такое обращение без рассмотрения на основании пункта 4.1 статьи 11 Федерального закона № 59-ФЗ, который гласит:
В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
Так что текст обращения – только с чётким изложением фактов, и не более чем на 2–3 листах.
Напишете больше – никто весь текст внимательно читать не станет, а прочтут по диагонали, но чаще всего только первую и последнюю страницы.
Чётко формулируйте вопросы
Вопросы, подлежащие разрешению, формулируйте максимально чётко и конкретно, при этом
каждому вопросу присваивайте свой порядковый номер.
Вот так:
ПРОШУ:
1.
2.
3.
Тонкость: ещё лучше написать столько обращений, сколько вопросов вы ставите перед государственным либо муниципальным органом власти, чтобы в каждом было только по одному вопросу. Это гарантия того, что чиновники не смогут уклониться от рассмотрения одного из них в форме умолчания. Закон этого не запрещает, а что о вас подумает чиновник – его проблема.
Учитывайте полномочия
Поскольку вы сейчас читаете эту статью, значит, доступ в Интернет имеете. Поэтому до написания жалобы зайдите на сайт той структуры, куда пишете обращение, и ознакомьтесь с объёмом их полномочий, который отражён в Положении.
Если хотя бы один из поставленных вами вопросов находится в компетенции другого органа, пишите отдельное обращение именно туда.
Не рассчитывайте, что чиновник сделает это за вас, хотя это он и обязан сделать в соответствии с частью 3 статьи 8 федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Забудьте об электронных сервисах
Сайты всех государственных и ряда муниципальных структур сейчас оснащены интернет-приёмными, посредством которых гражданин может отправить обращение прямо из дома и совершенно бесплатно.
Но это ловушка: лишь на очень немногих сайтах гражданин получает электронное письмо, подтверждающее принятие обращения, его уникальный номер и пр., либо имеет возможность зарегистрировать личный кабинет, где будет зафиксирован факт его обращения.
Среди немногих исключений – региональные управления МВД России, интернет-приёмные губернаторов (не всех), Государственная дума РФ, интернет-приёмная Президента.
В других случаях ваше обращение с высокой долей вероятности будет не получено, и доказать факт отправки вы не сможете.
Отсюда следующий принцип...
Обращения – только почтой
Но не простым почтовым отправлением и не заказным письмом, а ценным письмом с описью вложений – это будет доказательством того, что вы отправили именно жалобу, а не чистый лист бумаги.
Уведомление о вручении не является в данном случае принципиальным, поскольку каждому такому отправлению присваивается индивидуальный трек-номер, с помощью которого вы сможете отслеживать движение письма вплоть до его вручения адресату.
Отслеживайте срок рассмотрения
Для этого ежедневно заходите на сайт Почты России и вводите трек-номер почтового отправления в форму «Отследить».
Как только увидите, что почтовое отправление вручено – распечатайте веб-страницу с движением почтового отправления (она вам пригодится), и всё: срок пошёл.
Считаем: на регистрацию – 3 дня (ч. 2 ст. 8 федерального закона № 59-ФЗ), на рассмотрение – 30 дней (ч. 1 ст. 12), плюс срок на доставку вам ответа.
Есть отдельные исключения по срокам рассмотрения, но в рамках данной статьи местный автор их не упоминает, ибо они весьма специфичны и ни разу не нужны 99,9 % граждан.
Итого: порядка 36 дней.
В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлён на срок не более чем 30 дней, о чём податель обращения должен быть уведомлен.
Ответ не получен?
Нет смысла звонить по телефону или направлять повторное обращение – так вы просто потеряете время на бессмысленную переписку. Потому как отсутствие ответа вполне красноречиво говорит об отношении чиновников к вашему обращению.
Однако же такое поведение не является безнаказанным, так как Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность чиновников за подобные нарушения прав граждан.
Например, статья 5.59 «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан» предусматривает наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Аналогичный размер штрафа предусмотрен и статьёй 5.39 «Отказ в предоставлении информации».
Поэтому в таких случаях пишите в прокуратуру заявление с требованием (не просьбой!) возбудить дело об административном правонарушении по ст. 5.59 (ст. 5.39) КоАП РФ (шаблонов в Интернете выложено множество).
К такому заявлению прикладываются копии запросов и документы, подтверждающие их отправку.
Именно поэтому местный автор рекомендовал вам пользоваться обычной почтой, а не сервисами отправки сообщений в электронном виде и заранее делать распечатку с сайта Почты России, подтверждающую движение почтового отправления и его получение адресатом.
Обязанность прокурора – обратиться в суд с заявлением о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Не следует беспокоиться, что этим вы испортите отношения – у вас с чиновником их априори не может быть никаких, кроме предусмотренных ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который для чиновника обязателен. Поэтому идите до конца – если, конечно, действительно хотите защитить свои права.
Это помогает практически всегда – во всяком случае в итоге рассмотрение ваших обращений будет взято на особый контроль, и по ним чиновники реально начнут работать.
Не устраивает содержание ответа?
Если вы получили то, что в народе называется чиновничьей отпиской, то есть формальный ответ либо ответ не по существу обращения, делайте то же самое, что в предыдущем пункте.
Только учтите, что и прокурору направлять заявление с требованием возбудить дело об административном правонарушении тоже необходимо ценным письмом с описью вложений.
Есть вопросы?
Задавайте в комментариях.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Иногда, к сожалению, понимаю, что проще - "понять, простить", чем заниматься этой перепиской. А прокуратура - просто мельчает на глазах. И вместо реального контроля работает передастом.
Елена Алексеевна, так поколение ЕГЭ подросло и пришло служить.
131-ФЗ сам по себе не плох, но нам под него забыли дать денег, т.е. ружьё выдали, а патроны забыли. А отсюда про нерадивых чиновников и сказ.
Они и так работают, денно и нощно придумывают схемы и методики, как ловчей залезть в карман Ивана-дурака. А когда их разоблачаешь, они свое беззаконие оправдывают своими полоумными правилами, где через слово одно противоречит другому.
Всё по полочкам, доступно и понятно, благодарю Вас Дмитрий Владимирович 🤝
Я один, прочитав название статьи, подумал, - Дать денег?