ЗАЧЕМ СТАЛИН ВВЁЛ РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ШКОЛАХ.
Спор о совместном либо раздельном обучении девочек и мальчиков существовал, вероятно, с устройства первых школ. И дискуссии не прекращаются по сей день. До революции 1917 г в России практиковалось раздельное обучение. С приходом большевиков к власти вопрос о равенстве женщин и мужчин стал политическим. И немедленно отразился на самых юных представителях обоих полов: с 31 мая 1918 года постановлением Народного Комиссариата Просвещения обучение в школах стало совместным. Скорее всего, большевики ничем, кроме революционных идей, не руководствовались, принимая решение о коренном, важнейшем переустройстве образовательной системы.
Но с 1940 года началась подготовка преобразований в школе. В 1943 году, когда Победа Советского Союза в войне стала уже неоспорима, обучение в школах вновь стало раздельным. Принятие этого решения инициировал сам Сталин, но подходили к реформированию не с "шашкой наголо", как большевики в 1918 г. Вопрос был всесторонне изучен в Академии Педагогических Наук, была продумана экономическая составляющая школьной реформы.
Почему в такой тяжёлый для страны период И.В.Сталин уделял вопросу обучения в школе такое пристальное внимание - ведь реформа, даже в усечённом, пробном варианте, потребовала больших средств? Причина вполне доступно и понятно народу была изложена в постановлении Совета Народных Комиссаров:
... совместное обучение мальчиков и девочек в средних школах создаёт некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися, ... при совместном обучении не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивается требуемая дисциплина учащихся...
Война показала многие недочёты в воспитании мальчиков. Ещё в древности было подмечено, что для осознания мужского начала мальчишкам необходимы испытания, направленные на развитие силы, смелости, выносливости, преодоление трудностей.
Если же мальчиков воспитывали и учили женщины, то они копировали модель поведения женщины и вырастали не полноценными, поэтому это запрещалось. Воспитанию лидерских качеств, умению взять на себя ответственность, готовности встать на защиту слабых, стать главой семьи, - при совместном обучении уделялось слишком мало внимания. Это - главные недостатки, которые должно было исправить обучение раздельное.
Раздельное обучение было организовано в 81 городе Советского Союза. Школы, а не отдельные классы, стали мужскими и женскими. Директорами в мужских школах назначались мужчины, в женские - женщины. Были подготовлены учебные программы, школы оснащались необходимым оборудованием и пособиями. Советские школы раздельного обучения задумывались как элитные, по аналогии с лучшими гимназиями царской России. Иначе: цель Сталина заключалась в создании всей системы школьного образования высочайшего уровня. По-другому и быть не могло: СССР обязан был стать лучшей страной, иначе он перестал бы существовать.
Но в 1953 году вождя не стало. В следующем году эксперимент по превращению советского образования в элитное был прекращён. Основание - нет положительных результатов. Но истинная причина, скорее всего, совершенно другая.
Руководить страной стали люди гораздо меньшего масштаба, лишённые дара предвидения и глобального мышления. Выращивание кукурузы стало более важной задачей, а выращивание детей оказалось слишком хлопотным, длительным и затратным делом.
P.s. Совместное обучение мальчиков и девочек, где мальчиков воспитывают и обучают женщины по общей программе образования как сегодня - это преступление против человечества.