Россия в «квалификационной яме» – причины ситуации
Краткое содержание :
Для многих знакома ситуация, когда получил диплом или обучился рабочей специальности, но не стал по ней работать. Или получил диплом для того, чтобы просто иметь хоть какое-то образование. Или начал учиться, а на последних курсах понял, что это не твое, но не бросать же обучение на полпути. Пришлось доучиваться.
Определение квалификационной ямы
Отсюда возникает общемировое явление называемое «квалификационная яма» (skills mismatch). В этой яме оказываются работники, знания, умения или образование которых не соответствуют занимаемой должности или выполняемой работе.
Бывает наоборот – квалификация работника гораздо выше, чем предъявляемые к ним требования; проще говоря, они слишком хороши для выполняемой работы. В итоге работник занимает не свое место.
И это общемировая тенденция. Однако показатель работников, находящихся в «квалификационной яме» в мире составляет 23% от общего количества работников, в Европе – 37%; в России – 41%. Лидерами в этой безрадостной статистике являются Бразилия, Мексика и ЮАР с показателем – 51%.
Что у нас
Причина невостребованности специалистов в России лежит на поверхности. Прежде всего, вузы (в т.ч. в их огромном коммерческом многообразии) готовят специалистов на основании спроса на обучение. Лишь бы обучающиеся платили деньги. А молодежь по-прежнему выбирает специальности менеджеров, финансистов, юристов.
Таких специалистов разной квалификации на рынке труда гораздо больше, чем представленных вакансий на них, особенно в населенных пунктах, численностью населения менее 500-700 тысяч человек. В итоге большинство таких образованных граждан идут работать куда угодно, только не по полученной специальности.
По данным ВЦИОМ, 25% трудоспособного населения в возрасте от 15-ти до 60-ти лет никогда не работали по специальности, по которой обучались
А 47% процентов сейчас работают не по полученной специальности. Причины такого выбора банальны – не смогли найти вакансию – 34%; нашли более высокую зарплату, но не по специальности – 24%; освоили другую профессию –20%.
Последствия такой ситуации крайне банальны: снижается общая производительность труда, в трети случаев в компании приходят люди, у которых нет соответствующих навыков или которые в итоге неспособны качественно и эффективно работать на занимаемом месте. Или высококвалифицированному специалисту приходится разрываться за себя и «за того парня», т.к. он не «вывозит». Все это, безусловно, тормозит экономический рост как бизнеса, так и страны.
Возможны и эксцессы – сегодняшняя «внезапная» констатация представителями власти острого дефицита врачей и среднего медицинского персонала.
Как с этим боролись в СССР
В СССР молодые специалисты получали гарантированные рабочие места после окончания высших и средних учебных заведений.
Предприятия могли присылать заявки на распределение выпускников. После окончания вуза нужно было отработать «по распределению» три года.
Т.е. образовательные учреждения готовили специалистов не абы как, а во многом исходя из производственного спроса. Можно много рассуждать про недостатки распределения, но данная система приносила положительный результат: практически любой обучающийся был уверен в своем дальнейшем трудоустройстве.
Также ранее была четко выстроена фактически разваленная сейчас система среднего профессионального образования.
Вот и получается, что всяческих менеджеров и юристов воз и маленькая тележка, а врачей и токарей, особенно квалифицированных – кот наплакал.
И начинать выбираться из этой «ямы» необходимо прямо сейчас. Вот только как запустить столь трудоемкий и длительный процесс, похоже, мало кто в нашем Правительстве понимает. А может быть, и не хочет понимать.
А Вы работаете по полученной специальности?
Мою последнюю публикацию можно прочесть здесь:Подробнее ➤
Вы работаете по полученной специальности ?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты