Часть первая. История становления национального движения курдов на Ближнем Востоке.

Ближний Восток давно горит факелом на мировой геополитической карте, выводя на передний план новых игроков, в числе которых не последнее место занимает курдское национальное движение. В определённый период времени курды Сирии и Ирака находились на периферии интересов России, Европы и Америки. Теперь же они стали самым важным форпостом сражений и сопротивления наплыву и росту так называемого "Исламского государства" (запрещенная в России организация).
Мировое сообщество решило заметить практически 40-миллионный народ, которому исторически не получилось оформить свою государственность и территориальную границу. Курды поделены между Турцией, Сирией, Ираном и Ираком. Главными стражами и бойцами сопротивления мировым террористам ИГИЛ* (запрещенная в России организация) оказались сирийские курды.
Территориально расселение курдов в Сирии проходит по северным и северо-восточным районам государства. Самобытный язык курдов называет эту местность Сирии «Рожава», что означает - «Запад», ведь Сирийский Курдистан расположен на западной части курдских земель. Помимо курдов, на землях Сирийского Курдистана компактно расположились ассирийцы, туркоманы (сирийские туркмены), армяне, арабы. В большинстве своём местные курды исповедуют ислам, являясь мусульманами-суннитами. Также в Рожаве имеется незначительное число курдов-езидов, придерживающихся древнейшей курдской национальной религии (езидизма).
Власти Сирии в течение долгого времени стремились ассимилировать курдские поселения с арабским большинством или выставить за пределы страны. Примерно 300 тысяч курдов оказались в Сирии без гражданства, находясь в упадочном экономическом и социальном положении. Но помимо этого, других причин жаловаться на Сирию у курдов не было, в отличие от Ирака и Турции, где имелись серьёзные противостояния между курдскими нацменами и правительственными войсками. Вспышки антиарабских настроений и беспорядки в Сирии носили локальный характер и быстро пресекались правительственными силами. Пока не разразилась гражданская война в многострадальной стране Ближнего Востока.
На заре войны, сирийские курды были в оппозиционном стане к Башару Асаду, а в 2012 году даже фиксировали столкновения ополчения курдов с правительственными войсками, связанные с объявлением 12 июля 2012 года Сирийского Курдистана как государства, а в Эрбиле созвали Высший курдский совет. Но с победой в оппозиционной среде экстремистских настроений, Асаду в противники вышло террористическое "Исламское государство*" (запрещенная в России организация), которое воевало против курдов в Ираке. После чего, сирийские курды посчитали нужным сменить гнев на милость и помогать сирийским властям в противостоянии наступлению "армии" террористов.
Начиная с 2011 года, северо-восток Сирии контролируют силы Демократического союза Курдистана. Немудрено, что именно курды стали главным щитом сопротивления экспансии ИГИЛ* (запрещенная в России организация) в Северной Сирии. Рожаву на данный момент контролируют курдские вооруженные силы, которые подчиняются Демократическому союзу Курдистана, ставшему основой национального движения курдов Сирии. Причём ДСК имеет прямую связь с Рабочей партией Курдистана (РПК) – это самая крупная и известнейшая в мире сила курдского национального сопротивления. Кстати, ее лидера, Абдуллу Оджалана, давно посадили на пожизненный срок в турецкую тюрьму. ДСК находится на тех же политических рельсах, что и РПК, только в него входят курды Сирии, а не Турции.
Не является секретом, что после устроенной Западом на Ближнем Востоке "арабской весны", происходит активная исламизация тамошних государств, причём самого радикального свойства. Положение женщин в странах, "освобождённых" при помощи НАТО, продолжает ускоренно ухудшаться, что связывается с активными действиями религиозных экстремистов, усилением шариата.
На этом фоне курдские поселения смотрятся просто островками свободы, ведь здесь над женщинами не довлеют такие понятия, как традиционное многожёнство, обязательное женское обрезание, запрещено замужество до 18 лет. Традиционный консерватизм в семейных и межполовых отношениях был подвинут сторонниками Оджалана. Общество этого народа было до недавнего времени самым закрытым даже для Ближнего Востока.
Можно сказать, что Демократический союз Курдистана является застрельщиком перемен среди устоев арабского общества. Ведь равноправие женщин может постепенно проникнуть в арабское общество.
Однако вернемся к политике. Провозглашённая в 2014 году автономия Рожава в составе Сирии пока не признаётся правительством Башара Асада, который надеется после уничтожения ИГИЛ* (запрещенная в России организация) подчинить и курдов тоже.

Но сделать это проблематично, поскольку курды свою государственность практически обозначили и автономию утвердили штыками. Рожава делится на 3 кантона, в каждом из которых имеются собственные исполнительные и законодательные советы самоуправления. Официальным флагом Рожавы является желто-красно-зеленый триколор, а в делопроизводстве используются три языка — курдский, арабский и ассирийский (новоарамейский). До гражданской войны сирийское правительство отказывало курдам в официальном статусе и использовании курдского и ассирийского языка как государственных.
Первая часть повествования посвящена политическому признанию и оформлению государственности курдов. Насколько это отвечает интересам стран-репатриантов, вопрос отдельный, но за недавнюю историю этнос доказал свою жизнеспособность и притязания на собственную государственность. Во второй части поговорим о непосредственном формировании ополчения курдского движения.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: