О компенсации за уход за инвалидом 1-й группы или лицом, достигшим возраста 80 лет
Краткое содержание :
Больная тема
Возникает много вопросов по поводу компенсационных выплат за уход. Поэтому постараюсь подробно разъяснить, что это за выплата, кому и когда она назначается.
Итак, основным документом, регулирующим порядок установления такой компенсации, являются ПРАВИЛА осуществления ежемесячных компенсационных выплат, утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. № 343.
Компенсация за уход устанавливается в размере 1200 рублей.
В соответствии с пунктом 9 Правил № 397, ежемесячная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
В случае если к заявлениям приложены не все документы, орган, осуществляющий выплату пенсии, дает лицу, осуществляющему уход, разъяснение о том, какие недостающие документы необходимо представить. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, месяцем обращения за ежемесячной выплатой считается месяц приема заявления.
Иными словами, если заявление о компенсации за уход подается, к примеру, 30 января, то компенсация за уход будет установлена с 1 января, поскольку Правилами предусмотрено установление компенсации с месяца подачи заявления. Но при этом необходимо, чтобы на 1 января (относительно нашего примера) соблюдались все условия для установления этой компенсации (ухаживающий не работал, а лицо, за которым будет осуществляться уход, достигло возраста 80 лет или являлось инвалидом 1-й группы).
Все наоборот
Многие считают, что компенсация устанавливается тому лицу, за кем осуществляется уход. Такие выводы делаются из-за того, что компенсация выплачивается вместе с пенсией нуждающегося в уходе. Однако это не так.
Согласно все тем же Правилам, компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.
Поэтому когда речь идет о том, кому положена эта выплата, то однозначно ухаживающему лицу. И пенсионер не вправе распоряжаться этой выплатой.
Многие ухаживающие лица, в силу разных обстоятельств, не могут в полной мере осуществлять уход, тогда по договоренности с пенсионером он может оставить какую-либо сумму от этой выплаты (или всю выплату) пенсионеру. Так обычно и происходит. Но только пенсионер почему-то считает, что это он оплачивает компенсацию ухаживающему лицу. Хотя это не так.
Компенсационная выплата устанавливается одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Это тоже занятость
Таким образом, ухаживающий может оформить несколько компенсаций при уходе за несколькими гражданами, нуждающимися в уходе. Но стаж будет учитываться только при уходе за одним лицом.
У некоторых возникают вопросы по поводу включения периода ухода в стаж или в баллах. Сообщаю, что уход действительно учитывается при подсчете страхового стажа для права на пенсию. Но в расчете пенсии эти периоды могут участвовать либо как стаж, либо как баллы. Т.е. пенсионным фондом должен быть выбран наиболее выгодный вариант для учета периода ухода в целях пенсионного обеспечения.
В соответствии с пунктом 10 Правил № 343, лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Пунктом 11 Правил № 343 установлено, что прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение осуществления компенсационной выплаты.
В случае переплаты компенсации за уход пенсионный фонд взыщет эту сумму в любом случае. Поэтому необходимо, если ухаживающий устроился на работу, срочно сообщать об этом в ПФР.
В соответствии с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в разделе VII «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 24.12.2014 г., в целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.
То есть взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты будет производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований.
Размер компенсационных выплат для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, применяемый в указанных районах (местностях).
Согласно указанным Правилам, компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение периода ухода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину.
В этой связи, принимая во внимание, что осуществление ухода предполагает нахождение трудоспособного ухаживающего лица рядом с нетрудоспособным гражданином, за которым осуществляется уход, размер компенсационной выплаты следует устанавливать с тем же районным коэффициентом, который установлен к пенсии нетрудоспособного гражданина, за которым осуществляется уход, только в случае проживания указанных лиц в одном населенном пункте или в разных населенных пунктах, относящихся к одному муниципальному району (городскому округу), или без коэффициента – в случае проживания указанных граждан в разных районах субъекта Российской Федерации, в том числе когда на всей территории этого субъекта установлен один районный коэффициент, а также в случаях, если он не установлен к пенсии нетрудоспособного гражданина (при отсутствии права).
Подтверждение факта проживания ухаживающих лиц в соответствующих районах осуществляется применительно к порядку, закрепленному в Правилах установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 г. № 249.
Вот основные моменты, на которые необходимо обратить внимание.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: