Как самостоятельно научить ребенка читать
Чтение - самый важный навык для школьника. Умение работать с текстом определяет успеваемость в целом. Если перед вами стоит задача научить ребенка читать и вы планируете заняться этим самостоятельно, то данная статья будем вам полезна.
Занимайтесь 3-4 раза в неделю по одному часу. Для урока вам понадобится: букварь Н.С.Жуковой, мозаика, раскраски, цветные карандаши, головоломки, упражнения на внимание, карточки с картинками, карточки с цифрами, карточки с геометрическими фигурами, палочки для счета.
Ниже приведен план занятия.
I. Настроиться на работу помогут головоломка, мозаика или раскраска. Чередуйте их между собой, дайте примерно 5-6 минут пусть ребенок порисует или соберет мозаику.
II. Упражнения на внимание выполняйте на время - 1 минута. Они тренируют усидчивость и внимательность ребенка. А также его способность быстро переключаться от одной задачи к другой. Ведь в школе за время одного урока дети выполняют множество задач. И зачастую низкие оценки ребенка связаны именно с неумением быстро переключаться и выполнять новое задание.
Упражнений на внимание много, чередуйте их между собой. На внимание также можно использовать лабиринты или поиск отличий.
III. Упражнения на психомоторику. Суть упражнений: последовательное движение руками и произношение речевки. Например, кулак-ребро-ладонь. Задача ребенка озвучивать свое действие и стараться ускорять его.
IV. Артикуляционная гимнастика, выполняйте последовательно все упражнения. Вся гимнастика займет около двух минут. Кончиком языка ведем по нёбу вперед-назад, будто красим потолок. Чистим зубки: по внешней стороне зубов языком ведем по кругу. Футбол: кончик языка упираем в правую щеку, затем в левую, ребенок двигается в своем темпе. Качеля: кончик языка тянем к носу, затем к подбородку. Ребенок не обязан дотягиваться ни до носа, ни до подбородка, его задача тянуть язык. Часики: немного открываем рот, высовываем язык, двигаем его вправо-влево. Поцелуй-улыбка: тянем губы в трубочку, растягиваем в улыбку.
Затем, взрослый произносит поочередно звуки А,О,У. Следите за тем, чтобы ребенок правильно открывал рот при произношении звуков. Далее работаем над соединением звуков АУ-УА-АО-ОА. Первое время малыш может произносить звуки отдельно, А-У. Но со временем научится соединять звуки в слог.
V. Чтение. Читайте согласно букваря Н.С.Жуковой. Начинайте со знакомства с буквой, для этого распечатайте листы работы с буквой. На каждую букву 3-5 листов, в зависимости от сложности. Уделите работе 8-10 минут. Выполняйте различные упражнения на знакомство с буквой.
Что важно знать!
1. Произносите звуки, а не буквы. М, а не эм, С, а не эс. И так с каждым согласным.
2.Если ребенок не может прочитать слог, произнесите его сами: ау. Ни в коем случае не учите слог по буквам! Это какая буква? А. А это? У. Что получилось? АУ.
Это сформирует буквенное чтение, которое приведет к ошибкам, низкой скорости чтения и неграмотности в будущем.
VI. Отложите чтение, перейдите к числам. Если ребенок совсем не знаком с числами-учите его числам. Если числа от 1 до 10 знает, то решайте примеры с помощью счетных палочек. Достаточно 6-8 примеров. Арифметику чередуйте с геометрическими фигурами. Например, неделю считаете, вторую неделю знакомитесь с геометрическими фигурами.
VII. Тренируем память с помощью карточек с картинками. Сложите перед ребенком два ряда карточек по три штуки в ряду. Первый раз сделайте диагностику: предложите ребенку запомнить картинки. Переверните их и спросите ребенка, что было изображено на картинках, запишите результат. Например, из 6 картинок-4 вспомнил.
Затем научите ребенка методу запоминания: Мы с тобой сейчас составим две истории с этими картинками. 1. Скунс кинул в индюка картофель, 2. Змея угостила петуха перчиком. Истории должны быть смешные, нереальные, нелепые. Затем вновь переверните карточки картинками вниз и рассказывая историю, малыш вспомнит все картинки. Постепенно увеличивайте количество картинок, когда поймете, что 6 уже мало добавьте еще три и так далее.
VII. И вновь чтение. Первые пять занятий уйдут на частоиспользуемые буквы: а,о,у,м,с. Далее несколько страниц слоги. Слоги учите следующим образом: спортсмен бежит от буквы А к букве У и говорит АУ. Вы говорите слог, ребенок повторяет. Читайте сначала в столбик, затем в строчку. Читайте, то вместе с ребенком, то ребенок отдельно. Пока ребенок не выучит все слоги с а, о,у,м,с не переходите к букве х. И так с каждой страницей, пока ребенок не будет отлично читать слоги не переходите к следующему слогу или букве.
VIII. Музыкальная разминка необходима, чтобы расслабить ребенка и снять усталость. Включите веселую музыку и 5 минут делайте упражнения. Круговые движения плечами, прыжки на одной ножке, повороты головы и тд.
IX. Чередуйте чтение по карточкам и по букварю, чтобы ребенок узнавал слоги и буквы в любом тексте. Кладите перед ребенком карточку с буквой, попросите вспомнить слова на эту букву. И узнайте, а где в этом слове спрятался звук А: в начале, середине, конце. Формируем фонетический слух. Если учите слоги, то кладете рядом две буквы и просите прочитать слог.
Первое время занятие может длиться больше часа, так как у каждого ребенка свой темп работы. Запаситесь терпением, вы делаете важную работу и она обязательно окупится.