Президентский законопроект, или Если сто раз сказать халва слаще всё равно не станет

О недавней законодательной инициативе нашего Президента, которая уже стала планомерно превращаться в федеральный закон, уже было сказано несколько слов на канале: "Президентский законопроект - собственно говоря, а что нового?". Если вкратце, президентский законопроект предполагал внесение изменений в федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" относительно вопросов воспитания. Пересказ статьи делать нет смысла, желающие могут легко ознакомиться с ней, пройдя по ссылке. А вот сделать к ней некоторую иллюстрацию вполне подходяще.
Возвращаясь к пройденному
Президентский законопроект, во-первых, даёт развёрнутое определение термина "воспитание" как его понимать в образовательном процессе; во-вторых, предполагает создание такой схемы планирования в системе образования, при которой рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной входят в состав образовательных программ. Пожалуй, сводить излагаемое в законопроекте определение воспитания лишь к патриотическому воспитанию было бы неверным. Но именно патриотическое воспитание в многообразии его проявления - костяк этого определения.
"воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде"
Честно говоря, определение возражений не вызывает, но непонятно, а что меняет перенос энциклопедических по своей форме текстов в нормативно-правовой акт? Что, до принятия законопроекта Государственной Думой, а потом Советом Федерации, а потом подписания Президентом страны невозможно было вести воспитательную работу в школах? Или без принятия соответствующих изменений в законе об образовании в школах не догадались бы даже начать эту самую воспитательную работу? Или посчитали бы её совсем не обязательной? А чем вообще руководствовались методисты, учителя, завучи, директора и другие до внесения изменений в федеральный закон?
Чем-то они должны были руководствоваться, ведь не весной же 2020 года было придумано патриотическое, гражданское и иное воспитание. Ещё в 2003 году была принята Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой проводилась в рамках реализации Постановления Правительства о госпрограмме "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы". Одно из определений патриотического воспитания, из приведённых в Концепции:
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Даже приведённый здесь короткий отрывок позволяет оценить схожесть основных теоретических формулировок. Концепция, в отличие от законопроекта, куда более подробно излагает вопросы, связанные с воспитанием, причём не только патриотическим. В тексте той же Концепции в пункте "Основы организации работы по патриотическому воспитанию" приведено с десяток, а то и более, нормативно-правовых документов, на которых основывается патриотическое воспитание в стране, в первую очередь, само собой, в общеобразовательных школах. Здесь перечислены и федеральные законы, и президентские указы, и правительственные постановления. И во всех документах содержатся материалы касательно патриотического воспитания, в том числе и школьников.
Из ныне действующего
Аббревиатура ФГОС пожалуй известна в России почти всем от младенцев до стариков. Так вот, в рамках создания и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) была опубликована "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" под авторством Данилюка А.Я., Кондакова А.М. и Тишкова В.А. издательством "Просвещение" в 2009 году. Здесь на двадцати с небольшим страницах изложены все основные положения о воспитании в системе образования. Не углубляясь в подробности, а только лишь перечислив названия глав, можно представить себе содержание этой концепции:
- Национально-воспитательный идеал
- Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
- Духовно-нравственное развитие и воспитание
- Базовые национальные ценности
- Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
В принципе, подробное изложение образовательного стандарта воспитания вполне подробно и вместе с тем ёмко сформулировано и вынесено для массового ознакомления и использования. Для образовательных организаций ФГОС давно уже имеют силу не методических рекомендаций, а профессионально-правовой нормы. Конечно, в наше время нормы меняются быстро, даже и Конституцию уже на втором президенте пересмотрели, а что уж там образовательные стандарты. Но Правительство России регулярно своими постановлениями принимает новые программы по патриотическому воспитанию, которое и служит основой системы воспитания в образовательных организациях. Очередная государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" заканчивается как раз в нынешнем году - году выдвижения президентского законопроекта о внесении изменений в федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по части воспитания. Надо думать, и дальше будет продолжаться процесс реализации принятых на новый срок госпрограмм по патриотическому воспитанию.
Принятие ещё одного изменения в систему российского законодательства намекает на то, что все прежние принятые стандарты и нормы, увы, либо не действуют совсем, либо работают, но крайне неубедительно. Отсюда вопрос: а с чего бы все эти нововведения в образовательном законодательстве должны дать положительный результат? Видимо, у российских власть предержащих магическое сознание: ищут того волшебного заклинания, которое поможет все проблемы решить, вместо упорного ежедневного труда.
Данная статья ранее опубликована на моём канале "Записки строгого учителя" на площадке Яндекс. Дзен под названием "Президентский законопроект, или Если сто раз сказать "халва", слаще всё равно не станет".
Согласен с автором..
Спасибо.
Благодарю! Очень интересная статья!
Спасибо за отзыв!
Третий десяток проектируют ориентиры, воспитание и скрепы.
Когда уже реализовывать начнут...
Видимо, в следующей жизни.
Благодарю! Очень интересная статья!
Спасибо.
Благодарю за информирование.
Всегда рад.