Баранов Михаил Васильевич
Баранов М. В.Подписчиков: 6955
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.8М

Реформа контроля и надзора прошла финальное чтение в Госдуме: обзор изменений

1 719 просмотров
783 дочитывания
2 комментария
Эта публикация уже заработала 77,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Депутаты в третьем чтении проголосовали за принятие масштабного проекта, который изменит правила государственного и муниципального контроля (надзора). Главные задачи поправок: сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать компаниям и ИП больше гарантий при взаимодействии с органами.

Одновременно с этим проектом Госдума также в третьем чтении приняла проект об обязательных требованиях и "регуляторной гильотине". Подробнее об актуальной редакции этого документа читайте в нашем отдельном обзоре.

Когда заработает реформа и какие сферы контроля не затронет


Большинство положений реформы начнет действовать с 1 июля 2021 года (ч. 1 ст. 98 Проекта).

Она не распространяется, в частности, на налоговый, валютный, таможенный контроль, а также (ч. 4 и 5 ст. 2 Проекта):

на контроль за кредитными организациями и банковскими группами;

за соблюдением эмитентами законодательства об АО и ценных бумагах;

в сфере корпоративных отношений в АО;

в сфере госзакупок и закупок по Закону N 223-ФЗ;

за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;

в сфере ПОД/ФТ;

за соблюдением антимонопольного законодательства.

Онлайн-взаимодействие с проверяющими


Контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью. Сообщать компаниям и ИП о своих действиях и решениях органы смогут, например, через Единый портал госуслуг. При этом до 31 декабря 2023 года направлять компаниям и ИП документы и сведения органы будут вправе на бумаге, если, например, электронная связь невозможна (ч. 1 и 4 ст. 21, а также ч. 9 ст. 98 Проекта).

Направлять в адрес органов документы нужно будет тоже в электронном виде. До 31 декабря 2023 года документооборот возможен на бумаге, если это будет предусмотрено положением о виде муниципального контроля (ч. 6 и 7 ст. 21, а также ч. 10 ст. 98 Проекта).

Планируется предусмотреть, что подать жалобу в досудебном порядке можно будет только в электронном виде через Единый портал госуслуг и аналогичные региональные порталы. Решение по жалобе направят также через соответствующие порталы (ч. 1 ст. 40 и ч. 7 ст. 43 Проекта).

Профилактика нарушений


Проект закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным (ч. 1 ст. 8 Проекта). Предусмотрены, в частности, следующие профилактические мероприятия:

меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого определят порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования (ст. 48 Проекта);

самообследование — самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по итогам самообследования компания или ИП получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения указанных требований (ст. 51 Проекта). Отметим, что по итогам второго чтения из проекта убрали правило об освобождении от плановых контрольно-надзорных мероприятий в течение срока действия декларации;

профилактический визит — беседа по месту деятельности компании или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их (ст. 52 Проекта).

Независимая оценка соблюдения обязательных требований

По проекту федеральный закон о виде контроля сможет предусматривать независимую оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Эту оценку будут проводить независимые аккредитованные организации (ст. 54 Проекта).

Если такая организация подтвердит, что компания или ИП соблюдает обязательные требования, то выдаст соответствующее заключение. Пока оно будет действовать, плановые контрольно-надзорные мероприятия по общему правилу проводить не будут.

Помимо этого, можно будет избежать различных мероприятий со стороны контрольно-надзорных органов, выступая добровольным членом СРО (ст. 55 Проекта). Для этого должен быть соблюден ряд условий, например следующие:

данная возможность предусмотрена федеральным законом о виде контроля;

СРО и контрольно-надзорные органы заключили специальное соглашение.

По результатам второго чтения из главы о независимой оценке соблюдения обязательных требований убрали положения о страховании рисков причинения вреда. Однако актуальная редакция проекта все же упоминает возможность освободиться от плановых контрольных (надзорных) мероприятий, заключив договор страхования указанных рисков (п. 6 ч. 7 ст. 23 и ч. 9 ст. 25 Проекта).

Контрольно-надзорные мероприятия


Снизить количество проверок хотят не только за счет приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий. Среди прочих проект предусматривает следующие мероприятия:

мониторинговая закупка. В отличие от уже существующей контрольной закупки, она будет проводиться с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу (ст. 68 Проекта). В остальном эти два мероприятия похожи;

выборочный контроль. Это отбор проб образцов продукции для того, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству (ст. 69 Проекта);

инспекционный визит. Компании и ИП должны будут обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. Предварительного уведомления о таком визите не будет (ст. 70 Проекта);

выездное обследование. В рамках этого мероприятия инспекторы не будут взаимодействовать с компанией или ИП. Проведут лишь визуальную оценку соблюдения обязательных требований, например, организовав осмотр общедоступных производственных объектов (ст. 75 Проекта).

Проект содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. (ч. 1 ст. 65 и гл. 14 Проекта). Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.

Отметим ранее не предусмотренную в проекте новеллу, которая основана на опыте проведения проверок в период пандемии коронавируса. Речь идет о возможности проводить инспекционный визит и выездную проверку дистанционно, в том числе посредством аудио-или видеосвязи (ч. 5 ст. 56 Проекта).

Сокращение сроков проведения проверок


Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 72 и ч. 7 ст. 73 Проекта). Сейчас он составляет максимум 20 рабочих дней.

Недействительность результатов контрольно-надзорного мероприятия

Проект предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями (ст. 91 Проекта). Сейчас по Закону о защите прав юрлиц и ИП такая отмена возможна лишь в отношении результатов проверок.

Зафиксируют перечень из 10 грубых нарушений. Одно из них — совершение контрольно-надзорных действий, недопустимых для определенного мероприятия. В действующем списке такого нарушения нет.

Документ:

Проект Федерального закона N 850621-7

О государственном контроле (надзоре) и

муниципальном контроле в Российской Федерации

Принят Государственной июня 2020 года

РАЗДЕЛ I

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Предмет регулирования настоящего

Федерального закона

Статья 1. Государственный контроль (надзор), муниципальный

контроль в Российской Федерации

1. Под государственным контролем (надзором), муниципальным

контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль

(надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального

закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов,

2

направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений

обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий

указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных

требований, оценки соблюдения гражданами и организациями

обязательных требований, выявления их нарушений, принятия

предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по

пресечению выявленных нарушений обязательных требований,

устранению их последствий и (или) восстановлению правового

положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль

должны быть направлены на достижение общественно значимых

результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда

(ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями

обязательных требований.

3. Для целей настоящего Федерального закона к государственному

контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:

1) мероприятия по проверке заявлений и сообщений о

преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к

компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;

2) оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное

следствие;

(ссылка на документ Подробнее ➤)

Полезная статья?

Проголосовали:7

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

2 комментария
Понравилась публикация?
11 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 2
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Andrei
Подписчиков 124
23.04.2024, 07:20
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг295.3к
В России намечаются изменения в сфере видеоигр, предполагающие введение государственного реестра игр,...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Рыбин Сергей Вячеславович
Подписчиков 132
20.03.2024, 11:44
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг111.2к
Сахар в крови, или глюкоза, является основным источником энергии для организма. Когда мы едим,...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Кирилл Березин
Подписчиков 54
18.02.2024, 20:50
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг8471
Ипомея Трехцветная: Причины и Последствия ее ЗапретаОпасные Семена:Ипомея трехцветная, растение-вьюнок ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Gulsina
Подписчиков 1026
14.02.2024, 16:27
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг176.4к
Оформление вашего бизнеса стало проще, чем когда-либо! Забудьте о походах в налоговую ...
Подробнее
Неинтересно
0
0