Почему российский бензин не будет дешеветь
Не секрет, что из-за «тактических реверансов» в рамках ОПЕК цена на нефть существенно снизилась. Вслед за этим закономерно снизилась стоимость и автомобильного топлива. Но только не в нашей стране. И предпосылок жить по проверенным и закономерным экономическим правилам у нас нет.
Наша власть с гордостью ищет «свой путь», который, в частности, исключает возможность снижения цены на топливо.
Секрет полишинеля
В первую очередь, у нас действует, введенный в «последней редакции» в прошлом году, так называемый, демпферный механизм, цель которого заключалась в удерживании стоимости топлива на внутреннем рынке страны и компенсировании колебаний цен на нефть. Он работал до тех пор, пока цены на нефть обвалились. При низких ценах на нефть демпферный механизм уже «устарел».
Шесть лет назад расчет был на то, что экспортные пошлины и акцизы постепенно будут снижаться, а налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) будет повышаться. Но государству не хватало поступлений в бюджет и акцизы начали повышать, повышают и сейчас.
Затем в 2019 г. в целях поддержки нефтяников был запущен т. н. демпферный механизм, для того чтобы разница между экспортной ценой и ценой на внутреннем рынке компенсировалась нефтяникам из бюджета. За 2019 год из бюджета выплачено нефтяным компаниям более 280 млрд рублей. В этом году пришел через нефтяников «возвращать» акцизы в бюджет. Категорически нельзя позволить «уплыть» таким деньгам из бюджета, да еще и в такое кризисное время.
В новых условиях при дешевой нефти государственные монополисты вынуждены выплачивать значительно большие суммы в бюджет страны в форме налогов и сборов. Чтобы компенсировать свои «ускользающие в бюджет потери», нефтяники с охотой выбивают свою неполученную прибыль с внутренних ресурсов, увеличивая цены на российском рынке для своих граждан. Умерять свой аппетит они не собираются. Все-таки это бизнес.
А если российские нефтяные компании будут работать по экономическим законам и вслед за снижением цены на нефть будут снижать цену на бензин, то они будут только наращивать свои убытки. Это невыгодно нефтяникам.
Но если «рожденный» после мучительных переговоров демпфер отменять, то разрушиться отлаженный механизм поступления налогов от нефтяников. Уровень поступлений в бюджет страны снизиться. Это не выгодно государству. Разрабатывать что-то новое или модернизировать уже существующее, как обычно, время не то. Коронавирус на дворе. Денег и так не хватает. Да и не факт, что с нефтяниками получиться договориться о новых условиях.
Тут появился шанс «с боку». Ведь стоимость европейского бензина при существующих ценах на нефть получается дешевле российского на 5 – 8 тысяч рублей за тонну, и это с учетом всех ввозных пошлин, акцизов и НДС. Да и Белоруссия с Казахстаном еще ближе. Тоже с дешевым бензином. Конкуренция, законы рынка.
Но как я писал выше дешевый иностранный бензин вмешивается в выстроенную государством систему, и эту систему некоторым образом может обрушить. Допустить этого чиновники не вправе.
И за нас опять все решили. Как сказал министр энергетики о новой мере «вынужденной... и не совсем рыночной мерой... чтобы сохранить нашу нефтеперерабатывающую отрасль».
Мера цинична и примитивна: в июне вступил в силу временный запрет на ввоз (импорт) бензина, дизельного топлива, керосина, судового топлива и газойля. Запрет до 01 октября этого года. И пусть экономика подождет...
Для наших власть имущих главное — не благо людей, а удержаться у власти. Это достигается тем, чтобы вытащить как можно больше денег, чтобы бюджет мог только выполнять самые важные расходные обязательства (не обязательно социальные). И, таким образом, держаться за власть всеми конечностями, до последнего...
Если цена растет на любой товар, это, по мнению властьимущих чиновников, реалии рынка. А если в соответствие с теми же реалиями рынка цена падает, то это, говорят они, вынужденная мера.
И у нас вот эти вынужденные меры работают исключительно против собственного населения. Ни в коем случае нельзя позволить, чтобы дешевый импортный бензин пришел на наш рынок. Пусть собственное население «сидит на крючке» и платит деньги нефтяникам и в бюджет (оплачивая дорогой бензин и, как следствие, подорожавшие товары и услуги). А там уж чиновники и "сырьевые олигархи" поделят, а может быть и поделяться...
А что Вы думаете по этому вопросу? Поделитесь Вашим мнением в комментариях.
Если понравилась публикация ставьте так называемые лайки, нажав на иконку ДА ("палец вверх"), делитесь публикацией со своими подписчиками и друзьями в социальных сетях. Спасибо.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты