Можно ли дом на земле сельскохозяйственного назначения под садоводство перевести садовый дом в жилой?
ОтветитьПеревести садовый дом в жилой можно. Об этом нам свидетельствует Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом". Согласно п. 55 данного Постановления садовый дом признается жилым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом.
Существует определённая процедура признания садового дома жилым домом. Прежде всего вам необходимо собрать пакет документов, которые прописаны с п. 56 вышеуказанного Постановления:
- заявление о признании садового дома жилым домом;
Заявление подготавливается собственником садового дома самостоятельно. Все необходимые сведения, которые должно содержать данное заявление, прописаны в п.п. а п. 56 Постановления № 47.
- выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
Выписку и ЕГРН можно получить любым доступным способом, исходя из п. 1 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
- заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности;
Данное заключение означает, что ваш дом пригоден для проживания и соответствует требованиям Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Дом должен соответствовать требованиям механической, пожарной безопасности и требованиям безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях, в соответствии со статьями 7, 8 и 10 данного ФЗ.
Заключение может быть выдано индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
- в случае, если правами на ваш садовый дом обладают третьи лица - нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом.
Далее процедура регламентируется пунктами 56-60 Постановления Правительства № 47. После предоставления всего пакета документов непосредственно органу местного самоуправления или направления их через МФЦ, вам выдадут расписку о получении ваших документов. Далее вам в течение 45 календарных дней последует решение: о признании садового дома жилым или об отказе в признании садового дома жилым. В отказе обязательно должна быть прописана причина такого отказа, исходя из п. 61 Постановления Правительства № 47. Если вам придёт отказ в признании, и вы будете не согласны с причиной отказа – вы можете обжаловать данное решение, подав административное исковое заявление о признании отказа в признании садового дома жилым домом незаконным в районный суд по месту нахождения органа местного самоуправления (согласно статье 19 КАС РФ и части 1 статьи 22 КАС РФ).
Проблемы могут возникнуть с видом разрешённого использования земли, на которой находится садовый дом. Вам необходимо ознакомиться с Правилами землепользования и застройки городского округа Омск и выяснить, в какой территориальной зоне расположен ваш садовый дом, какие основные и вспомогательные виды разрешённого использования на этой территории (admomsk.ru. Исходя из фабулы, основной вид разрешённого использования – садоводство. Если в соответствии с Правилами на вашей территории есть вспомогательный вид разрешённого использования «жилые дома садового типа», то шансов, что вам одобрят перевод садового дома в жилой дом, значительно больше.
Есть судебная практика, где суд признаёт решение уполномоченного органа об отказе в признании садового дома жилым домом незаконным и решает дела в пользу истца (собственника дома). К примеру, Свердловский областной суд в апелляционном определении от 11 сентября 2019 г. по делу N 33 а-16755/2019 оставил без изменения решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 26 июня 2019 года в части признания незаконным решения Администрации города об отказе в признании садового дома жилым домом. Суд ссылался на то, что садовым земельным участком в силу положений пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 217-ФЗ является земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Исходя из этой нормы, судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о возможности размещения в территориальной зоне с основным видом разрешенного использования «для садоводства» жилого дома на земельном участке собственника.
Таким образом, можно сделать вывод, что перевод садового дома в жилой вполне реален, если руководствоваться вышеизложенными пунктами.
Является ли дорого общего пользования зоной отчуждения от охот. Угодий?
Поясню. По правилам охоты охот инспектор имеет право останавливать машины в охот угодиях. Но может ли он это делать на дороге общего пользования?
ОтветитьПравовые основы осуществления охоты установлены Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте). В статье 7 данного закона говорится, что в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В статье 1 данного Закона об охоте сказано, что под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Однако проезд транспортного средства с целью прибытия в определённое место, не связанное с охотничьими угодьями, нельзя подвести ни под один вид деятельности, указанный в статье 1 вышеупомянутого закона. Также, можно рассмотреть часть 2 статьи 57 Закона об охоте, в которой говорится, что к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами. Из смысла этой статьи не следует, что перемещение охотника не к месту охоты в смежных территориях является охотой.
Автомобильная же дорога, согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее –Закон о дорогах) - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии же со статьёй 5 названного Закона о дорогах к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Статьей 27 указанного закона установлено, что право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Использование автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 28 этого же закона пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации.
Следовательно, дорога общего пользования не является частью охотничьих угодий в случае, если никаких соглашений об использовании дороги общего пользования для ведения охотничьего хозяйства не предусмотрено.
Также, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.11.2010 N 503 "Об утверждении порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов" границы зоны охраны охотничьих ресурсов обозначаются на местности специальными информационными знаками, на которых содержатся сведения о вводимых в целях защиты охотничьих ресурсов ограничениях охоты, названии охотничьего угодья (иной территории), где устанавливается зона охраны охотничьих ресурсов. На основных въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов устанавливаются специальные информационные знаки, на которые дополнительно наносится схема границ зоны охраны охотничьих ресурсов. Отсутствие таких опознавательных знаков не даёт лицу возможности понять, что он находится на территории охотничьих угодий.
Кроме того, Федеральный Закон "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ дает понятие среде обитания животных - это природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы (статья 1). То есть "природная среда" рассматривается, как совокупность естественных природных систем и комплексов, которая и предназначена для обитания объектов животного мира. В нашем же случае автомобильная дорога общего пользования рассматривается как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств, следовательно, она не может рассматриваться как территория, на которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.
Помимо этого, статья 41 Закона об охоте также регламентирует деятельность охотничьих инспекторов, регламентирует их права и обязанности. Так, в подпункте 2 пункта 7 данной статьи говорится, что производственные охотничьи инспектора вправе производить по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора при наличии достаточных данных о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов лицом, находящимся в границах охотничьего угодья, осмотр вещей, находящихся при указанном лице (в том числе орудий охоты, продукции охоты), остановку и осмотр транспортных средств без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых вещей, транспортных средств и их частей. Следовательно, вне границ охотничьих угодий инспектор не имеет права останавливать автомобиль для досмотра без веских на то оснований.
Подводя итог всему вышесказанному, можем сделать вывод, что дороги общего пользования не являются частью территории охотничьих угодий, а в полномочия охотничьего инспектора не входит остановка и осмотр транспортных средств, находящихся вне территории охотничьего угодья. Всё вышеперечисленное подтверждает судебная практика, а именно решение Таштыпского районного суда Республики Хакасия № 12-30/2014 от 24 декабря 2014 года. Суд признал отсутствие в действиях гражданина Маркина признаков состава административного правонарушения и посчитал необоснованным привлечение к административной ответственности гражданина Маркина, который осуществлял транспортировкой зачехлённого лицензированного ружья по автомобильной дороге общего пользования, которая проходила у охотничьего угодья, но частью такового не являлась.
Здравствуйте.
Статьей 258.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную продажу особо ценных диких животных, занесенных в Красную книгу только Российской Федерации. А как же краснокнижные животные МСОП и других стран? Будет ли их продажа на территории РФ являться незаконной?
ОтветитьДля начала обратимся к Уголовному кодексу Российской Федерации. В статье 258.1. говорится, что наказывается незаконная добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации. Как раз в этих международных договорах имеется список животных из других стран.
Также согласно ч. 3 ст. 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзитная перевозка через Российскую Федерацию, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации, регулируется законодательством Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.
Среди множества международных договоров, соглашений и конвенций по охране окружающей природной среды наиболее действенной и важной является Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). С целью сохранения редких видов животных и растений Конвенция регулирует их перемещение через государственные границы стран–участниц СИТЕС.
Конвенция СИТЕС включает 3 Приложения, в которые внесены около 34 тысяч объектов флоры и фауны. Экзотические животные других стран попадают под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Торговля образцами этих видов должна особенно строго регулироваться с тем, чтобы не ставить далее под угрозу их выживание, и должна быть разрешена только в исключительных обстоятельствах («Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения», Статья II. Основные принципы).
В Российской Федерации для ввоза видов животных и растений, их частей и дериватов, внесенных во все три Приложения СИТЕС, необходимо наличие специального разрешения Административного органа СИТЕС, выданное как стране-экспортёру, так и России. Согласно ратифицированному РФ документу, торговля животными без специальных разрешений запрещена. («Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения», Статья III, IV, V. Регулирование торговли образцами видов, включенных в Приложение I, II, III.).
Более того, в разъяснении Черёмушкинской межрайонной прокуратуры города Москвы от 21.12.2020 года упоминается, что частью 1 ст. 226.1 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных).
Также исходя из положений статьи VIII Конвенции СИТЕС Россия обязана принимать соответствующие меры для обеспечения соблюдения положений настоящей Конвенции и запрещения торговли образцами в нарушение положений Конвенции. Эти меры включают: наказание за торговлю или владение такими образцами либо за то и другое, а также конфискацию или возвращение таких образцов экспортирующему государству.
В нашем же случае наказание за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, охраняемым международными договорами Российской Федерации предусмотрено в статье 258.1. Уголовного кодекса Российской Федерации. Данная деятельность наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
Наказание может отличаться в зависимости от средств его совершения (к примеру, с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет") или в зависимости от количества лиц и их положения (к примеру, совершенные группой лиц по предварительному сговору или с использованием своего служебного положения.). Санкции также предусмотрены в статье. Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Подводя итоги, необходимо сказать о том, что продажа животных из Красных книг других стран на территории Российской Федерации действительно является незаконной. Из вышеизложенного понятно, что уголовная ответственность за данное преступление есть и предусмотрена статьями 226.1 и 258.1 Уголовного Кодекса РФ. Кроме того, это подтверждается в разъяснении от 2 марта 2021 года Прокуратуры Тракторозаводского района города Волгограда, где говорится, что все животные и другие биологические ресурсы, занесённые в Красную книгу и (или) охраняемые международными договорами Российской Федерации и являющиеся предметом рассматриваемых преступлений, являются изъятыми из хозяйственного оборота, что свидетельствует о полном запрете на какие-либо действия с ними (кроме случаев их законного использования в целях воспроизводства и сохранения видов, осуществляемого в особом порядке на основе специальных разрешений).
У моей мамы в собственности жилой дом. Земля находится в аренде. Она живет здесь 13 лет, платит за аренду земли. Теперь хочет перевести землю в собственность. Она где то услыхала, что человек несколько лет проживший на земле, и исправно плативший все сборы и арендную плату, может оформить собственность на эту землю бесплатно, то есть при подаче заявления ей земля передаётся в собственность не взимая плату за землю. Так ли это?
ОтветитьВозможность оформления арендованного земельного участка в собственность всё же есть, но с рядом условий и ограничений. Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Получить право собственности на землю можно бесплатно либо посредством выкупа. Бесплатный способ предполагает приватизацию или оформление права по льготе согласно законодательству.
Приватизация земельного участка, находящегося в аренде у муниципалитета, опирается на общие основания, продиктованные законодательством РФ. Прежде всего ваша земельный участок (ЗУ) должен быть в государственной или муниципальной собственности. В результате приватизации вы можете приобрести право собственности на земельный участок без торгов, который был ранее вам предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, согласно статье 39.14 Земельного кодекса РФ.
Оформить землю в собственность, когда на ней уже возведено здание, можно также как на платной, так и на бесплатной основе. Если имеется свидетельство, подтверждающее владение недвижимостью, имеющейся на участке, оформление осуществляет лицо, на которого оформлены строения. Перевод по льготе из аренды в собственность земельного участка бесплатно возможен в случаях, указанных в ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»:
• собственность на объект недвижимости была зарегистрирована ранее 2001 года, а земля в этом время находилась в аренде;
• договор аренды участка заключен до 2001 года с целью возведения частного дома либо для организации личного подсобного хозяйства;
• строения переданы физическим лицам в пожизненное наследуемое владение либо в постоянное пользование;
• земельные участки принадлежат гаражному, строительному или садоводческому кооперативу.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если, на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ. Но речь идёт только об объектах (земельных участках), которые были в использовании до 30.10.2001 года для ведения индивидуального подсобного или дачного хозяйства, гаражного, индивидуального жилищного строительства, огородничества и садоводства, а также об объектах, которые были получены в личное использование до 6 марта 1990 года и не были надлежаще оформлены.
Но это возможно только в том случае, если договор аренды заключён до 2001 года. Т.к. ваша мама проживает в доме 13 лет, то, вероятнее всего, договор аренды вашего участка составлен позднее 2001 года. Тогда право на получение арендованной земли в собственность на бесплатной основе у вас отпадает.
Также в вашем договоре аренды участка может быть прописано решение сторон о бесплатной передаче земли в собственность застройщику.
Если же ни в один из вышеперечисленных пунктов вы не попадаете, то можно говорить только о выкупе арендованного земельного участка. В договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. Как гласит статья 624 ГК РФ, выкуп арендуемого имущества означает переход по истечение срока действия договора аренды права собственности на арендуемое имущество к арендатору без заключения между арендатором и арендодателем договора купли-продажи в отношении данного имущества.
Согласно статье 39.3 ЗК РФ земельный участок, находящихся в государственной или муниципальной собственности, можно приобрести в собственность на торгах и без проведения торгов. Ваш случай, согласно п.п.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ, попадает под возможность выкупа без проведения торгов.
Кроме того, согласно п.1 ст. 39.20 ЗК РФ, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на арендованных земельных участках, имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность.
Это также подтверждается в разъяснении прокуратуры Красноярского края «Об исключительном праве на приобретение земельного участка без проведения торгов» от 24 декабря 2021 года. В разъяснении также указана важная деталь: возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов у собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возникает только в случае использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением (ст. 42 Земельного кодекса РФ).
Также стоит отметить, что выкуп арендованного имущества, а именно земельного участка, может быть законодательством запрещен. Так, например, п. 5 ст. 10 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусматривает, что не допускается выкуп земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, передаваемых на основании договора аренды религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.