Написать
Подписаться
Задано вопросов 1, из них VIP - 0
Симферополь, 15.05.2022, 11:36

Кому принадлежит забор, если на одном участке 3 владельца, общая долевая собственность. Один вход и выход. Земля не поделена. И что делать, если один из собственников строит гараж на одном из мест забора. Я является ли забор общим владением? После раздела участка кому будет принадлежать забор.

Ответить

Для начала следует выяснить на чьем участке находится забор, поскольку на одном из мест забора собираются строить гараж. Прежде всего советую Вам провести процедуру межевания и уточнения границ з/у, которое осуществляется исходя из сведений, содержащихся в документах, которые подтверждают Ваше право владения в соотв. С ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Тут же стоит упомянуть, что поскольку земля не поделена между Вами и еще двумя собственниками, то необходимо будет подготовить акт согласования границ, так как границы Ваших участков не установлены. Сам проект межевого плана подготавливается непосредственно кадастровым инженером. Далее Вам нужно его утвердить, для этого необходимо направить обращение об утверждении проекта межевания. Обращение подается Заместителю мэра города Новосибирска – начальнику департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, если Ваш участок находится в пределах границы города Новосибирска. Также с формой ранее упомянутого мной обращения и уже существующими проектами межевания города Новосибирска можно ознакомиться на сайте департамента строительства и архитектуры города Новосибирск (dsa.novo-sibirsk.ru).

Касательно ситуации с забором может возникнуть две ситуации. В первой, забор может находиться в пределах границ Вашего земельного участка, а это значит, что Вы вправе по своему усмотрению совершать в отношении забора абсолютно любые действия, в рамках закона конечно же, в соотв. С ст. 209 ГК РФ. А также ровно наоборот, если забор находится не у Вас на территории, значит Вы не имеете право распоряжаться им, как вам заблагорассудится. Во второй, на мой взгляд более правдоподобной ситуации, забор принадлежит Вам всем на праве общей собственности в соотв. С ст. 244 ГК РФ поскольку Вы написали, что у Вас общедолевая собственность, а также исходя из того, что имеется только один вход/выход. Владение и использования забора в данном случае будет осуществляться только по соглашению всех участников, к примеру, если Вы захотите его отремонтировать, демонтировать, либо поставить новый.

Поскольку распоряжение имуществом осуществляется совместно, и Вы захотите его убрать, то вред, нанесенный остальным собственникам будет подлежать возмещению в соотв. С ст. 1064 ГК РФ.

Проиллюстрированная ситуация уже была предметом рассмотрения в Судебном участке №1 Белинского района (Пензенская область) от 14 марта 2017 г. по делу № 2-25/2017.

В данном деле истец обратился с иском о взыскании материального ущерба с ответчика, поскольку последний демонтировал забор. Ответчик присутствовал при установке забора, а также согласовывал границы, однако никаких претензий не предъявлял. Ответчик самовольно при помощи «болгарки» сломал забор и оставил сломанный материал лежать на том же самом месте, мотивирую это тем, что истцом созданы препятствия для пользования им своим участком, и, в частности, для проезда к выгребной яме, он считал, что действует законно, устраняя возникновение опасности для жизнедеятельности семьи. Суд частично удовлетворил требования истца в части возмещения материального ущерба, исключив стоимость материалов поскольку они остались лежать после демонтажа забора и не было представлено доказательств непригодности к их дальнейшему использованию.
Поэтому в подобных ситуациях, если не можете договориться, желательно в письменной форме, то никогда не стоит действовать самовольно, данные вопросы следует разрешать в судебном порядке.

А что же делать с гаражом, который строится на одном из мест забора? В соответствии с п. 5.3.8 СП 30-102-99 на территориях с застройкой усадебными, одно-двухквартирными домами расстояние от Ваших окон жилых комнат до стены гаража, расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 м. А в соответствии с п. 6.9 СНиП 30-02-97 расстояние от гаража до границы с соседним участком должно составлять не менее 1 метра.

Касательно постройки гаража вместо забора, подобная ситуация рассматривалась Тербунским судебным участком (Липецкая область) от 4 октября 2011 г. по делу № 2-604/2011.

В данном деле истец обратился с иском об устранении препятствий в пользовании земельным участком о понуждении ответчицы снести незаконно возведенные постройки, а именно гараж с забором. Суть такова, что гараж построен на границе смежных земельных участков, а также установлен металлический забор. Поскольку участок ответчицы находится на южной стороне, то возведенные строения затеняют её земельный участок и на нем плохо растут растения, также истица считает, что при строительстве гаража были нарушены строительные нормы и правила, в связи с чем просит обязать ответчиков снести возведенное строение и забор по границе земельных участков. В суде было установлено, что данный участок межевание не прошел, а также что данный участок находится в общедолевой собственности истицы и ответчицы. Поскольку на земельный участок истицы зарегистрировано право общей долевой собственности и сторонами доли не выделялись, межевание не проводилось. В связи, с чем истица не представила доказательств, в чем конкретно выражаются препятствия, чинимые ответчиком в пользовании земельным участком. Данные обстоятельства суд считает юридически значимыми обстоятельствами для разрешения возникшего спора и должны быть должным образом учтены. По итогу в удовлетворении иска суд отказал.

Таким образом, прежде всего вам необходимо провести процедуру межевания и уточнения границ земельного участка с другими собственниками на основе правоустанавливающих документов на этот з/у. Поскольку участок в общедолевой собственности, соответственно забор будет находиться в общей собственности. А вот касательно гаража ситуация не однозначна, поскольку межевание не проводилось и нельзя определить в чем конкретно будут выражаться препятствования в отношении Вас. Однако прежде чем построить гараж необходимо будет снести забор, вот этот момент необходимо согласовывать со всеми собственниками.

Задано вопросов 1, из них VIP - 0
Абакан, 08.04.2022, 18:03

В 2016 году купили угловой участок с электоэнэргией, установили счетчик на электоэнегию, получили разрешение на строительство и залили фундамент. В 2017 году поставили сруб. В 2019 году пришло письмо от электросетей, что нельзя строить в границах участка, так как в трех метрах от забора установили трансформатор, от каторого питается только один сосед, а вся улица запитана от другого трансформатора. Сейчас подали документы на ввод дома в эксплуатацию и получается: что из за этого трансформатора я не могу построить баню и угольник где бы мне хотелось, посадить сад и т.д. с учетом отступления границ от забора 1 м, и крыльцо тоже попадает в границы где нельзя строить. Получается с двух сторон участкаограничения, а это ведь моя собственность. Что теперь делать?

Ответить

Для начала хотел бы обратить Ваше внимание, на то, что прежде всего необходимо узнать была ли согласовано постановка трансформатора близ Вашего участка, так как в соответствии с п. 7 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 января 2013 г. N 9 "Об утверждении Порядка согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства", Ваша электросетевая организация (собственник трансформатора) обязана согласовать с территориальным органом (Ростехнадзор) границы охранных земель и непосредственный ввод в эксплуатацию объекта электросетей.

Помимо этого, можно обратиться в местную администрацию, чтобы узнать была ли вообще выделена земля электросетевой организации и был ли, занятый трансформатором, земельный участок зоной с особыми условиями использования, поскольку согласно ст. 106 ЗК РФ, по общему правилу, установление и изменение ЗОУИТ осуществляется на основании решения уполномоченного органа государственной власти (местного самоуправления). В п. 7 ст. 106 ЗК РФ закрепляется перечень требований от которых зависит решение об установке таковой зоны, в нем должно содержаться наименование, вид объекта, территории из-за которого (в нашем случае трансформатора) законодатель в целях защиты вводит определенные ограничения.

Также стоит узнать был ли составлен акт о выборе земельного участка или какой-либо подобный документ, поскольку начало строительства такого объекта, просто невозможно без выдачи на то разрешения местной администрации, без чего в последующем невозможен ввод в эксплуатацию. Также нам в будущем понадобится проектная документация, которая должна прилагаться к подобным объектам в соотв. С п. 2.6.11. Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», утв. Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 г. №6.

Прежде чем начать разбираться для чего и зачем Вам такое количество документов, следует узнать есть ли у них эти документы или нет. Если таковые документы у электросетевой организации имеются то, на руки Вам, как минимум должны предоставить техническое описание и инструкция по эксплуатации, паспорт электрооборудования. В данных документах необходимо найти проектный номинальный класс напряжения и в зависимости от напряжения (кВ) можно узнать размер охранных зон в соотв. С Требованиями к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, которые указаны в Постановлении Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".

Зная номинальный класс напряжения можно определить не только границы, но и узнать оформлялся ли допуск к эксплуатацию, поскольку в соотв. С п. 3 Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установо утв. Постановлением Правительства РФ от 30 января 2021 г. N 85, если перед вводом в эксплуатацию не было оформлено допуска для объектов по производству электрической энергии, то по сути эксплуатация невозможна, однако допуск выдается далеко не для всех электроустановок, все зависит от кол-ва вырабатываемой энергии, поэтому нам и необходимо знать номинальный класс напряжения.

Если электросетевая организация все возвела «по уму», можно пойти иным путем, прежде всего необходимо понимать, что на основании п. 2 ст. 40 ЗК РФ, собственник вправе возводить, любые постройки и здания в соотв. С целевым назначением и разрешенным использованием з/у с соблюдением требованием градостроительных регламентов, строительных, экологических и иных правил и обратиться к электросетевой организации, которая непосредственно владеет этим трансформатором с просьбой о постройки бани, устройства сада и тому прочего. А, следовательно, законодатель не умаляет ваши права и в соотв. С п. 12 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (утв. постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160) заинтересованные лица, т.е. Вы можете обратиться с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию трансформатора, для получения разрешения на посадку деревьев, кустарников, строительства, проведения земляных работ, размещение садовых з/у и прочего. Главным по существу условием для получения такового разрешения является обеспечение сохранности объектов электросетевого хозяйства.

Подобная ситуация уже была предметом рассмотрения в Ставропольском районном суде (Самарской области) от 6 августа 2019 г. по делу № 2-1862/2019.

В этом деле администрация сельского поселения запрещала истцу осуществить постройку жилого дома, поскольку земельный участок попадает в охранную зону ЛЭП-ЗОУИТ 63.32.2.97 в связи с этим администрация муниципального района предоставила истцам уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на указанном земельном участке, т.е. по сути запретила строительство. Однако истец урегулировал вопрос постройки дома с электросетью. По итогу суд удовлетворил исковые требования истца в интересующей нас части.

Однако, если электросетевое оборудование стоит с какими-либо выявленными нарушениями, то его можно просто перенести на другое место, если обратиться к судебной практике, а именно к Решению Арбитражного суда Красноярского края от 24 сентября 2020 г. по делу № А 33-14221/2020, где сказано, что

В соотв. С п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Трансформаторная подстанция представляет собой металлический модуль, который относительно легко может быть демонтирован без какого-либо ущерба его назначению. Законодательство не содержится перечня признаков, позволяющих отнести то или иное сооружение к конкретной категории самостоятельных объектов недвижимости, их частей или принадлежностей.

Таким образом, нельзя сделать какой-то однозначный вывод необходимо проверить наличие необходимой документации у электросетей, а у местной администрации поинтересоваться были ли выделена земля под этот трансформатор и были ли на нее наложены какие-либо ограничения. Но стоит понимать, что законодатель не зря ввел охранные зоны для подобных объектов, прежде всего для того, чтобы сделать эксплуатации, в нашем случае трансформаторов, безопасной для всех граждан.

Тансформатор находится за границей участка в трех метрах от забора.

Задано вопросов 2, из них VIP - 0
Саратов, 14.11.2021, 13:02

Куда надо обращаться, если соседи в многоквартирном доме выбрасывают крупногобаритный мусор на муниципальную землю рядом с железной дорогой, создавая несанкционированную свалку.

Ответить

Для начала следует выяснить, что под собой понимает крупногабаритный мусор. Согласно Письму Минприроды России от 26.10.2020 N 05-25-53/28263 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов") «крупногабаритные отходы» (КГО) - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах».

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно пункту 4 статьи 8 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, за размещением мест накопления отходов следят органы местного самоуправления, это значит, что несанкционированные свалки относятся к их ведению и именно они должны принимать меры по их устранению.

Далее обратимся к пунктам 1, 2 статьи 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления", в которых указано, что за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации отвечает один или несколько региональных операторов в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. А так же накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Обратимся к вышеуказанным правилам. Согласно параграфу 2 (порядок осуществления транспортирования твердых коммунальных отходов) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами...:

По пункту 15: Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Т.е. нельзя организовывать несанкционированные свалки, это нарушение, которое влечет административную ответственность.

По пунктам 11, 12: В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

12. Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.

Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, при нормальном функционировании вывоза отходов, в вашем случае крупногабаритный мусор должен складироваться в специально отведенных местах, а после необходимо оставлять заявку региональному оператору для вывоза таких отходов.

По пункту 16: В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

17. Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

18. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Из вышеперечисленных пунктов следует порядок обращения с несанкционированными свалками: уведомление регионального оператора об обнаружении несанкционированной свалки; уведомление региональным оператором собственника земли о необходимости ликвидации свалки; если в течение 30 дней не исполняет, то региональный оператор самостоятельно ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и после может взыскать понесенные расходы.

Таким образом, вам необходимо обратиться к региональному оператору - Саратовский регоператор АО Ситиматик, - который, в свою очередь, предъявит уведомление о ликвидации несанкционированной свалки органам местного самоуправления.

Обратимся к судебной практике.

В решении Арбитражного суда Нижегородской области от 3 марта 2020 г. по делу № А 43-49408/2019 было заявлено требование о взыскании неосновательного обогащения, составляющих стоимость оказанных услуг по ликвидации места несанкционированного размещения отходов. Иск предъявило ООО «Нижэкология-НН» (ОГРН 1155261002720, ИНН 5261098663), г.Нижний Новгород к ответчикам: 1. Администрации города Нижнего Новгорода (ОГРН 1025203032579, ИНН 5253001036), г.Нижний Новгород, 2. Министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области (ОГРН 1155260014623, ИНН: 5260417980), г.Нижний Новгород. В итоге суд удовлетворил требования истца, в соответствии с п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее-Правила) собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, равно как и участие в организации деятельности в области обращения с отходами, являющимися результатом жизнедеятельности местного сообщества, в отсутствие правообладателей земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка отходов на территории муниципального образования, относятся к компетенции органа местного самоуправления. Поскольку свалка расположена на земельных участках Муниципального образования «город Нижний Новгород», то обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на указанном муниципальном образовании.

Из приведенной судебной практики следует вывод о том, что органы местного самоуправления должны решать вопрос о ликвидации несанкционированной свалки.

Ещё из анализа судебной практики следует, что, согласно нормам земельного, санитарного законодательств, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке, собственность на которую не разграничена, обязан орган местного самоуправления [u] (например, Постановление Арбитражного суда Поволжского ок

Ещё из анализа судебной практики следует, что, согласно нормам земельного, санитарного законодательств, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке, собственность на которую не разграничена, обязан орган местного самоуправления (например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 июля 2019 г. N Ф 06-47923/19 по делу N А 06-7485/2018, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2019 г. N 12 АП-6765/19, Апелляционное определение СК по административным делам Иркутского областного суда от 21 мая 2019 г. по делу N 33 а-3471/2019).


Также следует сказать об ответственности за несанкционированное размещение отходов, несоблюдение природоохранных требований при размещении отходов. Данные нарушения квалифицируются по части 1 ст. 8.2 КоАП РФ как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Согласно статье несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Для привлечения к ответственности необходимо составить обращение в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям. Обращение (предложение, заявление, жалоба) может быть направлено в письменной форме (410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 70) или в электронном виде (rpn64@rpn.gov.ru).

При этом обращение в обязательном порядке должно содержать:

⎯ наименование государственного органа (Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям), либо ФИО соответствующего должностного лица (например, Петрову И.И.),

⎯ ФИО заявителя;

⎯ почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ на обращение либо уведомление о переадресации обращения (если ответ должен быть направлен в письменной форме); адрес электронной почты (если ответ должен быть направлен в электронной форме);

⎯ суть предложения, заявления, жалобы;

⎯ личную подпись и дату.

Если вы доставите обращение лично, то у вас его примет сотрудник отдела делопроизводства Управления. Необходимо взять с собой документ, удостоверяющий личность. Если же вы будете посылать своего представителя с вашим обращением, то при себе будет необходимо иметь документ, подтверждающий полномочия представителя (наличие доверенности, оформленной установленным порядком, и документа, удостоверяющего личность представителя). Конфиденциальность обращения гарантируется.

Кроме того, в Саратовской области действует региональный закон - Закон Саратовской области от 29 июля 2009 г. N 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области". Согласно части 4 статьи 8. 2. организация несанкционированной свалки отходов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

В той же статье содержится примечание, согласно которому несанкционированной свалкой отходов признается место нахождения отходов производства и потребления площадью более 2 квадратных метров, не обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. Под организацией несанкционированной свалки отходов понимается сброс, складирование отходов производства и потребления в местах общего пользования вне специально отведенных мест.

В случае обнаружения несанкционированной свалки вы вправе обратиться в органы прокуратуры с письменным обращением, указав место расположения свалки. По поступившему обращению органами прокуратуры проводятся выездные проверки для установления мест расположения свалки, собственника земельного участка, на котором свалка расположена. В случае выявления нарушений прокурор вправе внести собственнику земельного участка представление с требованием устранения выявленных нарушений закона, собственник земельного участка обязан устранить свалку в месячный срок.

Также можно обратиться в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям с обращением (содержание указано выше).

Еще существует ряд органов для обращения:

• Администрация муниципального образования «Город Саратов»;

• Роспотребнадзор;

• Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области;

• Государственная жилищная инспекция Саратовской области.

За забором садового участка на территории СНТ росли деревья, посаженные мной. Администрация спилила их, утверждая, что деревья мешали проводам.

Законно ли это? Куда обращаться?

Ответить

Для начала, хотел бы обратить Ваше внимание на то, что, как вырубка, так и посадка деревьев в пределах охранной зоны, т.е. вблизи линий передач и проводов, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (ред. от 21.12.2018) "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"), (Далее - Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 160).

Чтобы посадить или вырубить деревья необходимо подать заявление в сетевую организацию, которая отвечает за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, т.е. линии передач и провода, но также стоит сказать, что если федеральный орган исполнительной власти осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор обнаружит факт незаконной вырубки или посадки деревьев то уполномоченные должностные лица ранееупомянутого органа составляют протоколы о соотв. Административных правонарушениях в соотв. С п. 12 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160.

Однако вырубка деревьев в пределах охранных зон имеет свои особенности, в рассматриваемом случае, администрация спилила деревья так как они мешали проводам, что является правомерным, поскольку вырубка деревьев или их опиловка осуществляется для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации электросетевого хозяйства в соответсвии с п. 21 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160. Также хочу отметить, что в силу п. 18 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 что вырубка или опиловка не требует предварительного уведомления собственника земельного участка, если основанием для производства таких работ является предотвращение аварийного режима работы электросети, поэтому Вам следует узнать, уведомлялся ли собственник земельного участка, где были спилены деревья или нет, а также задевала ли крона деревьев линии электропередач и были ли рядом деревья от 4 м и более, что явно будет показывать признаки аварийной ситуации.

Вырубка деревьев также регламентирована Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 187 (ред. от 20.12.2017) "Об утверждении глав правил устройства электроустановок" (вместе с "Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Издание седьмое. Раздел 2. Передача электроэнергии. Главы 2.4, 2.5"), где четко определены условия, когда необходимо спиливать кроны деревьев, когда необходимо вырубать само дерево, стоит отметить, что для каждой породы дерева свои требования, также данный приказ разрешает вырубку отдельных деревьев или их группы, которые растут вне просеки и угрожают падением на провода.

Для ответа на Ваш вопрос необходимо обратиться к судебной практике. Подобная ситуация уже была предметом рассмотрения в Угличском районном суде Ярославской области 20 февраля 2017 г. по делу № 2-114/2017.

В этом деле, истец просил взыскать в свою пользу материальный ущерб, причиненный вырубкой посаженных им деревьев. Было посажено пять деревьев, два из которых росли на принадлежащем ему земельном участке, а три дерева были за забором. Сотрудники организации ПАО «МРСК Центра» без предварительного уведомления истца спилили все пять дубов. Указанные действия ответчика истец полагает не законными, нарушающими его права собственника земельного участка и этих деревьев, которые были посажены им, служили живой изгородью, несли красоту, являлись предметом гордости и напоминанием о покойной супруге.

Заранее забегу вперед, суд в удовлетворении исковых требований истца отказал и свою позицию он аргументировал тем, что истец в нарушение ст. 56, ст. 87, ст. 89 ЗК РФ, п. 4, п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 вырастил деревья такой высотой и кроной, в результате которых ветки от деревьев оказались под напряжением ВЛ. Как пояснял сам истец, за кроной деревьев он не следил, опиловку никогда не производил, фактически деревья росли бесконтрольно. А вот организация, которая спилила, как оказалось три дерева, а у двух опилили кроны, сделала это правомерно, поскольку делала это с целью предотвращения пожароопасных ситуаций и не допущения наступления случаев угрозы жизни и здоровья граждан, в силу п. 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160.

Также можно обратиться к Определение ВАС РФ от 24.08.2010 N ВАС-10881/10 по делу N А 29-8721/2009, где можно рассмотреть анализ некоторых норм права.

В данном определении истец «Газпром энерго» г. Москва обратилась к комитету лесов Республики Коми, г. Сыктывкар о признании незаконным решения об отказе в согласовании рубки лесных нахождений, необходимой для эксплуатации линии электропередачи.

По итогу коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к тому, что согласно п. 2.2 ст. 45 ЛК РФ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков. Данное положение закреплено также в пунктах 21, 23, 24 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 и исходя из этого, что отказ комитета в согласовании рубки лесных насаждений не соответствует действующему законодательству и нарушает права истца.

Таким образом, чтобы делать какой-либо однозначный вывод необходимо провести проверку состояния ЛЭП, узнать точно, имеются ли в охранной зоне проводов высоковольтной линии какие-либо насаждения, т.е. деревья, кусты, которые угрожают падением или перекрывают/задевают провода. А также необходимо четко осознавать, что в случае обрыва ЛЭП может отключиться электричество на территории СНТ, но также может быть создана угроза для жизни и здоровья всех лиц, находящихся также на территории СНТ.