Нужен ли нам рай? Раздумья юриста.
Нужен ли нам рай?
Я юрист.
И по аналогии с правом, на котором зиждутся наши законы человеческого бытия, я задаю это глупый вопрос.Почему?
Да потому, что Сергей из Красноярска рассказал мне про эксперимент, поставленный учёным –этологом Джон Кэлхун в 1968 году. Но на мышках.
В лаборатории для животных был создан "рай". Не небесный, земной, поэтому он имел границы - квадратный загон 2 х 2 м. и высотой — 1,5 м. Для мышек там было все, что нужно для счастливого существования: приятная температура, в изобилии корм и вода, сколько нужно материала для строительства гнезд. За здоровьем грызунов следили ветеринары, об их безопасности заботились лаборанты, загон чистили младшие сотрудники (чем не ангелы-хранители?). Идеальные условия.
Чем не рай земной? Но Джон Кэлхун не богохульствовал, он скромно назвал свой эксперимент «Вселенная-25» В загоне комфортно могло жить 3840 мышей.
Как вы думаете, чем все это закончилось? Итак.
В мышиный рай поселили 4 пары грызунов. Обалдев от счастья, они быстро освоились и через 55 дней начали давать потомство. Каждые следующие 55 дней, численность грызунов удваивалась. Но почему-то уже через 315 дней скорость размножения уменьшилась в три (!) раза.
И...вы не поверите, равные, счастливые, демократические мыши без какого-то внешнего давления создали иерархическое общество.
В самом низу - "отверженные", молодые мыши, их загнали в самое плохое, на мышиный взгляд, место - в центр загона. Сытые, здоровые, не желающие становиться старичками, мыши не хотели освобождать место в социальной нише для молодых особей. Они их постоянно унижали и ломали психологически. Зашуганная молодежь дошла до того, что не желала защищать своих беременных самок.