Как российские власти обещали не увеличивать налоги

Каждое государство нуждается в сборе налогов. Если природные ренты могут «колебаться» исходя из конъюнктуры и реалий рынка, то размеры налогов можно спрогнозировать и скорректировать.
Обещанная «заморозка» российской налоговой системы
Как известно, министр финансов РФ Антон Силуанов – чиновник серьезный, человек дела. Сразу же после выборов президента РФ он однозначно заявил о том что «налоговая система в России не будет меняться шесть лет». Затем министр начал оправдываться, что его неправильно поняли, изменения все-таки будут, но незначительные.
В начале этого года министр перед авансируемыми изменениями в Конституцию опять начал говорить о том, что для улучшения бизнес-климата заморозка фискальных директив необходима. Но наступила осень, промчался «коронавирусный шторм», и министр занял «позицию ефремова» – «как я могу признать... когда ничего не помню?».
Пандемия стала удобным предлогом показать министру, что он хозяин своего слова, захотел – дал, захотел — забрал.
С подачи президента РФ началось значительное изменение налоговой системы страны: появился новый налог, запущен механизм прогрессивной шкалы НДФЛ, самозанятость стала всеобщей. Немного напишу об этих изменениях.
Налог в 13% с процентов на доход свыше 1 млн по вкладам и ценным бумагам
Планируемые поступления в бюджет: 150 млрд рублей
Первым принятым налогом, вернее модернизированным налогом на доходы физических лиц, является еще одно основание для взыскания подоходного налога, на этот раз – по вкладам свыше 1 млн рублей. При этом облагаться налогом будут не все проценты, а лишь доход за вычетом необлагаемого процентного дохода.
Для расчета будет использоваться текущее значение ключевой ставки. Например, у вас размещено два депозита в двух банках. В первом лежит 500 000 рублей под 4% годовых. Проценты по этому вкладу составят 20 000 рублей. Во втором – 1 000 000 тоже под 4%, и проценты будут 40 000 рублей.
Всего с двух вкладов собираемость по процентам – 60 000 рублей. Допустим, на 1 января 2021 года ключевая ставка ЦБ будет, как сейчас, 4,25%. Вычисляем 4,25% от 1 000 000 рублей и получаем 42 500 рублей — это и есть необлагаемый доход.
Из общей суммы процентов (60 000) убираем необлагаемый доход. Получаем остаток 17 500. Итого за год отсчитывается 13% с 17 500 рублей, это 2275 рублей — сумма налога. А вот если процентный доход составил бы 40 000, то это укладывается в рамки налогооблагаемого дохода – и ничего платить не нужно.
Прежде всего этот налог занизит доходы среднего класса и бизнеса. Крупные компании часто размещают депозиты в банках. Теперь банковские вклады станут менее выгодными.
Повышение НДФЛ до 15% для «богатых»
Планируемые поступления в бюджет: 60 млрд рублей
Действующая так называемая плоская шкала НДФЛ постепенно «размывается». Со следующего года, по аналогии с налогом на вклады с повышенной ставкой (15% вместо 13%), будут облагаться доходы, превышающие 5 млн рублей. Дополнительные доходы казны будут целевыми. Они должны пойти на лечение детей с редкими и тяжелыми заболеваниями, а также на закупку лекарств и медицинского оборудования. Возможно, в дальнейшем пятимиллионный порог будет снижен.
Распространение режима самозанятых на все регионы
Уже с 1 июля 2020 года все регионы получили право ввести на своей территории режим замозанятости. Ранее этот режим был экспериментальным и лишь для четырех регионов. Возможность «самостоятельных занятий» установили для лиц с 16 лет.
Это безусловное благо для регионов, т. к. эти налоги останутся в региональных бюджетах. Минусы тут также очевидны — по умолчанию у самозанятого отсутствуют взносы во внебюджетные фонды. Также есть риск увеличения налога через пару лет, например с 4 до 10%.
Налог в 15% на выводимые за рубеж дивиденды
Планируемые поступления в бюджет: 130–150 млрд рублей (только с Кипра)
Одна из разновидностей налога на «богатых». Выплаты доходов с процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж в офшорные юрисдикции, будут облагаться налогом в 15%. Сейчас в большинстве своем такие офшорные переводы налогами не облагались из-за наличия соглашений об избежании двойного налогообложения. Сейчас эти соглашения пересматриваются с такими странами, как Нидерланды, Мальта, Люксембург. С Кипром соглашение уже пересмотрено.
Однако в мире еще много багам и прочих сейшельских островов, некоторые резиденты просто поменяют прописку на другие офшоры. Но дополнительные налоговые поступления, безусловно, будут.
Переходный налоговый режим для малого и среднего бизнеса
Это послабление сделано для малого и среднего бизнеса, утративших право применять упрощенную систему налогообложения (УСН), превысив годовую выручку в 150 млн рублей. Такой период позволит таким компаниям и далее работать на «упрощенке». Лимит сейчас повышен на 50 млн, но на эту добавку будут действовать повышенные «упрощенные» налоги. Но даже и такой режим компаниям выгоден, т. к. НДС они по-прежнему платить не будут.
Налоговый маневр для ИТ-компаний
Данный маневр ослабляет налоговую хватку для ИТ-компаний с 20 до 3%, а также ставку страховых взносов с 14 до 7,6%. Как сказал президент: это выгоднее, чем в Индии и Ирландии. В итоге налоговый маневр будет полезен крупным IT-компаниям, которые в период самоизоляции неплохо увеличили оборот.
Изменение налога на дополнительный доход (НДД)
Ожидаемые поступления в бюджет: 213 млрд рублей
Пока что это законопроект, которым предусматривается изменение налога на дополнительный доход для добывающих компаний. Изменение коснется в основном государственных нефтедобывающих компаний. Налогом облагается не объем добычи (как при взимании налога на добычу полезных ископаемых, НДПИ), а выручка от продажи нефти за минусом затрат. Т.е. налог с разницы между доходами месторождений и расходами на них.
Минфин подсчитал недополученные доходы от введенных льгот по НДД и решил, что условия слишком вольготные, их нужно ужесточить для увеличения поступлений в бюджет. Но из-за снижения экспортных цен на нефть ужесточенные условия НДД доходы могут не увеличиться, а снизиться.
Как видите, в противовес обещаниям министра финансов налоговых новшество более чем достаточно, и это только за первое полугодие этого года. Правительство методично скребет по сусекам в поисках новых налоговых поступлений. Безусловно, некоторые налоговые изменения давно назрели. Однако лихорадочные налоговые реформы идут в противовес предвыборным обещаниям.
Однако пусть и планируемые, но полтриллиона дохода в год уже нашли. Но это лишь немного компенсирует бюджетную дыру в 5 трлн рублей из-за пандемии коронавируса. Десятитысячные выплаты населению надо восполнять. Поэтому далее пойдет урезание запланированных расходов, планируется пустить 50 статей расходов, прежде все расходы на социальные программы. Последствия тотальной экономии прежде все почувствуют на себе обычные люди, придя, например, в поликлинику, расходы на которую "урежут".
Повышение налогов и снижение расходов на социалку без урезания военных и полицейских бюджетов — это пока видимая тактика российских властей. Да и чего вспоминать какие-то прошлые обещания? Поменять Налоговый кодекс куда проще, чем проводить структурные экономические реформы.
А что вы думаете по этому вопросу? Поделитесь вашим мнением в комментариях.
Если понравилась публикация – ставьте так называемые лайки, нажав на иконку ДА ("палец вверх"), делитесь публикацией со своими подписчиками и друзьями в социальных сетях. Спасибо.
Одобряете ли вы принятые меры по повышению налогов?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
А что здесь думать. Мы уже убедились чего стоят клятвенные обещания президента. Не вносить изменений в конституцию, не повышать пенсионный возраст. И что? Он хозяин своего слова. Захотел-дал, захотел-забрал обратно. А все остальные, глядя на нашего главу, поступают точно также. Так, что удивительного ничего не будет, если появятся новые налоги, включая и налог на воздух, которым мы дышим. А старые налоги увеличат. Ведь надо же как-то восстанавливать экологи. В Норильске. У Потанина денег нет, значит будут восстанавливать за счет бюджета. А от кого основные поступления? Правильно, от народа. Мне могут возразить, что наши нувориши и чинуши платят огромные налоги. Согласен. Но если сравнить наше население и вычитаемые с него налоги, то сумма получится в несколько раз, если не десятков или сотен раз. Так что готовьтесь. Денег нет, но вы отдайте последнее и держитесь. Дружно переходите на "макарошки" и заправляйте их опасным для здоровья пальмовым маслом.
По Потанину классика, сейчас он поторгуется, снизит размер ущерба. Заплатит, а потом будет просить субсидию из бюджета...
Действительно.
Фото наверное сделали, когда премьером был медведев.
Когда сменился премьер, улыбки на лице силуанова я не видел ещё не разу.
Ну а если по теме налогов, это единственное что предлогается дял улучщения государства.
Ни какого экономического прорыва - НЕТ и не пахнет.
Можно подумат, что там (во власти) решили что все проблемы из за не уплаты налогов.
Но мне кажется, что бизнес садят на короткий поводок, чтобы посадить всех на инвестиции. Сначала с принятием закона об электронных торгах (которые ни кем не регулируются) снизили доходы предприятий, а соответственно это повлияло на зарплаты населения, когда бизнес приспособился, теперь пытаются увнличить нологовое бремя.
Мне было бы понятно, есле бы государство вело внутреннюю скрытую политику, по постепенной национализации бизнеса и всё взять в свои руки... Но ведь государство наоборот, отталкивает от себя любое произвоство и из всех эеономических вопросов оставляет за собой только сбор налогов, штрафов и спец сборов за акцизы и лицензии.
ИМХО.
Налоги, скорее это повседневка - накладные расходы (зарплаты бюджетников, социалка, военные расходы, здравоохранение, образование, культура, пенсионка, расходы на гос. аппарат и т. д.) что из этого списка исключить?
Экономической прорыв - лежит в другой плоскости и планируется на другие источники финансирования. Это ведь очевидно...
Повышение зарплаты бюджетникам.
Повышение зарплаты с увеличением возроста выхода на пенсию... Это бомба замедленного действия пенисионного коллапса.
Вот когда челены правительства, сенаторы, министры, пойдут на пенсию, а у них согласно закона от 45% до 75% от окладов... Вот здесь и будет большой БУМ. Вот и думают как сейчас пополнить ПФР ну и увеличить содержание армии и силовиков, что бы...
Вероятно, что есть порох в пороховницах - сулить такой пенсион...
Не думаю, что праздник за счёт простых граждан - не те масштабы. Сколько их министров - с гулькин крюк..?
Армия, силовики - наш плацдарм, тыл в конце концов опора и защита... другой альтернативы нет. И вряд-ли предвидится - порой, такая защита может сыграть с нами злую шутку. Но без всего этого не прожить - однозначно... клЯнусь.
Павел вы ошибаетесь
«Их около 2,4 млн человек. Получается, на 10 тыс. населения России приходится 163 чиновника. Это 3,3% от численности занятых в экономике», — добавила замглавы Минфина.
Подробнее на РБК:
www.rbc.ru
Александр, на уровне статистической погрешности - 3,3%.
Вы, не находите?
Тогда на кого переложить функции чиновников?
Павел, тогда уточните какие функции чиновников Вы имеете ввиду? Протирание штанов, отфутболивание любых вопросов, очковтирательство, воровство, кумовство, и т.п. - чиновничий аппарат увеличился по сравнению с СССР в несколько раз, а территории, население и производство уменьшилось. Кто вообще пытался понять насколько необходимо иметь такой огромный штат чиновников? Где эффективность их деятельности? Может меньше да лучше? Где ответственность чиновника?
Давольно простое объяснение - Посмотрите сколько 25 летних на госслужбе.
Это безграмотные "чиновнички", которые не знают что и как делать. Опыта производственного, тем более отраслевого - НЕТ.
Как это, сейчас модно называть - менеджерская номенклатура.
Понятно, что для того чтобы ответить на какой нибудь вопрос, нужно думать двоим, а говорить троим. Один не успеет - опыта нет. "Гугл окей" или "Алиса здраствуй" - не помогут.
А эти бестолочи выпускаются институтами каждый год.
И они очень выгодны. Ими хорошо управлять. Они не Думают как сделать... они СЛУШАЮТ как Не делать
Действительно.
В данный момент, что говорят эти мрази, нельзя верить не одному слову. Я думаю, что моего мнения придерживаются очень много нашего населения России.
Нельзя доверять власти погрязшей в коррупции. Что то с памятью у ней стало, что обещали народу не помню. А вы думали, что проголосуете за поправки и все будет хорош. Глубоко ошибаетесь. С каждым годом будет все хуже. Разве налог на вклады это не двойное налогообложение? Мы ведь уже заплатили налоги с доходов. Где же наш Гарант прав?
Живем в квартире - платим налог на имущество, продали - заплати налог с дохода, положил деньги от продажи на счёт - снова заплати; никому не интересно, чтобы изначально купить эту квартиру, мы копили полжизни с наших нищенских зарплат (а кто рискнул взять ипотеку, вообще вдвое переплачивают); тут уж не двойное налогообложение...
А кто-то еще верит обещаниям?