Турова Елена Александровна
Турова Е. А. Подписчиков: 206
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 140

Снижение платы за обучение в вузе по Скайпу вместо очного

768 дочитываний
14 комментариев
Эта публикация уже заработала 40,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать


Вопрос, который сейчас волнует многих и многих студентов, родителей, преподавателей – вправе ли студенты, получающие высшее или среднее профессиональное образование, рассчитывать на снижение платы за обучение по договору на оказание образовательных услуг в связи с переходом на дистанционное обучение из–за коронавирусной пандемии, ведь обучение стало не очным, а удаленным, через Интернет, да и не того качества, на которое рассчитывали, но по «доковидным» ценам.

В этой связи в ноябре 2020 года более двух десятков студентов-контрактников Московского госуниверситета подготовили коллективный иск к вузу. Студенты потребовали перерасчета платы за обучение в сторону уменьшения из-за снижения, как они считают, качества образования в онлайн-формате.

Основанием иска послужил договор на оказание платных образовательных услуг, по условиям которого учащиеся имеют право посещать лекции, пользоваться библиотекой МГУ, общаться с преподавателями лично по учебным вопросам, вести практическую и лабораторную работу. Кроме того, во время дистанционного обучения постоянно происходили технические сбои, а преподавательский состав оказался не подготовлен, как считают учащиеся, к высокой степени информационной и коммуникативной активности.

Сообщается, что в вузе отреагировали на информацию о возможном иске пресс-релизом. В нем сказано, что МГУ принял "исчерпывающие меры" для сохранения качества обучения и соблюдения всех предписаний и стандартов, а виртуальная платформа работала "успешно".

В Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, в свою очередь, заявили: решение о перерасчете или отказе в нем вузы принимают самостоятельно.

При этом ранее ведомство в письме от 22 апреля 2020 г. № МН-3/26-ДА «О направлении разъяснений» обозначило следующую позицию по данному вопросу: «В соответствии с частью 5 статьи 54 федерального закона «Об образовании» организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об образовании с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

При этом основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

Кроме того, уменьшение стоимости платных образовательных услуг осуществляется по требованию заказчика (физического и (или) юридического лица, заказывающего платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора об образовании) в случае обнаружения недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), а также, если организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся, нарушила сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок (пункты 17 и 19 Правил оказания платных образовательных услуг)».

А вот формулировка одного из региональных ВУЗов в ответ на требование обучающего о снижении стоимости обучения за трёхмесячный период применения исключительно дистанционного обучения, включая и производственную практику: «Применение дистанционных образовательных технологий не является изменением формы обучения. Образовательная программа реализуется в полном объёме».

Примечательно, что дистанционное образование в данном случае применялось при подготовке специалистов по профессии из перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Насколько правомерны действия образовательных учреждений?

Очевидным следует признать тот факт, что при дистанционном образовании договор о предоставлении платных образовательных услуг в форме очного обучения не выполняется полном объёме: отсутствует непосредственный контакт студента с педагогом, студент не пользуется соответствующими аудиториями, учебными материалами и специальным учебно-производственным оборудованием, библиотекой, лабораторией, и т.д.

А вот у учебного учреждения в этой связи возникает некоторая экономия: сокращаются расходы на организацию учебного процесса, включая, например, расходы на оплату коммунальных услуг, сокращаются расходы на эксплуатацию мощностей, используемых в образовательном процессе.

В юридическом сообществе предлагаются следующие способы правового воздействия на учебные учреждения при предъявлении требования о снижении (перерасчёте) стоимости обучения при переходе с очной на дистанционную форму обучения.

1. Применить к спорному правоотношению положения закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1"О защите прав потребителей", а также пункты 17 и 19 постановления Правительства РФ от 15 августа 2013 № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг". Но тут придётся доказать недостатки образовательной услуги – уменьшение объема часов, сроков проведения сессии, предусмотренных учебным планом, сбои при обучении через Интернет, отсутствие участия преподавателя при дистанционном обучении, обучение проводится не в том месте и не в тех условиях, которые указаны в договоре, программе обучения или учебном плане, иные обстоятельства, ухудшающие качество оказываемой образовательной услуги.

Существенным обстоятельством в пользу студента здесь может стать отсутствие при заключении и исполнении договора обязанности студента по обеспечению самого себя техническими условиями для дистанционного обучения: компьютером, связью (включая её оплату), веб-камерой, а значит об этом должен позаботиться инициатор – как минимум вуз и компенсировать студенту затраты или предоставить необходимое оборудование и средства.

2. Вариантом решения данного вопроса может стать и изменение условий договора в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьёй 451 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этом случае судом должны быть установлены такие обстоятельства, что если бы стороны знали о них заранее, то не вступили бы в договорные отношения или заключили договор на иных условиях.

Возможно, это приемлемо для учебных учреждений, где готовят специалистов по профессии из перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

3. Студентам также советуют фиксировать и записывать при обучении по Скайпу задержки звука, обрывы видеосвязи и прочие недостатки использования бесплатных или дешевых тарифов сервисов и потребовать частичного возврата стоимости обучения в связи с неспособностью обеспечить адекватные каналы видеосвязи и, как следствие, значительным ухудшением качества образовательной услуги учебного учреждения.

Каковы шансы положительного исхода дела в пользу студентов в судебном процессе по выше перечисленным основаниям?

Дело в том, что в действующем законодательстве, регламентирующем образовательную деятельность, нет чёткого законодательного определения дистанционной, очной, заочной форме обучения. Поэтому главным контраргументом со стороны образовательного учреждения ожидаемо станет следующая позиция (цитата): «Да, действительно, в вашем договоре указано, что вы приняты на очную форму обучения. И, конечно, вам обязаны оказывать услуги очно. Но дистанционное обучение – это не какая-то иная форма обучения, это способ реализации образовательных программ (ст. 16 Закона об образовании). То есть условия договора не изменяются. По-хорошему даже допсоглашения к договору не нужно заключать».

Более того, вузы заявляют, что их расходы даже увеличились или перераспределились в связи с использованием новых технологий, зарплаты преподавателям также платятся. То есть веских оснований снижать стоимость обучения у них нет.

Ситуация, конечно, может разрешиться после принятия соответствующего нормативно-правового акта. В настоящее врем Государственной думой РФ рассматривается законопроект, согласно которому организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана будет снизить стоимость платных образовательных услуг в случае временной (более двух рабочих недель подряд) реализации образовательных программ высшего образования с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, по которым не допускается применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в том числе в случае угрозы возникновения и (или) возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части.

«Так как не разработаны четкие стандарты такого обучения, то по факту часть вузов перевели студентов практически на заочную форму обучения, отправляя задания студентам и собирая их ответы, по минимуму привлекая преподавателей. При этом сохранив оплату, как заочное обучение», – говорится в пояснительной записке к законопроекту

Порядок снижения стоимости платных образовательных услуг в указанном случае будет устанавливаться локальным нормативным актом образовательной организации.

Законопроект зарегистрирован и направлен председателю Государственной думы 12 декабря 2020 года, поэтому увидеть его в действии удастся относительно не скоро, и удастся ли вообще?

14 комментариев
Понравилась публикация?
28 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 14
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Литературный критик Бойников Александр
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 582.2к
29.12.2020, 17:18
Тверь

Сколько шума вокруг студентов! А о проблемах, которые возникают при этом виде обучения у преподавателей, ни слова. Мы тоже эксплуатируем свою личную технику (чего делать по закону не обязаны), вдвое, а то и втрое больше обычного расходуем электричество и т.д. К тому же студенты, которые прогуливали занятия семестрами при очной форме обучения, то же самое делают при дистанционке. Так что пусть не вопят о снижении платы за обучение.

+9 / -10
картой
Ответить

Временные затраты добросовестных преподавателей специальностей с технической направленностью возросли минимум в два раза, рабочий день стал абсолютно ненормированным, а затраты на обеспечение дистанционных технологий выросли. И это нельзя сравнивать с заочным образованием, так как учебные занятия планируются по тому же принципу. Преподаватели привязаны к расписанию и объём аудиторно-дистанционных занятий остался без изменения. Возможности студентов по связи с преподавателями не уменьшились, а увеличились, а временные затраты преподавателей в связи с неорганизованностью таких занятий и консультаций возросли. Также преподаватели сидя много времени перед компьютерами мало двигаются и теряют своё здоровье и зрение. Если всё подсчитать скрупулёзно, то стоимость таких занятий не уменьшается, а возрастает. Так как преподаватель вынужден готовить массу материалов в письменном виде, то оплата труда преподавателей должна ещё и вырасти!

+9 / -5
Ответить

Полностью поддерживаю.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Вы что совсем с головой не дружите!? Что там у вас возросло? А студент, не работает, поступил на очное, чтобы получить достойное образование, так еще и не учат его как полагается и за это плати одинаково?

+11 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Сын учится дистанционно сидя по 12 часов за компьютером, глаза болят, да и другие проблемы, учителя проводят занятия из колледжа, уроки проводят, а потом на дом куча заданий, пед колледж. Практика онлайн, так что дети теряют не меньше здоровья чем учителя, но комунальные услуги колледжа действительно меньше, колледж пустует, а практика будущего учителя онлайн для группы одногрупников вообще маразм, но почти все учителя молчат, что все это незаконно и не поддерживают родителей против дистанционки.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

А добросовестные студенты? Им как быть? Во-первых, затраты, во-вторых, достойного обучения нет, обычных лекций не бывает, ни каждый день, но часто! Одно то, что поступали на очное обучение, чтоб ходить на лекции в универ, учиться полноценно, узнать, что такое студенческая жизнь-невозможно! Если б мы хотели, мы бы и сами поступили на дистанционное или на заочное обучение, а так получается принудительно учимся по такой форме! Конечно не Вы виноваты в этом, но и не студент и стоимость на каждой форме обучения не одинаковая, а своя! Поэтому и оплата должна быть соответственная!

+15 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Мне кажется нет причины нападать на преподавателей, они такие же жертвы эпидемии как и ученики-студенты.

Но всё же, есть выгодоприобретатель, это сам ВУЗ или школа. В период дистанционного обучения, само здание несёт потери минимальные, переложив коммунальные услуги на плечи преподавателей и обучающихся.

Вроде что там! Комуналка! Эка невидаль! А посчитать по квартирам так вроде как и нифига себе! 60 м 2 стоят ныне 7-10 т рубликов! Школы и университеты, думаю в квадратуре чуть больше будут. Вот и вопрос, деньги за обучение уплачены, деньги на пандемии сэкономлены, не великие, но всё таки. Где они? Да и снижения, если разделить сэкономленные на всех студентов, будут минимальные. Больше возни.

Требования студентов и их родителей о снижении обучения обоснованы, но жадность не победить!

+5 / 0
Ответить

Правильно, вот так мы и живем, жадность конечно не победить, но и молчать не нужно, запихав язык кое-куда и дальше терпеть это безобразие!

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)

Автор, откуда вы знаете, что у вузов есть экономия? Ведь в данном случае на дистанционку отправляли не всех сразу, а только ту группу, где есть заболевший или контактный. Поэтому часть оставалась на очке, а вторая - на дистанционке. И коммунальные услуги как оплачивались, так и оплачиваются. Более того, повышение стоимости коммунальных услуг почему то никто не отменил, в том числе и для вузов. И если уж на то пошло, то нагрузка на преподавателей выросла в разы: они должны были читать очно лекции, а потом приходить и садиться за компьютеры, чтобы заниматься со студентами дистанционно.

А что касается сокращение расходов на лаборатории, то видимо вы не в курсе, что вузы были вынуждены закупить виртуальные лаборатории, чтобы продолжать практические занятия. Потрачены были миллионы средств на увеличение скоростей и расширении систем хранения данных. Студентам оплачивали материальную помощь (на отъезд к мету проживания, на проведение тестов ПЦР, некоторые вузы - даже на приобретение компьютеров и т.д.). И теперь у нас студенты оказались самые обездоленные! Удивительно.

Абсолютно не всесторонний анализ.

+2 / -1
картой
Ответить

Лично знаю, потому что с сентября на дистанционке, а не переходили с очки, на первом курсе и не знаем что такое очка до сих пор и вижу как нас прям каждый божий день учат, в кавычках! А деньги взяли по полной!

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

И что за материальная помощь студентам, впервые слышу о таком, каждый институт, смотрю, по своему с ума сходит, в данное время!

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Елена Александровна, здравствуйте! Можно вопрос?! Школы перевели на ДО. Должен ли работодатель компенсировать учителям затраты на электроэнергию и интернет!?

+2 / 0
картой
Ответить
DELETE

ЛюдмилаПишет 29.12.2020 в 18:42
Должен ли работодатель компенсировать учителям затраты на электроэнергию и интернет!?

Норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю, 3-4 урока в день, а ученики старших классов сидят за компьютерами 6-8 часов в день только на уроках плюс время на выполнение домашних заданий и многочисленных тестов на ПК (у меня внучка в 7 классе, сидит за ПК до 10-12 часов в день), следовательно, им тоже надо оплачивать электричество и интернет даже больше чем учителям. Да и здоровья ученики много гробят сидя за компьютерами, особенно портится зрение.

Александр, нормы нормами, но...начинается работа в 7 утра и заканчивается в 22.00 Никто ее не нормирует! И нагрузка на глаза в три раза больше, чем если бы учителя просто проверяли тетради. Не вам мне говорить о зрении! Вопрос был задан не вам, а юристу.

+2 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (14)

"Вирус" Экономического Кризиса: COVID-19 и Его Разрушительное Влияние на Мировую Экономику

Пандемия COVID-19 стала не только глобальной трагедией в области здравоохранения, но и мощным катализатором экономического кризиса, который затронул практически все страны мира. Подобно вирусу,...

«Здравствуйте, товарищи мигранты»: простой мужик зашёл в автобус и заставил иностранных специалистов заплатить за проезд

Драгоценные иностранные специалисты везут с собой не только бесценные профессиональные навыки, но и очень специфические национальные привычки. Простой мужчина зашёл в московский автобус и очень возмутился тем,...
01:38
Поделитесь этим видео

"Вирус" Экономического Кризиса: COVID-19 и Его Разрушительное Влияние на Мировую Экономику

Пандемия COVID-19 стала не только глобальной трагедией в области здравоохранения, но и мощным катализатором экономического кризиса, который затронул практически все страны мира. Подобно вирусу,...

Тень алчности: Как в Сочи научились монетизировать воздух и солнечные лучи.

В мэрии Сочи объяснили причину появления доплаты за места в тени на пляжах В мэрии Сочи, видимо, решили, что курортный сезон — это не только время для отдыха, но и золотая жила для изощрённого вымогательства.

Внимание, фейк! Сотовые операторы не вводили новую плату за гудки и прослушивание мелодии

Сегодня поговорим о таком вопросе, как появление фейков в сети «Интернет» фейковой новости о том, что якобы начали взимать с абонентов плату за прослушивание мелодии и гудки с момента начала разговора.

Как я тысячу на продукты зарабатывала

Я нарезала круги, забредая всё дальше и дальше, захватывая один магазин за другим, в итоге получилось у меня рекорд поставить, но обо всём по порядку. Всем привет, меня зовут Людмила, мне 47 лет.

Россиян ждет рост тарифов на услуги ЖКХ: насколько увеличатся суммы в квитанциях. Регионы-лидеры по повышению платы ЖКХ, а кому еще дали подышать

В июле прогнозируется очередное увеличение стоимости коммунальных услуг. В разных субъектах федерации рост составит от 4% до 15%. Предыдущее подорожание затронуло оплату общедомовых нужд, капитального ремонта,
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы