Продолжение публикации "Резеда", Ричард Паркер, Морской закон и королевская казуистика

91 дочитывание
10 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Морской закон

Морской закон или Морской обычай (Custom of the sea), на который ссылался капитан на суде, гласит:

  • В случае, когда экипажу после кораблекрушения грозит голодная смерть, капитан (только он или старший по званию после него) может принять решение о жребии.
  • Его решение должна поддержать большая часть команды, оставшихся в живых.
  • Жеребьёвка должна проходить только добровольно и только среди членов экипажа.

Что происходит после того, как у кого-то оказывается самая короткая спичка или щепка?

  • Он добровольно жертвует собой, своей жизнью и плотью, ради спасения жизни остальных.

Закон не прописан нигде, но соблюдался моряками из века в век, и при таких обстоятельствах убийство себе подобного не считалось преступлением, как и каннибализм.

Вот об этом Custom of the sea и говорил капитан Дадли, когда описывал сложившуюся драматическую ситуацию после крушения «Резеды».

Ещё одно отступление

История знает около 50-ти достоверных случаев, когда Морской закон спасал выжившим жизнь и не только на море.

Так, китобойное судно «Эссекс» в 1820-м году потеряло управление после атаки кита, и экипаж был вынужден покинуть судно, чтобы добраться до материка. Путешествие затянулось, и экипаж прибегнул к жеребьёвке и каннибализму.

В 1874-м оставшиеся в живых моряки затонувшей шхуны «Понт Эвксинский» были вынуждены убить и съесть своего товарища по несчастью, на которого пал жребий.

В Южной Атлантике судно «Эвксин» в 1874 году потерпело крушение после пожара, пассажиров рассадили по шлюпкам и стали ждать спасения. По несчастью, одна из шлюпок, в которой находился второй помощник капитана Арчер, потерялась и долго болталась в открытом море, пока их не прибило к острову Ява. Сойдя на берег, помощник капитана честно рассказал, что им пришлось прибегнуть к морскому обычаю жеребьёвки – Морскому закону, что и дало возможность остальным остаться в живых.

Власти Сингапура поначалу возбудили дело, как «вынужденное убийство», но потом «спустили на тормозах» и Арчер благополучно вернулся на родину – в Англию.

В каннибализме обвиняли и членов экспедиции Джона Франклина (1845-1847 гг), больше известная, не как экспедиция по по освоению Арктики, а как Пропавшая экспедиция.

«В 1981 году группа учёных во главе с Оуэном Битти, профессором антропологии из Университета Альберты, начала серию научных исследований могил, тел и других артефактов, которые оставила после себя экспедиция Франклина на островах Бичи и Кинг-Уильям. ... Отметины на человеческих костях, обнаруженных на острове Кинг-Уильям, рассматривались как признаки каннибализма» - из Вики.

Те же подозрения коснулись и арктической экспедиции Адольфа Вашингтона Грили (1881-1884 гг), когда погибло 18 участников из 25. Эксгумированные тела однозначно указывали на страшную участь погибших.

В октябре 1972 года команда регбистов из Уругвая вместе с друзьями и родственниками летела в Чили рейсом 571.

Самолёт буквально воткнулся в один из пиков Анд и, потеряв хвост и крылья, на фюзеляже съехал в долину.

Из 45 человек выжили 16.

Через месяц живые начали есть замороженных мертвецов. Чтобы соблюсти хотя бы видимость приличия, выжившие договорились между собой: каждый, кто умрет в ближайшее время, пожертвует свое тело остальным.

Вот интересный момент: узнав про каннибализм, журналисты начали штамповать уничижительные заголовки и писать разгромные статьи, однако, католическая церковь, наоборот, выступила с заявлением, в котором оправдала действия пассажиров самолета.

Во всяком случае, в период с 1900 года по 2000 зафиксировано всего 15 случаев каннибализма, во имя спасения оставшихся в живых после различных крушений. Однако не известно, выбирал ли жертву жребий или жертвой оказывался самый слабый…

Но вернёмся к экипажу «Резеды»!

Возвращение

29 июля 1884 года, через 4 дня после убийства Ричарда Паркера, вахтенный немецкого барка «Монтесума», шедший в Гамбург, заметил крохотную точку на горизонте. Ближе оказалось, что это дрейфующая шлюпка с остатками самодельного паруса на самодельной мачте.

Вскоре капитан Томас Дадли, его помощник Эдвин Стивенс и матрос Эдмунд Брукс поднялись на борт барка. Следом за ними была поднята на борт шлюпка с останками расчленённого трупа Паркера. Никто не пытался скрывать случившиеся, поскольку ещё раньше было решено, что нужно рассказать правду, потому что Морской закон защитит их.

6 сентября троих из экипажа «Резеды» высадили в английском порту Фэлмут, где они сразу явились в полицию и дали чистосердечные показания: признались в убийстве с целью выживания и надеются на защиту Морского закона и Господа Бога.

Полиция передала информацию в Министерство внутренних дел, а оттуда, через министра сэра Уильяма Харкорта, попала к Генеральному прокурору сэру Генри Джеймсу, который решил задержать моряков до решения их участи в Адмиралтействе Лондона.

Через несколько дней из Лондона пришёл приказ задержать этих троих и предать суду по обвинению в убийстве.

Суд

Обвинение исходило от министра Уильяма Харкорта, поддерживал его государственный обвинитель Артур Чарльз, требовавший для обвиняемых смертной казни.

Уильям Харкорт выступил в начале суда (3 ноября 1884 г Эксетер (Девоншир, Англия)) с речью, в которой значилось:

«Осознавая всю исключительность данного случая, мы не можем создавать прецедента, оправдывающего умышленное убийство и каннибализм. В будущем все убийцы и людоеды будут требовать для себя оправдательного приговора, основываясь на «деле об убийстве Ричарда Паркера». Во имя торжества закона и будущего человечества убийцы должны быть осуждены! Я считаю, что это необходимо сделать не для наказания конкретных несчастных, к которым я питаю определенное сочувствие, а ради будущего!»

Адвокат Артур Коллинз, наоборот, требовал полного оправдания подсудимых:

«В каждом из нас заложен природой долг и право отдать свою жизнь защищая жизни других! Если вы хотите лишить людей этого права, то смогут ли жители нашей страны, как и жители других стран, гордится званием человека?! Паркер умирал, это доказано исследованием его останков, открыто и добровольно переданным подсудимыми для исследования. Он умирал, а они могли выжить. И выжили! »

В общем, спор разгорелся нешуточный. Большую роль здесь сыграла общественность. Люди, разогретые различными печатными изданиями, готовы были биться грудь в грудь у зала суда (да и в самом зале!), отстаивая противоположные мнения.

Что же послужило мотивом для обвинительного посыла?

Жребий! Ричард Паркер находился в том состоянии, когда тянуть жребий просто не мог, а значит, не мог ни принять решения, ни согласиться со своей участью. По сути, это действительно являлось предумышленным убийством лица, заранее находящимся в беспомощном положении, но…

Получилось, что ради выживания, что допустимо, убили и съели юнгу, но вот убийство–то оказалось предумышленным, а потому наказуемым.

Даже Дадли признал, что жребий за них выбрала судьба, а шансов выжить у Паркера не было в любом случае.

Слушание продолжалось три долгих дня, были заслушаны чиновники, юристы, армейские и флотские офицеры.

Прибыл на суд и старший брат Ричарда – Дэниэл Паркер, который публично простил моряков, пожал руку капитану и сказал, что он «гордится своим братом, поскольку он пожертвовал собой ради спасения других».

« Я ни в чём не могу обвинить этих людей, потому что я тоже моряк и понимаю в морском деле больше, чем всякие судейские!» - закончил он свою речь.

Ключевым свидетелем по делу выступал матрос Эдмунд Брукс.

Он рассказал, что сначала был против убийства Паркера и не участвовал в нём, что сильно подточило позицию защиты, поскольку был не соблюдён пункт о принятии единогласного решения в Морском законе.

Однако искушённый в судейских баталиях адвокат ловко заставил Брукса проговориться о том, что тот тоже принимал участие в поедании останков Паркера, а значит, выразил тем своё согласие с происшедшим.

К тому же, Брукс подтвердил, что положение было не просто плачевным, оно было критическим, и, если бы его товарищи не прибегли к столь крайней мере, то гибель всех четверых была бы неизбежной.

Капитан Дадли взял последнее слово:

«Решение принял я и только я! Властью капитана для защиты вверенных мне людей. Значит, я и только я несу за него ответственность. Это было страшное решение для меня, но оно было вызвано только крайней необходимостью. Мною двигало только одно – спасение тех, кто доверился мне. Да, я потерял одного из членов команды, но в противном случае, погибли бы все. Мне остаётся только всю жизнь молить Господа о прощении, и я буду делать это всю жизнь!»

В ответ на его слова зал суда разразился аплодисментами.

Получалось, что состав преступления, вроде как, налицо, но присутствующие в зале суда люди, включая присяжных, готовы были «костьми лечь» за оправдательный приговор.

Судьи были в замешательстве и поэтому переложили с себя ответственность за принятие решения в высший суд – Суд Королевской скамьи.

Решение суда

Высший суд особо не заморачивался и 4 декабря 1884 года вынес обвинительное заключение, которое предполагало смертную казнь через повешение, обосновав своё решение вопросами этики.

Типа, плохо, очень плохо убивать человека, который не способен себя защитить!

В следующем пункте своего заключения Суд Королевской скамьи принял ещё одно решение – помилование особым постановлением, теперь уже опираясь на вопросы целесообразности:

«В обычном случае спасти свою жизнь составляет долг каждого, но бывает так, что очевидный и высший долг – принести ее в жертву.

Во время войны бывает множество ситуаций, когда долг человека – умереть, а не выжить.

В случае кораблекрушения таков долг капитана перед его командой, команды – перед пассажирами, солдат – перед женщинами и детьми.

Этот долг накладывает на мужчин моральную обязанность не сохранения своей жизни, но жертвования ею, и от нее как ранее не уклонялись, так и в будущем да не уклонятся мужчины ни в одной стране, и в первую очередь, надеемся, в Англии!»

Так и хочется произнести с пафосом: «Аминь!»

После предварительной консультации с коллегами по процессу, сэр Харкорт предложил Коллинзу согласиться на шесть месяцев тюремного заключения его подопечных. Коллинз возражать не стал.

20 мая 1885 года трое несчастных, выживших после всех выпавших на их долю злоключений, покинули стены одной из лондонских тюрем, а затем и сам Лондон.

Дальнейшая их судьба туманна, как и сам Туманный Альбион.

Вроде как Дадли всё-таки добрался до Австралии, откуда посылал семье Паркера скромное содержание.

Стивенс закончил свои дни в лечебнице для душевнобольных.

Брукс спился и следы его затерялись на дорогах старой Англии.

А вот прецедент остался! И сохраняет своё юридическое значение по сей день: Совершать убийство с целью собственного выживания нельзя, но если в этом есть необходимость, то можно!

Вот такая вот королевская казуистика!

И немного хорошей музыки в заключение. По теме нашего разговора, разумеется!

Использованы материалы:

https://diletant.media/

https://echo.msk.ru/

https://www.yachtrussia.com/

https://nostradamvs.livejournal.com/

https://zen.yandex.ru/

https://masterok.livejournal.com/

https://document.wikireading.ru/

https://www.sports.ru/

https://www.youtube.com/

10 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 10
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

"Дальнейшая их судьба туманна, как и сам Туманный Альбион. Вроде как Дадли всё-таки добрался до Австралии, откуда посылал семье Паркера скромное содержание.

Стивенс закончил свои дни в лечебнице для душевнобольных.

Брукс спился и следы его затерялись на дорогах старой Англии."

Тогда ...стоило ли...?

DELETE

Да, печальная история и печальная судьба. Из всех троих в морском промысле остался лишь Дадли, он смог пережить то, что произошло на борту шлюпки и последующее судилище - капитан, как никак! А вот Стивенс и Брукс "сломались". Не каждому дано пережить подобное и "остаться в здравом уме и твёрдой памяти".

Но в любом случае - это был их шанс, они им воспользовались, а дальше распорядились этим шансом на жизнь кто как сумел.

Спасибо за комментарий!

DELETE

Не спорю Ирина! Не осуждаю, нет! Думаю, ....а я бы смогла...так? В разных ситуациях была по жизни конечно, но... Наверное,... я бы предпочла застрелиться (как на видео). Потом жить с этим...

DELETE

Светлана ШилкаПишет 25.10.2021 в 13:44
Думаю, ....а я бы смогла...так? В разных ситуациях была по жизни конечно, но...

Это такая сложная тема, такой невыносимый выбор...! Невозможно предсказать, как могут или должны вести себя люди в такой ситуации... Поэтому, наверное, и жив до сих пор Морской закон, он разрешает данный спор однозначно.

Знаете, что написал в своей книге Нандо Паррадо - один из выживших в рейсе 571?

"Я знал, как сильно табу на эту тему, но если меня и одолевали сильные эмоции в тот момент, то это было негодование. Я негодовал из-за того, что судьба заставила нас выбирать между ужасом каннибализма и ужасом неминуемой смерти.

Знаете, у цивилизации очень тонкая кожура. Перед страхом смерти не думаешь о том, что никак нельзя себе представить в нормальной обстановке."

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Очень интересно.

DELETE

Благодарю! Я старалась!

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Замечательная интересная статья. Большое спасибо. Если таков морской закон- спасаться от голодной смерти, поедая себе подобного- морякам виднее.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Благодарю, Елена Дмитриевна!

Я тоже думаю, что этих людей нельзя судить обычным человеческим судом. У них другой судия, повыше всех верховных судов будет!

раскрыть ветку (0)

Спасибо, интересно

+2 / 0
картой
Ответить
DELETE

Благодарю!

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

«Испуганный хомячок»: Высокопоставленный и упитанный сотрудник МИД получил срок за шпионаж в пользу США. Нужна ли высшая мера социальной защиты?

Воистину, самым сильным и тупым чувством человека надо провозгласить жадность. Обеспеченные, благоустроенные
01:44
Поделитесь этим видео

«Испуганный хомячок»: Высокопоставленный и упитанный сотрудник МИД получил срок за шпионаж в пользу США. Нужна ли высшая мера социальной защиты?

Воистину, самым сильным и тупым чувством человека надо провозгласить жадность. Обеспеченные, благоустроенные
01:44
Поделитесь этим видео

Суд простил мужчине кредит, взятый на него мошенниками с его телефона — но пришлось два года судиться

Когда-то я уже разбирал похожую историю — тогда пенсионера убедили взять кредит и перевести деньги на «безопасный счет», а суды отказались списывать долг. Но в этом деле ситуация сложилась иначе:...

70 лет назад в роддоме перепутали двух новорожденных девочек. Недавно они узнали правду и потребовали 20 млн рублей компенсации

История выглядит как сценарий телесериала, но на самом деле она произошла в СССР в начале 50-х годов. Ошибка медиков аукнулась спустя десятилетия — и в итоге дошла до Верховного суда. Разберёмся,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы