Три пика школьного стресса. Как с ним бороться?

Увы, но не для всех «школьные годы чудесные», как поется в известной песне. Дети сталкиваются в школе с плохими отметками, критикой преподавателей, которая кажется обидной, а то и буллингом со стороны одноклассников. Если ребенок испытывает стресс в школе, то это повод обратиться к психологу.
Три пика школьного стресса

Стресс – это естественная реакция организма, он необходим для адаптации к изменениям внешней среды. Во время стресса происходит выброс гормонов, тем самым организм повышает нашу способность к действиям. Но затяжной стресс переходит в состояние дистресса, а это уже опасно для здоровья. Когда организм находится в состоянии стресса, он работает на пределе возможностей, поэтому со временем его ресурсы истощаются, и у человека снижается работоспособность, увеличивается время реакции.
В жизни школьников есть три стрессовых момента:
1. поступление в первый класс;
2. переход в пятый класс;
3. подготовка к экзаменам.
В эти периоды высокий стресс может перейти в хроническое состояние. Рассмотрим эти моменты более подробно.
Первый класс

Поступление в школу вызывает у ребенка не только радостное возбуждение, но и сильный стресс. Это связано с новым коллективом, строгими школьными правилами, изменением привычного режима дня. Для адаптации ребенку обычно требуется один-два месяца. Если с утра первоклассник идет в школу с неохотой, а возвращается в хорошем настроении, то это нормально. Он просто привыкает к новым обстоятельствам. Но если ребенок отказывается идти в школу, ссылаясь на плохое самочувствие, а возвращается несчастным, и так происходит больше двух месяцев, то это повод бить тревогу.
Для начала стоит поговорить с учителем. Опытный педагог должен понять, что с ребенком не так, и вместе с родителями найти пути решения проблемы. Бывает, что первокласснику трудно привыкнуть к школьному режиму. Поэтому лучше приучать ребенка к ранним подъемам еще с лета. А если ваш ребенок привык спать днем, то после школы дайте ему такую возможность, не сажайте сразу за уроки.
В начальной школе могут появиться и первые признаки травли. Но обычно педагоги младших классов сразу вмешиваются в детские конфликты и вовремя их разрешают. Однако родителей ситуации травли ребенка должны насторожить. Но не нужно сразу, без разбора пытаться наказать обидчиков. Возможно, в конфликте виноват именно ваш ребенок, или же у него проблемы с социализацией. Тогда ему может потребоваться помощь психолога или даже психиатра.
Если у ребенка маленький круг друзей, и сам он не обладает лидерскими качествами, то это нормально. Главное, чтобы не возникало проблем со сверстниками. Но если ребенок не может выстроить отношения практически ни с одним одноклассником, то это уже проблема. И если такого ребенка травят, нужно выяснить, чем он провоцирует подобное отношение.
Пятый класс

Когда ученик переходит в среднюю школу, он сталкивается с новыми правилами: вместо одного учителя – разные педагоги по всем предметам, ежечасная беготня по школьным кабинетам. У каждого учителя разные подходы, да и нужный кабинет порой бывает на первых порах сложно найти. На адаптацию обычно уходит один-два месяца, а стресс может растянуться на весь учебный год. Поэтому у пятиклассников снижение успеваемости – обычное дело.
Психологи советуют на этом этапе поддержать ребенка и не ругать за плохие отметки. Успеваемость улучшится к 6-7-му классам. Если не сложились отношения с какими-то учителями, лучше не дожидаться вызова в школу, а прийти к ним самим, чтобы спокойно поговорить. Также не стоит, не разобравшись, бросаться защищать своего ребенка, который пожаловался, что учитель к нему придирается.
В конфликте не бывает виноват кто-то один, а дети часто, поступая некрасиво, боятся признаться в этом родителям и сваливают вину на других. В исключительном случае можно добиться у завуча перевода вашего ребенка в другой класс. Но единственная «тройка» по отдельному предмету – это далеко не повод для перевода.
9-11 классы

В старших классах основной причиной стресса становятся, конечно же, предстоящие экзамены. Накануне для испытания и в сам день Х волнение достигает пика. В стрессовых ситуациях тело напрягается, дыхание учащается, легкие работают на полную мощность, поэтому бывают случаи, когда ученики перед экзаменами задыхаются в буквальном смысле этого слова. А когда организму не хватает кислорода, мозг работает хуже. А это уже опасно для результатов экзаменов.
Психологи советуют накануне экзаменов пройти предстоящий путь по шагам, вплоть до того, что взять с собой и как ехать. Это поможет снизить стресс. Во время самого экзамена важно постараться полностью расслабиться и дышать ровно. Расслабление тела поможет мозгу сосредоточиться.
Помимо стресса от подготовки к экзаменам, в этом возрасте у некоторых подростков возникают трудности в общении с одноклассниками. Умных детей, успевающих в учебе, сверстники не принимают, и на переменах они часто оказываются в изоляции.
Таким подросткам можно предложить позаниматься на курсах по развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств. Здесь научат общаться и правильно подавать себя. Появится новый круг общения и друзья. Переводить детей в другую школу в таких случаях смысла нет: во-первых, это лишний стресс, во-вторых, из-за особенностей интеллекта и характера ситуация может повториться.
Претензии родителей

Наряду с естественным стрессом, на ребенка давят родители со своими претензиями и ожиданиями. Если у него не ладится с учебой, называют ленивым и неорганизованным. Возможно, так и есть, но это – результаты глубинных проблем.
Патологическая лень

Не всегда ребенок плохо учится, потому что он ленится выполнять задания. Бывает, школьники просто устают. Если же ребенок хронически не успевает по многим предметам, речь может идти о такой проблеме, как незрелость функций мозга. Первые симптомы этой патологии проявляются еще в дошкольном возрасте, а в начальной школе становятся явными: ребенок плохо читает, пишет буквы в зеркальном отражении. Эти проблемы не «перерастаются». В начальных классах ученик не сможет усваивать программу, а в средних окружающие будут считать его лентяем и неудачником.
Специалисты советуют обратить внимание на то, как ребенок делает домашнюю работу:
• самостоятельно ли выполняет трудные задания?
• повторяет ли ошибки?
• пытается ли сам добиться результата или бросает, если не получается?
Если постоянно возникают такие трудности, возможно, нужно обратиться к нейропсихологу. Он поможет выявить характер проблем в обучении и скорректирует процесс ускорения знаний при помощи специальных методик. Возможно, предложит и другие комфортные для ребенка подходы к организации учебы.
Неорганизованность

Если вы не научили своего ребенка планировать время в 1-м классе, то не поздно это сделать и в 9-м. Тут главное – не подходить к этому делу формально. Родители должны на своем примере показывать важность планирования, иначе толку не будет.
Если у вас ученик начальной школы, то научите его определять время по часам, составьте расписание и повесьте его на видное место. В этом графике должно быть предусмотрено все: время на занятия, прогулки, игры, чтение книг, просмотр телевизора. Расписание должно стать частью жизни вашего ребенка. Следите за тем, чтобы этот график не нарушался.
Но самый лучший способ приучить ребенка к режиму – собственный пример. Когда приходите домой с работы, старайтесь делать свои дела в одно и то же время. Также не забывайте и об отдыхе. Включите в расписание школьника время для игр: это не безделье, а важная часть развития.
Отсутствие интереса к учебе

Это может проявляться в любом возрасте. В младших классах причиной часто служит то, что в дошкольном возрасте ребенок посещал курсы раннего развития. Он уже многое знает и умеет, и школа ему – не в новинку.
В средней школе убить у ребенка интерес к занятиям можно излишней опекой. Когда родители делают за ребенка уроки, контролируют каждый его шаг, у него появляется чувство, что ему самому учеба не нужна.
Психологи говорят, что мотивация формируется изнутри. Ребенок не должен учиться по принуждению. Правильно делают родители, когда говорят: «Учеба – это твоя работа, как у папы». Но в учебе ребенок должен быть самостоятельным. Помогать ему можно, но не делать уроки за него.
Если в начальных классах ребенка еще можно как-то заинтересовать учебой, то в старшем возрасте можно прибегнуть и к радикальным мерам: не хочешь учиться – иди работать. Не стоит силой тянуть подростка до 11-го класса, а потом отдавать в платный ВУЗ, если он не желает учиться. Пусть после 9-го класса идет работать, в этом возрасте, с разрешения родителей, можно официально устроиться. А если поймет, что образование ему все-таки нужно – вечерние школы никто не отменял.
Если же интерес к учебе так и не появился, то и в этом случае родители выполнили свою задачу – дали ребенку самостоятельность. Если ему нравится работать и зарабатывать деньги, и у него это хорошо получается, значит, он нашел свой путь в жизни.
Итак, школьные тревоги и огорчения неизбежны, они являются естественной частью взросления. Но чтобы объективно оценить ситуацию, нужно разговаривать и с ребенком, и с учителями. Поддерживайте своего ученика и не давите на него своими ожиданиями, ведь счастливый ребенок – дороже хороших отметок.
Первый класс стресс не только для ребёнка, для родителей тоже))))
это естественная защитная реакция организма, именно поэтому бороться с ним абсурдно.
Родители должны помогать своим детям, тогда всё будет нормально
С детьми всегда нужно разговаривать