«Наехали» на люк и повредили свой автомобиль. Кто будет возмещать ущерб? Кому предъявлять требования?

Увы, это довольно распространенная ситуация. Есть такие улицы (!), где число этих люков составляет до 100 штук на 3 километра. К сожалению, исключить аварийную ситуацию из-за этого препятствия не всегда удается, но зачастую нельзя найти собственника конкретного люка, и сразу может возникнуть вопрос, а с кого и как требовать возмещения ущерба. Давайте в общих чертах разберемся с подобной ситуацией.
Что такое люк?
Согласно требованиям ГОСТа, люк – это верхняя часть перекрытия смотрового колодца. Смотровой колодец сам по себе не может никому не принадлежать, т.к. это, в первую очередь, один из объектов дорожной и градостроительной инфраструктуры.
Соответственно, владелец смотрового колодца и должен быть собственником «злосчастного» люка, и к этому собственнику в первую очередь и необходимо предъявлять претензии. Это может быть и администрация, и Горводоканал, и Автодор, и специализированный застройщик, а также иные структуры, обслуживающие инженерные сооружения и связь, и даже ТСЖ. Но не всегда всё может быть настолько однозначно.
Что делать, если автомобиль поврежден при таких обстоятельствах?
Ответ только один: сразу вызывать ГИБДД и фиксировать данный факт. Обращаться в экспертную организацию для установления механизма образования и размера ущерба. Одновременно с этим, попытаться самостоятельно установить собственника этого люка (запросить у потенциальных собственников – в местной администрации, в департаменте (управлении) имущественных отношений, управлении автодора, в водоканале сведения о собственнике этого смотрового колодца). Направить в эти организации письменные претензии о возмещении причиненного ущерба (в Росреестр - не вижу смысла обращаться, т.к. по закону, они в выписке из ЕГРН не вправе предоставлять сведения о собственнике).
После получения отказов или вообще, неполучения ответов можно обращаться в суд.
Если люк оказался бесхозяйным (нет собственника) – кто будет отвечать?
На этот счет уже имеется совершенно однозначная практика суда, в т.ч. апелляционной инстанции, отвечать должна администрация города, если дорога была в границах городского округа.
В частности, была ситуация, когда в результате «наезда» на подобный люк, были причинены значительные повреждения автомобилю. В ходе рассмотрения дела было установлено, что по факту, это имущество – люк (смотровой колодец) является бесхозяйным.
Что решил суд?
Суд первой инстанции принял все меры для установления собственника (балансодержателя) колодца, но таковых установлено не было.
В такой ситуации суд взыскал причиненный ущерб с городской администрации. При этом суд руководствовался Законом об общих принципах организации местного самоуправления. В частности.
Именно дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения городского округа.
Администрация города пыталась возразить, но суд апелляционной инстанции был непреклонен, решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, а жалоба администрации – без удовлетворения.
Подводя итоги
Если Вашему имуществу был причинен ущерб в результате ненадлежащего обеспечения сохранности дорог местного значения, «виновный» найдется, даже если конкретный собственник люка не установлен. Будет отвечать администрация, и отговорки на «бесхозяйность» имущества не помогут. В данной ситуации можно будет еще «добавить» и ссылки на бездействие администрации в части «непостановки» этих объектов на учет в качестве бесхозяйных (но это уже отдельная тема, есть очень много решений судов, когда по искам прокуроров обязывали местные власти принимать меры для постановки на учет подобные объекты).
Вред, который причинен вашему автомобилю будет возмещен в полном объеме. Данная норма закреплена в ст. 1064 ГК РФ. Как правило, если вы не нарушали ПДД и соблюли досудебный порядок, судья будет на вашей стороне
если докажете что не смотрели в это время в смартфон!
Ответственность за открытый люк возлагается на организацию, которой он принадлежит, и которая обслуживает колодец. Например, если это водопроводный или канализационный колодец, отвечать будет водоканал. Если это колодец кабельной связи – провайдер услуг. Чтобы обезопасить дорожное движение, собственник колодца должен обозначить открытый люк соответствующими знаками, при необходимости – оградить. Сделать это нужно в течение двух часов с момента выявления проблемы (ГОСТ 50597-2017). Если вы ехали во дворе и повредили машину, отвечать за это будет организация, на балансе которой состоит колодец. Обычно это водоканал: все коммуникации до ввода в дом обслуживает он. Ответственность для собственника люка предусмотрена ст. 1064 ГК РФ: Вред, причиненный имуществу гражданина, должен быть возмещен в полном объеме. Собственник освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине.
если не смотреть в смартфон а смотреть на дорогу то люк увидишь,
В отделах полиции, в структуре ГИБДД есть должность инспектора по дорожному надзору. Они должны контроливать состояние дорог, и заставлять работать тех кто отвечать за конкретные дорожные учакстки, требовать с них, писать представления об устранении выявленных нарушений. и если не выполняют принять меры наказания.