Минстрой хочет брать деньги с «жалобщиков», если в ходе проверки УК/ТСЖ нарушение не подтвердилось — и другие грядущие новинки в сфере ЖКХ
2 ноября в Калининграде завершился V Всероссийский форум контрольных органов. На нем был озвучен ряд интересных инициатив, в том числе в коммунальной сфере. Одни из них уже начнут работать в следующем году, другие пока находятся в стадии проработки. Я выбрал три, которые могут напрямую затронуть простых граждан.
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
1. Моратория на плановые проверки больше не будет, но это плохо
С 2022 года Постановлением Правительства РФ N 336 был введен мораторий на внеплановые проверки бизнеса и некоммерческих организаций.
В ряде случаев контрольно-надзорные органы могли инициировать проверку только в случае, если поступала жалоба.
Однако в области проверок организаций, управляющих многоквартирными домами, все было наоборот. Госжилинспекция получила право проводить плановые проверки УК/ТСЖ без согласования с прокуратурой.
Но с 2025 года Постановление утратит силу. Это значит:
1. ГЖИ обязана будет согласовывать плановые проверки.
2. В качестве обоснования проверки нужно будет ссылаться на «общефедеральные индикаторы риска», которых еще нет, и никто не представляет, что там будет.
В качестве примера было озвучено, в частности, длительное (5 лет и более) отсутствие в ГИС ЖКХ документов о проведении текущих ремонтов МКД.
Но как это будет на практике — никто пока не знает.
2. Жалобы жильцов сначала направят в УК/ТСЖ
Сейчас недовольные жильцы могут направить жалобы прямо в прокуратуру или ГЖИ, минуя свою УК. По словам Минстроя, это приводит к огромному количеству жалоб, которые могли бы быть решены и без участия госорганов.
Поэтому Минстрой намерен ввести обязательный претензионный порядок. Сначала собственник должен направить жалобу в свою УК/ТСЖ. Только если проблема будет не решена, можно будет обращаться в ГЖИ.
Причем нужно будет предоставить подтверждение, что ранее жалоба подавалась в управляющую компанию, но там ее проигнорировали или отказали.
В противном случае ГЖИ все равно перенаправит жалобу в управляющую организацию, а пожаловаться в Жилинспекцию можно будет после того, как на жалобу не ответили, ответили не по существу или заявитель не согласен с ответом.
Но это будет работать только для жалоб, поданных через интернет.
Если гражданин направит жалобу в обход УК/ТСЖ устно, на приеме в ГЖИ или по почте, то Жилинспекция обязана будет ее рассмотреть, но провести проверку по такому обращению будет нельзя. Что все равно сводит на нет пользу жалобы.
3. За необоснованные жалобы придется платить
Наконец, в Минстрое намерены бороться с «профессиональными жалобщиками» — гражданами, которые заваливают проверяющие органы жалобами на все подряд, в ряде случаев совершенно необоснованными.
В министерстве намерены ввести правило, согласно которому автор жалобы должен будет компенсировать государству затраты на проведение проверки, если нарушение не подтвердилось.
Есть у Минстроя и предложение обложить подачу жалоб госпошлиной, но возвращать ее заявителю в случае, если нарушение подтвердилось.
Однако коллеги из Минэкономразвития назвали такие планы «поспешными решениями», требующими проработки.
Впрочем, в МИНЭКе подтвердили, что в разработке действительно есть меры, направленные на борьбу с «профессиональными жалобщиками», в том числе и материального характера. Как это скажется на простых гражданах — покажет время.
**********
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

Маразм крепчает((( Под формулировку "необоснованность жалобы" сейчас подведут всё, что можно: лишь бы не устранять недоделки, нарушения, но продолжать повышать цены и стричь бабло, по сути - за неисполнение своих прямых обязанностей каждым конкретным чиновником. Они уже просто достали своими фонтанирующими идеями((( 🤬
скоро и за воздух брать будут, мало того ещё и за каждый сезон по разным тарифам, и вопрос долго ли просуществует новая РОССИЯ?
Интересный ход конем. А как человек может обосновать свою жалобу, если документы появляются только после проверки? Или когда не хватает доказательств, чтобы подтвердить нарушение.
У нас УК проводила собрание жильцов, на котором повысили тарифы и ввели н кому не нужные услуги. Половину подписей дома просто подделали, мою в том числе. Но чтобы выиграть суд нужно, чтобы число поддельных подписей могло повлиять на результат голосования. Столько подписчиков собрать не смогли, дом не активный, многим все равно. Нарушение как бы есть - подписи то подделала ук - а как бы и нет, потому как все равно изменить мы ничего не смогли бы.
Поэтому и творят что хотят. Введут пошлину, и людям станет вообще не выгодно жаловаться.
А с каких это пор УК может быть инициатором общего собрания собственников жилья? У них нет таких прав, как и у жильцов, которые живут в доме по соцнайму. Читаем внимательно ЖК РФ, выигрываем обязательно.
П. 7 ст. 45 ЖК РФ
В каких случаях? Органы власти тоже могут быть инициаторами, только в определëнном случае.
Ну, я про свой случай. Про другие не писала.
ЖКХ-самая коррумпированная отрасль хозяйства. Управляйки воруют как хотят.
ООО где никто ни за что не отвечает!
а зачем нам тогда вообще УК и жилинспекции ? Деньги собирают огромные , набивают ими свои большие карманы , особенно начальники , сомневаюсь , что рабочие много от них получают. Сколько лет уже не наблюдаю каких то сдвигов по улучшению придомовой территории , пожаловаться значит себе дороже . Вывод - опять законы для власти , а для людей когда ? Дождутся , терпение закончится.
Золотые слова!!!
Не надо создавать проблем населению и жалоб не будет. Службы не работают, сидят отписками занимаются. Зарплата стабильная, льготы и прочее. Зачем работать, отписался и ладно. Хорошую систему себе создали.
Да и проверки проводятся сидя в кабинете по телефону.
Ничего нового не увидела,кроме:отбить желание людям жаловаться в вышестоящий гос.орган на нижестоящий такой же гос.орган.
Люди жалуются в вышестоящие организации,потому что ГБУ районные без пинка не работают.
Ну и вишенка на торте:самая высокая госструктура будет решать обоснованная жалоба или нет.
Не трудно догадаться какое будет решение на бумаге.