«Пираты XX века»: первый советский супергерой и вызов системе

Фильм, который в 1980 году посмотрела вся страна. Абсолютный рекордсмен проката в СССР – более 87 миллионов зрителей. Народный хит, который критики встретили с явным раздражением. Почему? Что сделало «Пиратов XX века» феноменом – и почему он оказался неудобен для официальной идеологии?
Сюжет – только повод. Главное здесь не он
Советское торговое судно «Нежин» перевозит партию дорогостоящих медикаментов. В нейтральных водах его атакуют современные пираты. Часть экипажа захвачена. Остальные обречены.
И вот тут на передний план выходит не офицер разведки, не спецназовец и не партийный функционер, а обычный человек – старший механик Сергей Сергеевич, по прозвищу «Дед». Он не наделён полномочиями, не ищет славы и не считает себя героем. Но именно он берёт на себя ответственность, когда никто не может. Именно он превращается в того, кто способен изменить всё.
Когда герой – это не коллектив, а личность
Фильм вышел в эпоху позднего застоя – времени, когда на экране преобладали образы «простых людей», растворённых в «трудовом коллективе». Герой не выделялся, не бросал вызов, не имел лица. А если и имел, то лишь как часть целого.
«Пираты XX века» пошли наперекор этой традиции. Здесь на экране – личность. Сильная, целеустремлённая, неформальная. Герой, который не ждёт команды, а действует, потому что иначе нельзя. В этом была искренность, которая подкупала. И в этом же – опасность для системы, основанной на обезличивании.
Поэтому зритель фильм полюбил, а официальная критика – осудила. Потому что это был не просто боевик. Это был вызов.
Советский каратэ и новая маскулинность
Фильм стал одним из первых, где на экране показали приёмы восточных единоборств. Это произвело настоящий фурор – в стране, где боевые искусства воспринимались как нечто «чуждое», зрители впервые увидели каратэ в действии.
Но суть не в экзотике. Герой владеет силой – и не злоупотребляет ею. Он не мстит, не калечит, не убивает ради удовольствия. Он защищает. Он действует ради других. В этом и был новый образ мужественности – не советской по духу, но и не голливудской. Скорее – личностной.
Простой сюжет, но сильный нерв
Да, сценарий прямолинеен. Да, злодеи карикатурны. Да, актёрская игра не везде безупречна.
Но всё это отходит на второй план, когда зритель чувствует главное: на экране есть человек, на которого можно положиться. Который не предаст, не побежит, не отступит.
Это не «шедевр искусства» – но шедевр человеческого отклика.
Почему это было важно
«Пираты XX века» дали зрителю не просто экшен. Они впервые за долгое время показали образ сильного человека, а не идеологическую конструкцию. Не функцию в системе, не винтик, а мужчину с волей, с достоинством, с лицом.
Это кино не о войне и не о подвиге на фронте. Это кино о внутреннем фронте – о том, что каждый может стать героем, если в нём есть основа. Стальной стержень. Совесть. И свобода поступать по совести.
Вывод:
«Пираты XX века» — это история не о пиратах и не о судне. Это история о том, как важно не бояться быть человеком. Даже если ты всего лишь механик.
Стоп-кадры
Бой с пиратами на скале:

Подводное приближение к судну пиратов:

Главный герой уходит в одиночку против всех выживших пиратов:

Подробнее ознакомится с моими отзывами на книги и фильмы можно на Айри, здесь.
Хороший герой и кино отличное!
Да, это так, но советская критика, увы, так не считала.
Для того времени фильм конечно был сильный, сейчас его смотреть невозможно
Честно говоря, не пересматривал, написал по памяти. Может и хорошо, на основе ещё впечатлений тех времён.
Ну да. В те времена мы еще понятия не имели о карате, "Пираты ХЕХЕ века" казался шедевром, сейчас так себе. Вот "В зоне особого внимания" тоже боевик примерно тех же годов и сейчас можно посмотреть.
Первый советский боевик, с довольно жестокими сценами.
Да, это так.
Интересные выводы....
Спасибо!
Этот фильм побил все рекорды по просмотрам в Советском Союзе, но вызова системе никто не увидел. Я тоже посмотрел с удовольствием.
Не увидел, но почувствовал.